Реферат Курсовая Конспект
Сарматская археология - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии К Востоку От Земель, Занятых Скифами, За Доном, Жили Родственные Им По Языку ...
|
К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарматов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.
Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур.
Некоторые различия между ранними и более поздними сарматскими археологическими памятниками позволили ряду исследователей считать сарматов и савроматов двумя различными народами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в.
Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и исследовано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооружений. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земляных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сложенные из камня, так называемые царские могильники. Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные могильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов.
Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей.
Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.
В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота.
Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуд! с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом.
У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенностей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими являются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погребения с оружием и богатыми украшениями.
В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап истории сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков.
В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увеличивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается количество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарматов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и выступили на завоевание новых территорий.
Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчинили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обстановке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значительная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое население, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселения часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сарматские поселения имели оборонительные сооружения из нескольких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глинобитных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пшеницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-прежнему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тесные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и портретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, олицетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую рубашку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем.
Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов.
В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура». В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Археологические источники весьма разнообразны Основу их составляют многочисленные орудия труда предметы быта остатки строений и оружие а также... Таким образом в археологии древняя вешь является основным средством познания... Надежным хранилищем археологических источников является земля Количество добытых из земли предметов ежегодно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сарматская археология
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов