МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ

I

 

Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы помочь воспитываемому понять свое назначение в жизни и уметь исполнить его.

Воспитатели должны помогать воспитываемым найти истинный путь жизни и стать на этот путь.

Воспитание, по-моему, прежде всего в том, чтобы просвещать людей, духовно и нравственно влиять на них. Передача внешних, материальных знаний - дело второстепенное и, по сравнению с первым, даже маловажное. В воспитании важно единственно то, чтобы содействовать созданию нравственных, духовно-прекрасных существ; знания же о материальном мире ценны лишь в связи с духовными познаниями. (...)

Согласно с тем фактом, что человек смесь животного и божества, с начала веков у людей создались два мировоззрения: одно - грубое, телесное, животное, получившее свое полное выражение в язычестве, опирающееся на власть, богатство, славу; другое - тонкое, возвышенное, духовное, божеское, лучше всего выраженное в учении Христа, опирающееся всецело на силу духа, состоящее в стремлении к вечному, в самосовершенствовании, в любви к Богу, видящее исключительно в жизни духа спасение и счастье людей.

Таких людей, которые сознательно исповедали бы духовное миропонимание, сравнительно, очень мало. Огромное большинство всегда принадлежало к лагерю грубого эгоизма. Поэтому, неудивительно, что среди нас сложилось грубое, языческое, воспитание, забота которого прежде всего в том, чтобы поддерживать на земле рабство. Одни воспитываются для рабства, а другие - для этого же рабства, только с другого конца: чтобы пользоваться рабством. (...)

Жизнь самых неразвитых дикарей, как об этом единодушно повествуют путешественники, куда счастливее нашей европейско-американской цивилизованной, интеллигентной!

В. Стефансон, член Миккельсонской экспедиции, рассказывая про свое пребывание среди эскимосов Гершельского острова, сообщает следующее об этих “дикарях”:

“Эскимосы не понимали ни одного слова по-английски, были вполне не цивилизованы и все язычники, но жить можно было с ними отлично; хорошее настроение духа никогда не покидало их, и даже во время голодных дней они сумели сохранить свой свежий юмор. Семейная жизнь была у них образцова по своей гармонии, - я никогда не заметил споров, никогда не слышал злого слова между супругами.

Никогда я не видел, чтобы они наказывали ребенка, и их детвора - это дети лучшего воспитания, какое мне когда-либо пришлось видеть.

Воровство - совершенно неизвестное явление среди этих бескультурных дикарей. Живут эти эскимосы почти в совершенном коммунизме, и система эта, кажется, у них отлично оправдывается. Все съестные запасы составляют общее владение, и сирота так же хорошо одет, как и сын самого богатого и знатного их рода.

Старики и изувеченные точно так же обеспечены, как и молодые, здоровые и сильные”. (...)

Воспитание должно быть направлено не столько на развитие умственных способностей, сколько на развитие характера и установление хороших нравов. Надо облагораживать людей, надо будить их к божественному сознанию. Без благородства, без жизни духа невозможно построить прочное здание человеческой жизни.

Если мы хотим создать культуру, истинную, христианскую культуру, то мы должны строить ее внутри человека, а не вне его.