ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ

(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница только в том, что духовному развитию человека, совершенствованию его ума и сердца, не положено предела. Животные же в этом отношении замкнуты по своей природе в какой-то резко очерченный, неподвижный круг. (...)

Человек, особенно в своем детском возрасте, как-то инстинктивно, неудержимо чувствует свою близость к кошке и собаке, он чувствует себя в среде домашних животных как у себя дома, как будто понимает их язык, их нравы, обычаи и повадки.

Близость животных к детям, любовь детей к животным, - есть какое-то очень многозначительное указание природы, на то что чувство это - здоровое, жизнерадостное, - может явиться в дальнейшей жизни человека источником постоянной бодрости, энергии и все более и более развивающейся любви человека к окружающей природе.

Для этого нужно только, чтобы взрослый человек вовремя, с чуткой любовью, разумно удовлетворял духовные запросы ребенка, добывал ему ту духовную пищу, которой так жаждет его душа. (...)

Велико значение чутких, любвеобильных писателей, в живых красках изображающих детям и взрослым жизнь животных. Твердою, знающею рукой закладывают они основу той истинной науки, которая наполняет человека любовью ко всему, раскрывает ему глубокую родственную связь, существующую между человеком и окружающим его миром.

Будить в человеке сочувствие горестям и радостям животных - это значит расширять человеческую семью, вводить в нее все новые и новые существа.

Умеющий любить животных научится еще сильнее и глубже, чем раньше, любить своего самого близкого брата - человека. Чем шире распространяется чувство человеческого сердца на окружающий мир, тем глубже и радостнее становится оно.

В этом смысле великий грех творят с детьми те люди, которые учат их ловить бабочек и насекомых и насаживать их на булавки. Они, в сущности, учат детей убийству живой природы, которая полна поэзии и вечно возрождающейся красоты. Сухая, мертвая, якобы “научная” цель дороже для таких людей живого, прекрасного мироздания.

Им надо напомнить замечательные слова одного геолога, друга детей, который, держа в руках камень и рассказывая о нем детям, сказал им: “Дети, человек призван к тому, чтобы оживлять мертвое, а не умерщвлять живое”.

 

Свободное воспитание. - 1916-1917. - .№ 11-12. - С. 119-124.