Обратная перспектива

Это прием рисования перспективы, суть которого в том, что параллельные и горизонтальные в пространстве линии на картине изображаются в своем продолжении не сходящимися в одной точке, а расходящимися; встречается довольно часто в старинной иконописи. Так, например, икона «Иоанн Златоуст» (середина XVI в.) выполнена в обратной перспективе (рис. 9.2).

В большинстве изданий обратная перспектива трактуется как ошибочное изображение художниками предметов вследствие незнания ими элементарных правил перспективы. Однако при всей условности получаемого изображения необходимо отметить определенное психологическое воздействие, создаваемое таким произведением на человека.

Обратная перспектива как бы концентрирует наше внимание на сути явления; вводит понятие так называемого духовного зрения; заставляет видеть предметы не в привычном для нас виде.

Рис. 9.2

Преимуществом обратной перспективы является то, что она позволяет подчинять все композиционное решение главной цели произведения, акцентировать и направлять внимание зрителя к центру полотна, где изображаются главные образы, а также осуществлять связь зрителя с изображаемыми событиями. В дизайне возможно использовать обратную перспективу в различных художественных произведениях и в композициях, однако применение данного приема должно быть оправдано тематикой и предназначением работы.