Реферат Курсовая Конспект
От автора - раздел Педагогика, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ Перед Вами Лежит Не Учебник, Не Учебное Пособ...
|
Перед вами лежит не учебник, не учебное пособие по педагогической этике для учителей и студентов педагогического вуза, а именно исследование сущности и содержания этого понятия. Можно также назвать это рефлексией, что обозначает способность человека сосредоточиться на содержании своих мыслей (по Р. Декарту) или источник знаний для человека из внутреннего опыта своей жизнедеятельности (по Д. Локку). Другими словами, это размышления автора, его «мысли вслух» о том, как можно и как не следовало бы учителю вести себя в педагогическом взаимодействии с детьми, в общении с родителями учеников, с коллегами, с руководством учебного заведения и т. д.
Но данная книга еще и педагогическая рефлексия, что означает реальную возможность для читателя, поняв и приняв некоторые (или многие) мысли, идеи, позиции автора, тем самым обучить и научить себя новым видам поведения, а также воспитать в себе новое отношение к самому себе, к детям, к своей профессиональной деятельности, да и к своей жизни вообще. Возможен и такой вариант развития событий, когда некие идеи автора не только усваиваются читателем, но и подталкивают к формированию идей собственных, может быть, отличающихся от того, что он прочитает в этой книге.
Тогда эта книга все-таки может стать учебным пособием как своего рода подспорьем в размышлениях учителя о своем поведении в педагогическом взаимодействии с учениками и поводом для личностного и профессионального самосовершенствования.
Автор ни в коем случае не претендует на изложение истины в последней инстанции, так как речь идет об учителе как человеке и о его взаимоотношении с другими людьми, а потому ни о каком-либо единственно верном способе, методе поведения говорить нельзя - все люди разные, все неповторимые, все противоречивые в своих мыслях и действиях. Здесь, наверное, более уместен разговор-размышление о том, что же в действительности происходит в классе и вне его, что действительно занимает мысли и сердце учителя, что действительно ждут ученики и их родители от учителя и что, увы, действительно происходит на уроках, на родительских собраниях, педсоветах, в школьных коридорах, часто вопреки благим намерениям педагога и вопреки здравому смыслу вообще и официальным положениям, правилам, указаниям.
Поэтому в заглавие книги вынесено: «...желаемое и действительное», - то есть представляется необходимым разобраться в объективных противоречиях педагогического взаимодействия и выбрать для себя именно свой индивидуальный путь организации такого общения и такой совместной деятельности, чтобы «не было мучительно больно» за свою профессиональную педагогическую деятельность, может быть, даже в противовес неким официальным указаниям и рекомендациям. Работая с людьми, всегда приходится искать, пробовать и, наконец, находить ту единственно правильную линию своего поведения, которое приносило бы радость тебе самому и окружающим. Ну, если уж и не радость, то хотя бы моральное удовлетворение (хотя радость все-таки гораздо лучше!).
Отсюда следует призыв автора: «Долой готовые рецепты поведения учителя на все случаи жизни!».
Книга написана разговорным языком. Автору очень хотелось, чтобы читатель как бы слышал строчки, которые находятся у него перед глазами, и представлял в своем воображении те акценты и интонации, которые автор попытался передать. Удалось это или нет, или удалось, но не в полной мере, - судить вам, читателям. Но если вы напишите свой отзыв о книге, то автор будет вам очень признателен.
С уважением,
Дмитрий Алексеевич Белухин
________________ Вместо введения_________________
Некоторые особенности педагогической деятельности
Педагогическая деятельность по воспитанию и обучению молодого поколения существовала всегда и с незапамятных времен, когда старшие обучали молодых охотиться, защищаться от врагов, готовить пищу, ухаживать за новорожденными, попутно передавая им традиции рода-племени, понятия добра и зла, формируя и развивая у молодежи знания, умения и навыки жизнедеятельности.
Позже в человеческих сообществах стала выделяться особая группа людей, которая занималась только воспитанием и обучением детей. Сейчас мы уже говорим о педагогической профессии, о ее видах и специализациях, о специально организованном процессе подготовки будущих педагогов, учителей, воспитателей в учебных заведениях самых разных уровней и предметах специализации, от воспитателя детского сада до педагога высшей школы.
Цели обучения и воспитания, как школьников, так и педагогов, менялись на протяжении всей истории человечества исходя из особенностей каждой исторической эпохи, которые отражались в своеобразном социальном заказе ШКОЛЕ на то, какими знаниями, умениями, навыками и чертами личности должен обладать будущий полноправный член общества. Здесь можно вспомнить для примера Спарту, в которой воспитывались сильные и выносливые воины, и Советский Союз, где пытались воспитать «непримиримого борца с буржуазной идеологией, верного идеалам коммунизма».
Но вот что интересно: менялись века, менялись идеологии, менялись требования к профессиональной подготовке педагогов, а все равно всегда оставалось нечто такое, что всегда и везде ценилось учениками в их учителях.
Что же это было?
Лично я всегда нахожу ответ на этот вопрос на первом курсе, причем, сразу на первой же лекции по педагогике для будущих учителей. Я прошу их вспомнить своих любимых школьных учителей и ответить мне на вопрос, какие профессиональные качества их любимых учителей они ценили больше всего. И раздается из разных концов аудитории: «Доброжелательность!», «Открытость!», «Порядочность!», «Чувство юмора!», «За то, что меня понимали!», «Никогда не унижали!» и т. п. Где-то ближе к концу звучало и такое: «Знание предмета!», «Умение хорошо давать материал!».
Потом я прошу ответить на вопрос, какие качества в людях вообще им, студентам, нравятся больше всего. И в ответ: «Порядочность!», «Честность!», «Остроумие!», «Доброжелательность!», «Ум!» и т. п.
И в итоге получается следующее: оказывается, ребята прежде всего ценят в учителях их личностные качества и свойства, а уже потом уровень их академической предметной подготовки и методическую оснащенность. Другими словами, самые главные профессионально-педагогические качества учителя есть, прежде всего, его общечеловеческие качества.
Или: в педагогической профессии общечеловеческие характеристики учителя имеют первостепенную профессиональную значимость.
Или: чтобы стать любимым учителем, нужно прежде всего быть Человеком.
А быть любимым учителем означает практически все: активность учеников на уроке, заинтересованность в учебной деятельности, приложение стараний в учении, доверие ко всему, что скажет учитель, и, наконец, попытки копировать его поведение, отношение ко всему происходящему, манеру говорить, смеяться, хмуриться.
Отсюда логично предположить, что основной задачей педагогического образования следует считать оказание помощи будущему учителю в том, чтобы раскрыть его положительный личностный потенциал, чтобы помочь ему стать Человеком, а уже потом носителем научных знаний и умений.
Однако такой цели или задачи в педагогическом вузе никто никогда не ставил. Посмотрите Государственные образовательные стандарты и программы подготовки педагогических кадров и вы найдете там великое множество учебных предметов, в изучении которых делается упор на количество академических знаний, а об общечеловеческой ценности личности педагога там нет ни слова, причем не только там, но и в учебных курсах психологии, педагогики, методике преподавания учебных дисциплин.
Таким образом, педагогическая профессия и педагогическая деятельность есть уникальные явления жизнедеятельности любого общества, страны, любой государственной системы. Учитель есть самый главный политик, а педагоги - самая по-настоящему влиятельная и многочисленная политическая партия. Как жаль, что этого не понимают те, кто начисляет заработную плату учителям и уже только этой зарплатой постоянно снижают престиж педагогической профессии, низводя педагогов до положения люмпен-интеллигенции. Достаточно одного лишь примера - реальная зарплата доктора наук, профессора государственного университета в полтора раза меньше реальной зарплаты обыкновенного московского дворника.
Но эта одна сторона. А вот, с другой стороны, в недавнем прошлом раздавались громкие и пафосные речи о том, что, мол, учитель - доверенное лицо общества, ему доверено самое главное - наше будущее!!! Сейчас так не высказываются и уж тем более не выступают с высоких трибун, но постоянно говорят о повышении качества образования. Об учителях, преподавателях вузов молчат, зато во всю мощь средств массовой информации трубят о том, что нынешние выпускники вузов - это «интеллектуальная элита России», «интеллектуальные ресурсы России» и т. п.
Появилась масса программ и постановлений об улучшении качества образования, об инновациях в области обучения, причем, все эти новшества касаются только технологических сторон образования как такового от компьютеризации и создания электронных библиотек на каждый чих Государственного образовательного стандарта до «Великого и могучего» Единого государственного экзамена.
Об учителях, педагогах, преподавателях высшей школы, о том, какими они должны быть и в чем следует измениться, фактически нет ни слова, кроме объявления о повышении надбавок за ученую степень и ученое звание, одновременно с ликвидацией Единой тарифной сетки. Впрочем, есть еще и всем надоевшие призывы, типа «улучшить», «повысить», «еще более и более» и т. п.
Нет ни намека на истинно государственную значимость педагогической деятельности и на роль личности учителя в организации и проведении этой деятельности. Все сводится опять-таки к технологическому совершенствованию образовательного процесса, и за успешность в нем обещают различные гранты, премии, льготы и путевки в дома отдыха. Другими словами, учителя как человека, как индивидуальности, как причины и повода для духовного развития детей в новых постановлениях опять НЕТ, а есть указания на техническую оснащенность обучения. И нет в ней места живому человеку - об учителе говорят как о компьютере, куда следует засунуть высокоскоростной процессор с увеличенным объемом памяти для быстродействия и эффективности результатов обучения.
А между тем мы собрались поговорить о педагогической этике...
Так что же это такое и нужно ли это знать, выполнять, соответствовать ее положениям?
Этика вообще - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. По-другому - это философия практической жизнедеятельности человека.
Что и как следует делать, что есть хорошо, а что есть плохо, достойно или недостойно, как следует и как не следует жить, поступать - все это и многое другое есть вопросы этики или этического поведения человека в обществе. Это есть предмет изучения во многих вузах по разным специальностям, что позволяет говорить о существовании нескольких видов уже профессиональной этики наравне с общечеловеческой этикой поведения человека в общении. И вот что интересно - в учебных планах, например, специальности «Социокультурная деятельность», есть учебный предмет «Профессиональная этика и этикет», а в учебных планах психолого-педагогических специальностей такого предмета для изучения не существует.
Тем не менее, сам термин «педагогическая этика» вовсю используется как в устной, так и в письменной речи, есть программы, учебные пособия по педагогической этике, статьи и рефераты.
ВНИМАНИЕ! Автор утверждает, что педагогической этики на самом деле нет, вернее, ее не должно быть как некой особой специально-профессиональной субстанции, так как ее на самом деле не существует в самой природе истинной педагогической деятельности.
Но она, оказывается, есть в виде программ, учебных курсов и учебных пособий. К ее нормам, требованиям и правилам, оказывается, апеллируют, когда требуется разрешить возникшие конфликты в учебном заведении.
Таким образом, наметилась проблема: с одной стороны, вроде бы должна быть педагогическая этика, как этика профессиональной деятельности преподавателей, и, соответственно, изучение ее и овладение ее основами, а с другой стороны, автор данной книги утверждает, что педагогической этики как чего-то самостоятельно существующего нет, да и не должно быть вообще.
Вот и будем постепенно разбираться в данном противоречии на страницах этой книги, размышляя вслух.
_____________________ Глава 1_____________________
Нравственные основы как проблема содержания педагогической этики
Понимание этики как практической философии жизнедеятельности человека ведет свое начало от Аристотеля, который отделял научное или наукообразное теоретизирование по вопросам морали и нравственности от прикладного характера практического проявления моральных и нравственных норм в поведении человека.
Таким образом, появилась прикладная этика, или профессиональная этика, в которой отражаются особенности поведения специалиста в той или иной сфере его деятельности. Данные особенности поведения проистекают из специфики самой профессиональной деятельности, которой занимается человек, и поэтому профессиональная этика поведения одного специалиста отличается от норм и правил поведения другого специалиста, поскольку профессии у них разные.
Тогда можно дать предварительное определение педагогической этики.
Педагогическая этика - совокупность норм, требований и правил, регулирующих поведение педагога в различных видах его профессиональной деятельности на основе общечеловеческих нравственных ценностей и моральных норм.
Данное определение всего лишь называет предмет педагогической этики, однако, как представляется, не раскрывает ее сущности, принципиальных отличий от других видов профессиональной этики и ее особенностей. Но пока будем придерживаться этого определения, тем более что оно представлено здесь практически в неизмененном виде из многих и многих учебных пособий по педагогике.
Известно, что нравственность есть реальные взаимоотношения между людьми и их поступки, оцениваемые с позиций добра и зла. А мораль есть некий свод норм и правил, определяющих, что есть добро и что есть зло в данном сообществе людей.
Фактически существует всего лишь один написанный, официально и неофициально признаваемый свод моральных и нравственных норм поступков человека. Это Библия, в которой изложены канонические 10 заповедей + 2 заповеди любви + 8 заповедей блаженства + описание 7 смертных грехов, то есть того, чего не следует делать никому и никогда, ибо тогда нарушаются все заповеди Божьи.
А надо всем этим располагается Естественный нравственный закон как совокупность нравственных правил, составленных самим человеком на основании свидетельства своего нравственного чувства и в силу требований своей совести.
Сейчас для нас важно то, что сам человек согласно своей совести устанавливает для себя свои же нравственные правила. Именно САМ устанавливает, согласно своей совести, то есть своему разумению добра и зла, однако опираясь при этом на законы Божьи.
Мы еще вернемся к этому положению о естественном нравственном законе, уже применительно к сущности добра и зла в педагогической профессии.
В разное время разные великие мыслители по-своему излагали и формулировали мысли о нравственности и морали, но их суть практически всегда соответствовала каноническим текстам и заповедям Священного писания.
Правда, существовал еще «Моральный кодекс строителя коммунизма» как свод нравственных законов и моральных норм поведения советского человека, обязательный для исполнения. Нарушителю «канонов» этого кодекса выносили общественный приговор, если он был пойман с поличным. Так, например, позиция кодекса «советский человек... морально устойчив» отрицала всяческий адюльтер для советского человека, а для члена КПСС, находящегося к тому же на высокой служебной должностной ступени, адюльтер мог стать причиной снятия с руководящего поста и даже исключением из рядов КПСС, что фактически означало выдачу «белого билета», который, в свою очередь, обеспечивал огромные трудности для его обладателя в дальнейшем трудоустройстве.
Итак, получается, что основой педагогической этики являются морально-нравственные принципы, которыми руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности. Данные принципы вытекают из нравственных ценностей и моральных норм, принятых обществом на данное время. Необходимо отметить, что все эти нормы и правила невозможно навязать «сверху», они начинают работать только тогда, когда идут «снизу». В данном контексте «снизу» означает наличие особых социально-экономических условий для того, чтобы естественным образом сложилась психологическая готовность людей принять эти нормы и действовать в соответствии с ними. Принятый на XXI съезде КПСС Моральный кодекс строителя коммунизма не соответствовал ни экономической, ни социальной, ни психологической основе тогдашнего СССР. Он стал формальным сводом таких же формальных законов жизнедеятельности советских людей, и его вряд ли помнят сейчас те, кто жил и трудился в то время.
В настоящее время в России нет подобных официальных постановлений, поэтому люди в своем большинстве, сознавая или не осознавая это, руководствуются библейскими законами, выдержавшими проверку временем. Но человек, в силу своей противоречивой природы, не способен всегда и во всем точно следовать даже этим законам и правилам, однако ценно уже то, что, приняв их, человек старается жить и поступать по совести, по-человечески, то есть согласно названным заповедям.
Вот и появляются в педагогических изданиях термины «морально-этические нормы поведения учителя», «нравственная культура педагога», «нравственные основы педагогической деятельности» и т. д. Появляется даже целая наука - деонтология.
Деонтология как наука о долге и должном в настоящее время рассматривается чаще всего как учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинских работников, главным образом по отношению к больному. Как общеизвестно, главным этическим принципом деятельности врача еще со времен Гиппократа является принцип «не навреди». Именно поэтому представляется очевидной необходимость применять сущность деонтологии в практике других профессий, и прежде всего педагогической.
Если с медицинскими работниками все предельно ясно и «не навреди» напрямую относится к физическому самочувствию человека, то с педагогическим «не навреди» дело обстоит несколько сложнее. Кому не вредить, кажется, вполне понятно - детям. А не навредить учителю? А кто ему может навредить?
Во-первых, очень непослушные дети. Те самые, которые не слушают учителя, разговаривают на уроке, прогуливают школу, дерзят учителям и т. д.
Во-вторых, родители тех детей. Тех самых, что прогуливают школу, разговаривают на уроках и вообще мешают учителю жить спокойно и трудиться на ниве образования.
В-третьих, родители других детей. Тех, которые исправно ходят в школу, сидят на первых партах, не отвлекаются на уроках, но при этом ну никак не дотягивают до пятерок. И идут родители этих детей в школу и начинают предъявлять претензии учителю в его якобы предвзятом и несправедливом отношении к их талантливым чадам.
В-четвертых, администрация школы и районное начальство. Те могут, понятно, без всяких на то оснований придираться к работе учителя, составлять неудобное для него расписание, требовать письменные отчеты и прочие рукотворные документы на каждый шаг и вздох педагога.
В-пятых, коллеги - учителя. Здесь спектр эмоционально окрашенных отношений бесконечно велик и многообразен. Есть коллеги-подруги, есть коллеги как коллеги, есть коллеги завистники, конкуренты, злопыхатели, придиры, жаждущие поучать и т. д.
Вот и получается некая структура этических норм поведения педагога:
а) с учащимися,
б) родителями,
в) коллегами,
г) руководящими лицами.
Понимая поведение как проявление отношения к кому-либо или к чему-либо, названные аспекты этических норм действий педагога есть проявление отношения к детям, к родителям, к руководству, к другим учителям и, что на наш взгляд есть самое важное, проявление отношения к самому себе. Или если обобщить все сказанное ранее, то поведение учителя есть проявление его отношения к самому себе в своей педагогической деятельности в целом как деятельности многофакторной, разносторонней и многообразной.
Получается, что именно учитель есть не только носитель знаний и неких норм поведения, но и сам по себе есть средство для освоения всего этого детьми. И тогда вопрос о личности педагога, ее особенностях, нравственной основе становится особенно важным. Это хорошо понимали ученые мужи прошлого.
Так, М. Монтень призывал обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником.
Я. Коменский настаивал на доброжелательном отношении педагога к детям и критиковал формально-показное выполнение учителем своих обязанностей.
Д. Локк уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступая против принуждения и наказания и считая особенно значимым для воспитанников пример собственного поведения учителя.
Ж. Руссо полагал, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.
Ф. Дистервег сформулировал такие требования к личности учителя, как совершенное владение предметом преподавания, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой («бодрость, оптимизм, работа над собой» - почти дословно все эти требования как обязательные качества личности педагога и необходимые условия деятельности детского коллектива позднее высказывал А. С. Макаренко).
В. А. Сухомлинский ставил на первое место умение учителя устанавливать живые человеческие отношения с детьми.
Но вот позднее в работах, касающихся педагогической этики учителя, его поведения в профессиональном взаимодействии с детьми, стала проявляться следующая тенденция: в статьях, учебных пособиях, книгах об учителе, о качествах его личности, особенностях педагогической профессии, о его профессиональной этике стали говорить сухим языком, изобилующим либо фундаментальными научными понятиями, либо терминами, сущность и содержание которых не уточнялись, и каждый человек был волен трактовать их как ему захотелось.
В работах Н. Кузьминой, Э. Гришина, В. Писаренко, И. Писаренко, И. Чернокозова, Т. Мишаткиной и других, с одной стороны, превосходно проведена классификация составных элементов педагогической этики, систематизированы основные понятия, раскрыта важность самого понятия «педагогическая этика». С другой - все они страдают, на мой взгляд, излишней категоричностью в утверждениях, большей своей частью напоминающие заклинания и прямые указания учителю на то, что в обязательном порядке ему нужно знать, иметь, чувствовать и делать.
И САМЫЙ ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК РАБОТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ - ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ИДЕАЛИЗАЦИИ И АБСТРАКЦИИ ОБСУЖДАЕМЫХ ПОНЯТИЙ.
Поэтому, слушая лектора или читая учебное пособие, попадаешь под обволакивающие сознание сочетания давно известных слов - любить детей, быть примером для учащихся, личное обаяние педагога, высокая культура учителя и т. д., и т. п. С одной стороны, все ясно и понятно, с другой - что все это значит на самом деле?
Почему «учитель должен любить детей»? Можно ли полюбить их всех без исключения?
В чем учитель может быть примером для учащихся, а в чем никогда не сможет?
Что такое «личное обаяние» и как обнаружить в себе его наличие?
О какой культуре или ее видах идет речь: живопись, опера, балет, культура поведения или еще что-нибудь?
Представляется, что именно здесь и заключается проблема этики вообще и педагогической этики в частности. Все научные или публицистические материалы на данные темы представляют собой повествование о том, каким все вокруг должно быть и как все это будет здорово, причем, в самом возвышенном и идеализированном тоне. И получается своего рода литература возвышенной устремленности духа, в сущность и содержание понятий которых каждый слушатель или читатель вкладывает свой личный, привычный, знакомый и понятный ему смысл. Но людей много и каждый понимает любовь, обаяние, культуру по-своему, часто вкладывая в эти понятия противоположные, по сравнению с другим человеком, смысловые значения.
Достойны похвалы авторы учебных пособий по педагогической этике, которые подробнейшим образом осветили ее многообразный и многоуровневый характер. Их классификации разделов, подразделов, тем - этика отношения педагога к своему труду, этика отношений в системе «педагог - учащийся», этика отношений в системе «педагог - педагог», этика гражданственности, экологическая этика и так далее - заслуживают внимания и изучения.
Но нигде и ни у кого нет раздела об отношении педагога к самому себе, нет практической философии восприятия учителем самого себя как человека, как личности, как индивидуальности, как педагога в педагогическом взаимодействии со своими учениками, их родителями и т. д.
Очень жаль, что об этом никто не подумал и не написал...
Как представляется, все подобные публикации страдают еще и отсутствием того самого конкретизированного реально жизненного фундамента, на котором и основывается вся практическая философия профессиональной деятельности и который должен быть усвоен, освоен каждым учителем, принят им; и уже на этом фундаменте каждый учитель выстраивает свою индивидуально-личностную и неповторимую линию этического поведения и всей своей профессиональной педагогической деятельности.
Тогда-то и получается, что, владея основой нравственного поведения на базе принятых и освоенных моральных норм в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, педагог сам устанавливает специфические черты своих норм и правил профессионального поведения в общении и в совместной деятельности с учащимися, с коллегами и руководством. Эти нормы и правила будут нести в себе отпечаток неповторимой личности учителя, его индивидуальности, что отличает его от других учителей, но, вместе с тем, данные нормы и правила есть суть высоконравственного понимания учителем самого себя, детей, других людей, окружающей действительности, своего достойного места в ней и истинного понимания сущности и смысла всей своей профессиональной деятельности.
И все это, заметьте, не противоречит Естественному нравственному закону, тому самому, который подробно описан в Священном писании, и практически цитирует его.
Вот и возникает проблема для овладения педагогической профессией - познать суть высоконравственных этических понятий и освоить их, то есть сделать своими личными в такой степени, в которой они будут органично существовать в сознании педагога и также органично проявляться в его педагогической деятельности уже не как свод предписанных свыше норм, требований и правил, а как индивидуально-личностная уникальная система взглядов, убеждений, нравственных ценностей, моральных норм, естественная для данного педагога в его педагогическом взаимодействии с детьми, их родителями, с коллегами, с руководством.
Здесь, думается, стоит закончить специальный разговор о нравственных основах деятельности педагога, так как, продолжая его, мы будем лишь углубляться в теоретизирование и философствование на темы добра и зла в педагогической деятельности. Представляется уместным поговорить о конкретных требованиях и правилах, которые предъявляются и предписываются для исполнения учителю в его профессиональной деятельности.
А рассуждений о морально-нравственных нормах все равно не избежать, но поговорим о них в контексте реальных обстоятельств педагогической действительности.
_____________________ Глава 2_____________________
Педагогическая этика как совокупность провозглашенных требований, норм и правил
1. Требования к педагогу как желаемое и должное
Отношения, которые возникают у педагога с учащимися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного заведения, разнообразны по содержанию, формам и уровням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан неукоснительно соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая этика как свод требований, норм и правил поведения учителя.
В некоторых изданиях появляется такая фраза: «Педагог должен соответствовать принятым нормам и правилам педагогической этики». Это уже требование!
Очень интересное слово - «соответствовать»! По С. И. Ожегову данный термин означает «заключать в себе соответствие {согласованность, равенство в чем-нибудь) с кем-нибудь, с чем-нибудь». И далее, уже как пример, «соответствовать своему назначению».
Каково «назначение» или, если хотите, «великое предназначение» педагога, учителя до сих пор не ясно: то ли передать знания, то ли передать общественно-исторический опыт, то ли воспитать «достойного гражданина своей страны» (список бесконечен, разнообразен и с точки зрения понимания сути безграмотен, так как бессмыслен в силу абстрактности употребляемых терминов). Опять-таки мы не будем здесь приводить высокопарных выражений типа «учитель - доверенное лицо общества, так как...».
В одном учебном пособии по педагогической этике мы находим утверждение о том, что уникальность и исключительность предмета педагогической деятельности заключается в том, что ее предметом является живая человеческая душа. А далее следуют утверждения о том, что это большая ответственность - получить право формировать мысли и чувства мальчиков и девочек. А вот далее ничего конкретного нет: ни что такое душа, ни по какому (чьему?) образу и подобию формировать мысли и чувства, ни разъяснения о том, кто дал педагогу такое право, и вообще существуют ли какие-то границы этого права.
А между тем стоит перевести фразы высокого звучания на человеческий язык, всего-то обратившись к научной терминологии. Наука на то и наука, чтобы давать принятое в данной науке определение содержания понятий. Посвященные в науку понимают друг друга, так как говорят на одном языке. Непосвященные - не понимают друг друга, так как вкладывают в общеизвестные слова свое собственное житейско-бытовое их понимание.
Кстати, здесь-то и находятся своеобразные «капканы», «ловушки» и «волчьи ямы» психологической и педагогической наук - они оперируют общеизвестными терминами: «психика», «воспитание», «обучение», «образование» и т. п. В эти ловушки непонимания и попадают люди, далекие от профессиональной психолого-педагогической деятельности в разговоре с профессионалами - свое понимание понятий, выстраданное с детства, они искренне принимают как верное и единственно возможное. Например: «Пороть нужно почаще - вот и все воспитание, а то развели здесь разговоры да уговоры!». Это непростая задача - разговаривать с взрослыми людьми на темы воспитания и обучения. Их уже воспитывали и обучали, у них уже есть проверенный жизнью опыт, и они уже точно знают, что к чему - «А учительница-то молоденькая совсем! Что она знать-то может?».
Итак, душа (в переводе - психика) - это совокупность процессов, происходящих в мышлении, воображении, памяти, эмоциях, волевой сфере человека, данная ему в ощущениях. Другими словами, все то, что ощущается человеком, отражается в его сознании. Отсюда предметом педагогической деятельности следует считать сознание ребенка, то есть его мысли, образы, память, эмоции, волю, а также темперамент, характер, способности и многое другое.
Очевидно, что педагог в своей деятельности оказывает некое воздействие на сознание ребенка. Здесь уместно прояснить понятие «воздействие».
Воздействие - это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому.
Следовательно, имеет смысл говорить не о формировании мыслей и чувств человека, а об организации результативного процесса вхождения в его сознание некой информации от педагога. Поэтому учитель всегда должен понимать следующее:
- с какой целью он передает некую информацию (чтобы поняли, или чтобы запомнили, или чтобы прочувствовали, или чтобы представили, или чтобы представили и поняли что-то и т. д.);
- по какому адресу он посылает информацию (к умственным способностям, к воображению, к памяти, к воле, к эмоциям, или одновременно и к умственным способностям, и к эмоциям и т. д.);
- полученная учениками информация может вызвать у них разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «ах, как это верно!», «я тебе не верю», «уже достала своим занудством!» и т. д.);
- в принятии или в непринятии информации первичное значение имеет личность учителя и отношение ученика к нему. А данное отношение, прежде всего, складывается из того, как ученик воспринимает отношение учителя к нему самому. Обобщенно говоря, ученик чаще всего доверяет учителю, если чувствует, что учитель хорошо к нему относится.
И вот здесь мы выходим на постоянно встречающееся требование авторов учебных пособий по педагогике о том, что педагог ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ. Требование «любить детей» (или «любовь к детям») является обязательным условием для поступающих в педагогические учебные заведения, оно вынесено в профессиограмму учителя, и оно же якобы является тем самым фундаментом, на котором строится вся педагогическая этика учителя.
С такими понятиями, как «любовь», «любить человека», «любить детей», и тому подобными мы имеем, образно говоря, сущую неразбериху. Есть трактовка любви как взаимного и глубокого чувства, устремленного на другого. Есть - как чувство самоотверженности, привязанности. Есть - образно-парадоксальное, когда любовь трактуется как своеобразная болезнь психики, при которой одержимый любовью человек «теряет голову» и становится неадекватным в своем поведении.
И, конечно же, существует великое множество определений, что такое любовь, в художественных произведениях: в прозе, в стихах, в торжественных одах и вообще в возвышенных выражениях.
А вот с глаголом «любить» все оказывается гораздо проще: любить - испытывать чувство любви к кому-то или к чему-то.
Ну, уж теперь-то вам понятно, что такое «любить детей» из всего того, что было сказано выше? По-моему, нет, не понятно. Особенно сейчас, в наше довольно-таки циничное время (рушится старое, привычное и создается новое, непривычное), когда ходит анекдот о разнице между педагогом и педофилом. В том анекдоте разъясняется, что педофил действительно любит детей, а вот любит ли их педагог? Появление этого анекдота объясняется еще и увеличением количества иностранных слов, особенно английских, с их содержательным акцентом в нашем русском языке. A make love по-английски переводится как «заниматься любовью» и означает акт совокупления человеческих особей, то есть сексуальный акт.
Представляется, что ни одно из приведенных определений не подходит к педагогической профессии, так как ничего не объясняет, ничего не проясняет, а только ставит в тупик: как это - «взаимное и глубокое чувство» между учителем и учеником? Как понимать «самоотверженность» в плане педагогической деятельности? Целый день торчать в школе, жертвуя всем и вся?
Могу предложить понятие «любить человека» в трактовке гуманистической психологии и психотерапии:
Любить человека - утверждать его неповторимое существование.
Как это можно понимать? Если у нас гуманистическая направленность, то это означает свободное развитие задатков и способностей ребенка при условии, что учитель поощряет эти процессы у тех детей, кто уже осознал себя в известной мере и способствует поиску ребенком самого себя, то есть раскрытию своих «спящих» талантов.
Подробнее об этом в следующей главе, а сейчас следует вернуться к классическим требованиям теоретической педагогической этики, которым должен соответствовать педагог.
Во-первых строках идут требования этики по отношению педагога к своему труду. Но перед этим нас знакомят с «полифункциональным характером педагогической деятельности». (Здесь и далее мы будем опираться на материалы учебного пособия Т. В. Мишаткиной. Татьяна Викторовна Мишаткина - кандидат философских наук, профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического университета им. А. Н. Сахарова, г. Минск)1.
«Полифункциональный характер педагогической деятельности» проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний.
Далее автор поясняет сущность и содержание этих трех понятий.
Селекция - отбор из всего, постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации.
' См. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Минск, 2004. |
Сразу же возникает вопрос, при чем здесь педагог? Здесь идет речь об учителе, преподавателе, так как налицо так называемый «отбор учебного материала для урока». И далее говорится о том, что специально уполномоченные чиновники министерств и ведомств решают, чему следует учить школьников и студентов, «определяя тем самым к забвению или сохранению те или иные пласты знаний».
В этом пункте нельзя не согласиться с Т. В. Мишаткиной, показывающей насколько вредны и опасны для молодого поколения «решения чиновников от педагогики». Мое поколение школы 60-х годов по сей день имеет пробелы в знании истории России, фактически не знакомо с поэзией Серебряного века и свято верит во всеобщее равенство, которое с учетом опыта развития СССР превратилось во всеобщую уравниловку всех и вся, кроме партийно-комсомольских лидеров и вожаков.
Если и говорить только об обучении, то некий отбор знаний, конечно же, должен быть. Или, может быть, не столько отбор знаний, сколько расстановка акцентов в учебном материале. А вот какой объем знаний, под каким углом рассматривать природу вещей - это уже личное дело каждого учителя. Государственные образовательные стандарты - всего лишь ориентиры, а не поурочные планы учебных занятий, они - руководство к творческой деятельности учителя, обращение к его индивидуальности с призывом раскрыть все свое личностное и духовное богатство, поделиться знаниями, умениями и помочь в освоении культуры общества.
Относительно же развития нравственных качеств личности школьника и студента термин «селекция», на наш взгляд, подходит не в значении «отбор», а в значении «приоритетность». Всегда приоритетны общечеловеческие качества личности: доброжелательность, терпение и терпимость, чувство собственного достоинства и уважительность по отношению к другим людям. Этот список можно продолжать и продолжать, но есть такие качества личности, на которые следует делать особенный акцент, если говорить об индивидуализации процесса того же воспитания и развития ребенка. Эти личностные качества уже ориентированы на будущую профессию ребенка, являясь его своеобразными, уже существующими задатками или способностями, или, выражаясь очень модным в системе образования словом, на профориентацию школьника.
Это не та формальная профориентация, когда приходят в класс дяди или тети разных профессий и битый час рассказывают о том, как они счастливы работать токарем или швеей. Это и не экскурсии на фабрики, заводы, в поля и на фермы, где детям покажут, в лучшем случае, парадный фасад той или иной профессии, а в худшем - дети увидят такое, что лучше бы не видели этого никогда.
Речь идет о психофизической предрасположенности мальчика или девочки к различного рода деятельности, в которой обязательно потребуется нечто такое, что в других профессиях совсем не обязательно востребовано.
Коммуникабельность - прекрасное личностное качество, но оно стоит далеко не на первом месте, например, в профессиях шофера, шахтера или ткачихи. Зато учителю, врачу, журналисту без них не только трудно, а просто невозможно делать что-либо хотя бы на приличном уровне, не говоря уже о высоком профессионализме в своей деятельности.
Или такое личностное качество, как педантичность. Оно может быть катастрофой для учеников, если у них воспитатель в высшей степени педантичен, и наградой для пациентов аптеки, если аптекарь - педант.
А чистоплотность как профессионально обязательная черта специалиста, а не как просто необходимое личностное качество? Сравните профессии медсестры или хирурга с профессиями строителя и бульдозериста.
Представляется, что именно в школе, во время учебной деятельности, при выполнении классных работ и домашних заданий уже можно обнаружить задатки и склонности к этому и ко многому другому у детей класса.
Конечно, педагогу как учителю и воспитателю следует отбирать и учебный материал, и виды деятельности учащихся, чтобы проявить в них все то, о чем говорилось выше.
(А вот интересно: если учитель может и должен отбирать (выбирать) материал, то его ученики тоже могут отбирать что-то из того, что выбрал для них учитель? Или им этого не положено, так как учитель взрослый человек, специально обученный, и знает лучше, что нужно, а что не нужно? А как насчет нравственных ценностей? Те нравственные ценности, которые учитель отобрал для «формирования мыслей и чувств своих учеников», должны ли они обязательно стать моральными ценностями его учеников во всей их полноте? Или допускаются какие-то «погрешности» ?)
Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью.
Вполне понятно, что данная функция педагогической деятельности есть, следствие первой - селекции. Действительно, необходимо закреплять все то положительное, что школьник узнал, чему научился, то радостное для себя и для окружающих, что обнаружил в себе самом.
Сама по себе консервация необходима и для педагога, учителя, воспитателя, если иметь в виду его знания умения, привычки, способы действий. Однако здесь кроется и опасность: однажды успешное при многократном повторении превращается в штамп, стереотип, то есть в неживое, заданное поведение. И тогда очень понятны слова К. Д. Ушинского о том, что злейший враг педагога - его опыт.
Практически все в знаниях, в умениях, в личностных качествах человека должно сохраняться, но обязательно при этом развиваясь, поднимаясь на более высокую ступень своего проявления в его поведении, в отношении, в конкретных действиях. Поэтому в педагогической деятельности нет места консерватизму как некой неизменяемой величине, будь то какие-то знания, точки зрения, убеждения или особенности личности. Более того, педагогу следует потрудиться, чтобы и в его учениках возникла потребность как острая нужда в развитии, в изменении, в совершенствовании самих себя.
Сделать это очень просто - сам педагог должен постоянно испытывать эту потребность, постоянно проявлять это свое качество и ожидать от учеников, когда они поймут, что происходит с их любимым учителем, а вслед за этим поймут, что и как им самим следует думать и делать.
{Но ведь бывает и так, что человек наблюдает за поведением другого человека, и, поразмыслив и взвесив все «за» и «против», решает действовать как раз наоборот. Это хорошо или плохо? В каких случаях хорошо, а в каких - плохо?Какой «продукт» хорош для консервирования, а какой нет? Да и вообще, есть ли однозначно правильные ответы на эти вопросы?)
Трансляция - процесс передачи знаний от поколения к поколению.
А вот с этой функцией педагогической деятельности согласиться, по-моему, нельзя. «Транслятор» - простой передатчик, некая безликая субстанция, в которую входит какая-то информация и, по выражение, кажется, Вини-Пуха, выходит в том же неизмененном виде, входит и выходит, входит и выходит... и так до бесконечности.
Если лично вам очень нравится быть транслятором любой информации, то, пожалуйста, будьте им. Можете даже поступить в педагогический вуз, закончить его, пойти работать в школу - лично я возражать не буду. Вам возразят дети, ваши ученики. Они не будут любить вас, не будут уважать, и ваша профессиональная деятельность станет для вас кошмаром наяву. Впрочем, может быть и совсем не кошмаром, а просто работой, на которую не особенно тянет ходить, так как там находятся страшно непослушные и ленивые дети, которые не хотят вас слушаться и слушать, но вы им, конечно, покажете, кто в доме хозяин!
Быть бездумным рупором чужих идей (или просто не своих мыслей), то есть быть транслятором - безнравственно. А любая безнравственность есть опасность для окружающих.
В учебном пособии «Педагогическая этика» прямо говорится о том, что трансляция знаний требует от учителя педагогического мастерства, чтобы увлекательно преподнести(?) материал, а для этого требуется постоянно совершенствовать мастерство передачи знаний(!?). Сильно сказано, а главное доходчиво и понятно, особенно, если принять на веру мои слова о том, что до сих пор никто толком не знает, что это такое - педагогическое мастерство. Все, кто говорил или писал о нем, рассуждали о самых разных вещах, часто просто противореча друг другу.
Учитель - не транслятор и не носитель знаний Госстандарта, не ходячий экспонат человеческих добродетелей.
Педагог, если хотите, - есть и само знание, и способы познания, и просто человек со всеми своими плюсами и минусами, то есть как образец для подражания и одновременно как, может быть, худший из образцов человека. Сейчас пояснений на счет данного утверждения не будет. Кстати, и в дальнейшем ожидаемых пояснений тоже не будет - вы просто дочитаете эту книгу до конца и сами решите, прав автор или нет.
(А что, если автор этой книги прав? Что тогда вам следует или не следует делать? Кто тогда у нас педагог -земное божество или исчадье ада? Ведь быть транслятором и просто, и безопасно. А еще какой-нибудь вариант образа педагога возможен? Тогда какой это образ?)
Получается, что вопросов больше, чем ответов, если вдумчиво прочитать текст учебного пособия. Но, кажется, далее в нем даются какие-то разъяснения. Речь идет о требованиях к педагогу, в соответствии с которыми, он может, судя по тексту, эффективно исполнять названные функции.
Итак, требования, которые регламентируют отношение педагога к своему труду.
1. Педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.
Требование, авторитарное по форме, но, по мнению автора «Педагогической этики», не авторитарное по содержанию; суть данного требования, как представляется, упирается в два понятия: «соответствовать» и «требования современной школы».
Можно было бы согласиться с автором, что «соответствовать» - есть искать новые пути и методы обучения (а воспитания?) и общения с молодежью, если бы не следующие строки: «...добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же истинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и "трудных"»2.
2 С. 19. |
Данное утверждение почти полностью цитирует лозунги традиционной педагогики советского периода, когда все дети должны быть послушными и стремиться к знаниям. Послушными кому? Учителям, родителям. Послушными чему? Тому, что заключено в учителях, родителях, то есть их жизненному опыту, их убеждениям, взглядам, морально-нравственным ценностям, образу жизни, мыслей, чувствования. Абсолютно нереально и даже небезопасно для детей, для прогресса человечества в целом, так как осуществлять этот прогресс придется нашим вчерашним школьникам или студентам. Но зато быть послушными детьми -полностью соотносится с позицией автора «Педагогической этики» относительно того, что педагог формирует мысли и чувства детей...
Требования современной школы. Во-первых, это раньше школа была ориентирована на социальный заказ, а ныне провозглашена гуманистическая направленность деятельности учебных заведений, что означает поворот к развитию в детях индивидуальности, личностных качеств и, наконец, просто к общечеловеческим ценностям.
Во-вторых, нынешние требования к школе, как всегда, возвышенно идеалистичны, а потому невнятны, и к тому же, как уже говорилось, акцентированы на «повышение качества знаний». Эти требования не только не полные по отношению все к той же гуманистической направленности педагогической деятельности, но и вступают в антагонистическое противоречие со всей социальной политикой государства. Здесь, прежде всего, имеется в виду мощная информационная среда, в которую попадают дети, молодые люди, взрослые -реклама, средства массовой информации, кино-теле продукция и т. п.
Если в школах призывают жить честно, достойно, трудолюбиво; проявлять терпимость, доброжелательность, вежливость; предостерегают от курения, алкоголя, наркотиков, праздности, лености и прочего, то с экранов изливается психологически грамотно обставленная, а потому и результативно действующая информация совсем противоположного толка. «Собери 5 (10, 20, 30...) крышек (логотипов, штрихкодов...) и ты получишь бесплатно автомобиль, путевку в жаркие страны, мобильный телефон, сумку, пачку, банку... или, если повезет, - миллион!». Выпей энергетический напиток - и «все, что было нельзя, станет можно»; прими участие в программе, где тебе придется вытащить на белый свет все свое грязное белье, -и тебе обязательно заплатят (и хорошо заплатят!) за это. Или давай вместе заглянем в замочную скважину и полюбуемся...
Плюс ко всему этому буквально «ниагары» песенок-пустышек типа «Муси-пуси, ла, ла, ла» (но как они привязываются намертво, если даже случайно услышал обрывок такого «бессмертного» шлягера!) и вечеров животного смеха на темы «ниже пояса», мужа в командировке и посещений магазинов (или салонов красоты, или фитнес-клубов, или парикмахерских) женщинами. На всех телеканалах и каждый день «жить становится лучше, жить становится веселее!».
И еще добавим сюда тот язык, на котором пишутся рекламные слоганы или изъясняются участники ток-шоу. Это что-то потрясающее! Например: «Не тормози - сникерсни!» - то есть скушай шоколадку «Сникерс». Тогда давайте пойдем дальше, следуя этому образцу: реклама памперсов для взрослых «Не тормози - памперсни!».
А сленговые перлы лиц неясного образовательного уровня в телестудиях! Они уже вошли в наш Великий и могучий русский язык, вот-вот станут обязательным набором для официальных документов и от этого наш Великий станет еще «великее»: клево, типа, прикольно, оттопырился, тащусь (представьте себе методическое указание РУНО типа «Во избежании оттопыривания учащихся и для того, чтобы они тащились во всю длину от уроков, рекомендуется усилить прикольностъ объяснений нового материала учителем для повышения клевости результатов обучения»).
Подобная политика рекламы и эфира, конечно же, есть свобода, но самая главная из свобод - свобода выбора. А вот ее-то и нет - от навязчивых призывов-заклинаний, от воздействий рекламы, от «откровений» различных ток-шоу просто негде укрыться. Разве что на канале «Культура», но его могут смотреть уже подготовленные к восприятию истинной культуры люди. Для остальных это нуднятина и тягомотина.
Решайте сами, что предпочтительнее для молодого человека - прилагать усилия в самопознании, трудиться, учиться, овладевать профессиональным мастерством или рискнуть и собрать крышки, прикольнутъся, оттянуться, сникерснуть, не тормозя.
Так что соответствовать требованиям, предъявляемым школой, - это одно, а поддаваться приманкам нынешней жизни - другое (другое гораздо прикольнее!).
2. Необходимость принятия решений.
Это требование вытекает из первого - «о соответствии требованиям...». Здесь в «Педагогической этике» опять за исходный момент берется «любовь к детям». Любишь детей - значит, соответствуешь, значит, принимай решения о том, какие мысли и чувства формировать в них, не любишь - уходи из школы, не калечь «души сотен детей»3.
3 С. 20. |
В психологии есть такое понятие - «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация и так далее, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов.
(Интересно, сколько учителей хотя бы слышали о таком термине, не говоря уже о том, что знают о нем и о его последствиях? 90 %? 50 %? 25 %? 10 %? 1 %?. А ведь случаи дидактогении и ее последствия можно обнаружить в любом классе любой школы!)
3. Педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества.
Казалось бы, с этого-то и надо начинать, а не помещать это требование напоследок, как бы наименее существенное из всех трех. Но автор учебного пособия «Педагогическая этика» прав, так как не изменяет себе и здесь. Оказывается, что «совершенствовать личные качества» означает: «...речь должна идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним»
И дальше идет объяснение о том, какие знания следует приобретать: «взгляд на историю, теорию и практику общественного развития», то есть, прежде всего, политические знания и формирование их правильной оценки. Далее следуют знания о современной культуре и о молодежной субкультуре, знания о сексологии и... и на этом приобщение к новым знаниям заканчивается!
4 Здесь и далее с. 20-22. |
Но зато потом нам сообщают об обязательном наличии у педагогов особого - интегрального стиля мышления, который должен стать основой формирования личностных качеств педагога, совокупность которых можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности по Е. О. Галицких.
Перед тем как перечислить параметры этой профессиограммы, честно скажу, что подпишусь под каждой ее строчкой, но...
Впрочем, всякие «но» потом, а сейчас познакомьтесь:
1. Умственная самостоятельность: способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию», стремление к самостоятельным суждениям и выводам, преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики, энергия мысли и убедительность собственной позиции и т. п.
2. Единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний: переживания собственного «открытия мира» как «события», тактичное проявление интеллектуальных эмоций - удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата, чувство собственного достоинства, основанного на адекватной самооценке и т. д.
3. Открытость диалогу: интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал, осознание правомерности плюрализма мнений, преодоление эгоцентризма собственного мышления... метафоричность, образность, грамотность речи и т. д.
4. Творческая активность педагога: единство слова и дела, переживания и поступка, целеустремленность в отношении к преподаванию, готовность к преодолению трудностей, способность учиться на собственных ошибках и т. д.
Все прекрасно, спору нет. А вот и всякие «но», которые сами собой появляются как во время чтения данной профессиограммы педагогической деятельности, так и после прочтения, когда невольно начинаешь сопоставлять одно с другим.
■
Первое - все-таки авторитарная позиция автора «Педагогической этики» («послушные дети», «формировать мысли и чувства детей», «педагог обязан», «педагог -транслятор знаний» и т. п.) ну никак не согласовывается с параметрами профессиограммы, в которой, по сути, первичен педагог как человек, а не как носитель знаний, и уж тем более как их транслятор.
Второе - некоторые параметры профессиограммы не совсем понятны (например, «целеустремленность в отношении к преподаванию» - что подразумевается под этим?).
Третье - откуда все названные личностные качества педагога возьмутся, если их развитие не заложено и не запланировано в процессе обучения и воспитания в педагогических учебных заведениях? Доказательством этого факта можно считать уже многократно упоминаемую позицию автора «Педагогической этики» в отношении предмета педагогической деятельности учителя, а также бесчисленные опросы студентов-первокурсников о том, что учителя делали на уроках в их классах: «давали знания», «передавали знания», «оценивали знания» и т. п. И практически никто не говорит о том, что учителей интересуют собственные убеждения учащихся, что учителя поощряют собственные выводы и мнения учащихся, что учителя способствуют развитию различных видов и способов мышления и т. д.
А ведь первокурсник педагогического вуза - это завтрашний педагог, а его никто не научил в школе мыслить, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Увы, часто не научат и в вузе, так как и в нем, и в школе царствует так называемая «проверка прочности знаний», когда нужно просто выучить и точно повторить. Вспомните, на что ориентировано так модное сейчас тестирование? На память! Если помнишь, то выберешь правильный ответ. Или тебе повезет, и угадаешь.
Вот один, уже всем печально известный по степени своей нелепости вопрос тестирования по литературе в системе ЕГЭ: «У кого из персонажей "Мертвых душ" Н. В. Гоголя треугольный подбородок?». Напоминаю, мы проверяем прочность знаний по русской классической всемирно почитаемой литературе!
Кстати, литературу нужно именно знать? Или понимать? Или научиться сопереживать состояниям героев произведений? Или прочувствовать события, в которые вовлечены герои романов, повестей, рассказов? Или еще что-то?
Правильный ответ - и знать, и понимать, и сопереживать, и сочувствовать и многое другое. А кто это будет делать? Кто будет организовывать это знание, понимание, чувствование, сопереживание? УЧИТЕЛЬ. А для того, чтобы уметь все это делать, нужно будущего учителя научать самого понимать, чувствовать и переживать, и начинать это научение не в стенах педвуза, а в стенах средней общеобразовательной школы.
Только вот в школе-то, по убеждению автора «Педагогической этики», должен царствовать учитель со своими знаниями, убеждениями и со своей непоколебимой целью - вырастить «послушных детей». А посему он никому не доверит, кроме себя самого, «формировать их мысли и чувства».
(Кстати, дети и раньше не очень-то позволяли кому ни попадя формировать их мысли и чувства, а уж нынче и подавно!)
Предварительные выводы таковы.
• Описанные требования к педагогу бессмысленны в своей сути, которая делает их просто колебанием воздуха или порчей бумаги.
• Описанные требования есть пережитки авторитарной педагогики прошлого общества тоталитарного сознания.
• Некоторые параметры профессиограммы педагогической деятельности в контексте педагогической этики неизъяснимо притягательны, но, увы, реально неосуществимы, так как действующая модель обучения и воспитания, а также сущность и содержание подготовки педагогов имеют совсем другие цели и задачи в их реальном воплощении.
• И все-таки как хочется, чтобы все то правильное и хорошее, что вы прочитали в этом разделе, уже сбылось и стало явью!
2. Этические нормы и правила как желаемое и обязательное
Начиная разговор о нормах и правилах, следует уточнить, как принято определять эти понятия. БЭС:
Норма - 1. Руководящее начало, правило, образец.
2. Узаконенное установление,
обязательный порядок.
3. Установленная мера, средняя величина.
(Понятие «правило» в БЭС отсутствует.)
Представляется, что первое и третье определения
менее категоричны по сравнению со вторым - дается некий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».
Во втором определении уже присутствует вполне определенная обязательность, некий закон, который следует неукоснительно соблюдать. Логично предположить, что нарушение этого закона (узаконенного установления) влечет за собой некое наказание. С. И. Ожегов: Правило - 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений.
2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо.
3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка.
(Понятие «норма» в словаре И. С. Ожегова практически совпадает с определениями БЭС.)
Таким образом, понятия «норма» и «правило» практически идентичны, однако на уровне ощущений от восприятия поведения людей представляется, что все-таки разница в сущности этих понятий имеется. В дальнейшем будем опираться на трактовку понятия «правило» как образ мыслей, норму поведения, обыкновение, привычку, где сама «норма» есть узаконенное установление, руководящее начало, установленная мера.
Нормы и правила педагогической этики проявляются в поведении учителя, когда он общается, в основном, со своими учениками. И тогда на первый план выходит понятие «общение». В учебном пособии «Педагогическая этика» дается несколько определений этого понятия, которые следуют друг за другом, развивая и углубляя его сущность и содержание:
1 Здесь и далее с. 138-142. |
- «...общение как ценность и первая жизненная необходимость...»5 - думаю, что все с этим согласятся;
- общение - «...важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъектно-объектном отношении одного человека к другому, на основе взаимного признания "самости" и самоценности» - а вот это уже об идеальном общении, о том, чего очень бы хотелось, но, увы, далеко не всегда есть это самое «взаимное признание». К тому же, что есть «самость» и «самоценность»?
- «общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке...», «Общение - это деятельность, заключающаяся в коммуникации, связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией» - все верно, но представляется, что под «обменом информацией» автор имеет в виду, прежде всего, пресловутую «передачу знаний», а это лишь одна сторона общения. Хотя далее и говорится о том, что общение должно быть «личностно-экзистенциальной, субъективной связью между людьми», «симметричным», «диалогичным», ощущение приоритетности обучения как все той же передачи знаний остается, даже тогда, когда разъясняется сущность продуктивности диалогичное™ общения: «принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров... признание партнерами уникальности, "инакости" друг друга... различие и оригинальность точек зрения...» и т. д. Раскрытие автором функций общения подтверждает его акцентуацию на философское понимание данного явления: «Общение есть условие формирования и существования человека... есть способ самовыражения человеческого "Я"... основное средство коммуникации... выступает основным средством управления людьми... есть жизненная потребность и условие человеческого счастья...». То есть как и в самой философии - науке о наиболее общих законах и закономерностях развития мира, так и здесь - самое общее о самом общем в самом общем понимании.
И вот, когда автор говорит о такой функции общения, как «основное средство коммуникации», догадка о приоритете обучения в устаревшем и уже неправильном понимании его находит свое подтверждение: «...это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование...». А во-вторых и в-третьих у автора - «генерирование новых идей... обмен идеями, что обуславливает практическую ценность общения».
Автор разделяет точку зрения педагогов-традиционалистов, которые продолжают настаивать на цели обучения как передаче знаний, и далее он утверждает, что переданные знания следует усвоить, то есть понять. В жизни реальной шко
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ. Д А Белухин...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От автора
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов