ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и сидит без движения в томительном ожидании желанного действия каких-то внешних сил. Нам кажется, что вне нас есть таинственное «нечто», творящее нашу судьбу. Мы не привыкли думать, нам лень шевелить мозгами и мы не сознаем того, что весь прогресс человечества – это приближение (…) к счастливому строю жизни – усилием творится, победой одержанной каждым человеком над самим собой. (…)

Мы (…) топчемся на месте, потому что не хотим мыслить или, скорее мыслим вяло, нехотя, лениво без всякой веры в самих себя и свои силы. Между тем "Самое страшное неверие - это неверие в самого себя".

Стоит двинуться кому-либо из нас, как мы видим, что начинают мало-помалу двигаться и шевелиться и окружающие нас люди. Движение, неугасимая энергия мысли, очень заразительно действует на людей; это - заразительность творчества, открытия новых путей, приближения к еще неизведанному, но более счастливому будущему строю жизни.

Эта заразительность движения, работы над самим собой, особенно наглядна в области воспитания и самовоспитания, которая полна такого животрепещущего интереса для каждого из нас. Каждый из нас чувствует, что наши дети потому не двигаются вперед, потому не верят ни во что, что не видят ни в семье, ни в школе воплощения какой-либо высшей веры, за которую им можно было бы уцепиться. Дети наши стоят или топчутся на одном месте потому, что стоим и топчемся мы сами. Странно, смешно и несправедливо было бы требовать от детей стремления к высшей цели, которой не признаем, к которой не движемся мы сами. Мы хотим, чтобы маленькие дети видели и полюбили то, чего не хотим видеть и любить мы, взрослые, убеленные сединой люди.

Итак, мы "только тогда сможем привлечь, привязать к добру наших детей, когда привяжемся к нему крепко сами".

Это влечение, любовь к добру, явится результатом личных усилий каждого из нас над самим собой. В то же самое время огромную помощь окажет нам в этой области взаимопомощь, чувство солидарности между людьми. Работа мысли оживляется, чувства становятся жизненнее, ярче, на душе делается веселее, когда мы видим, что людям, нашим ближним, дорого то, что дорого нам самим. Рабочие, дружным натиском сдвигающие с места какую-либо большую тяжесть, поют за работой. В этой песне выражается поэтическое чувство, источник коего - сознание братства, солидарности, объединения усилий в общем деле.

Такая же песня, только немая, музыка без слов, рождается в душе всякого человека, чувствующего подле себя товарищей в стремлении к общей цели; она облегчает усилия каждого из нас, веселит душу каждого работника в общем деле и вдохновляет его для движения вперед. (...)

Не знать самого себя, умереть, не познакомившись близко с самим собою и законами своей духовной жизни, - невозможно. Поэтому каждый из нас является невольным педагогом по отношению к самому себе: он знает, что развилось уродливо в его душе благодаря пройденной им школе, какой отпечаток наложила на его душу пройденная им жизнь. Каждый из нас знает, над чем он должен работать, что он должен питать и исправлять в своей собственной природе.

И все-таки мы не движемся.

В этой области опять же огромное значение будет иметь взаимопомощь между людьми. Люди очень различны, разнообразны по своему духовному складу и жизненному опыту. Поделиться опытом своей жизни с своим ближним - это значит пополнить его опыт, обогатить его. В этом смысле единение людей явится школой для самообразования, самосознания и движения вперед. (...)

 

Свободное воспитание. 1915-1916. № 7. -С. 1-4.