Основные концепции происхождения славян и археологии

Славяне - одна из крупнейших групп древнеевропейского населения Время ее выделения из индоевропейской общности еще недостаточно выяснено, хотя этому вопросу посвящена большая литература. В письменных источниках славяне впервые упоминаются под именем венедов в трудах римских ученых - Плиния Старшего и Тацита (I в н. э), а также греческого географа Птолемея (II в. н. э.). Сам термин "славяне" появился в VI ст. в трудах готского историка Иордана и других. Упоминались также такие названия славян как склавины и анты. По вопросу о происхождении и расселении славян существует несколько научных концепций. Старейшая из них дунайская концепция, связана с именем летописца Нестора, который считал, что древние славяне размещались по берегам Дуная. Теорию дунайского происхождения славян поддерживал известный русский историк Н.Карамзин. Не смотря на критику со стороны ряда исследователей эта теория и в настоящее время имеет "последователей среди лингвистов и археологов.

Имеет своих сторонников висло-одерская теория, созданная польскими учеными, размещавшая прародину славян в междуречье Вислы и Одра

Третья, наиболее многочисленная группа исследователей-историков, лингвистов, археологов - размещает древних славян между Днепром и Вислой в лесном и лесостепном регионах (Л. Нидерле, Н.А.Шахматов, В.П.Петров и др.). археологические находки последних десятилетий подтверждают славянскую принадлежность ряда культур этого региона, которые относятся к началу I тыс. н. э.

Украинский ученый М.С.Грушевский определял границы первичного расселения славян на просторах от Карпат до Валдейской возвышенности, от среднего и верхнего течения Днепра до Вислы и Немана.

Существует также автохтонная теория, согласно которой процесс славянского этногенеза развивался на огромной территории от Верхней Лабы до среднего течения Днепра, от Балтийского до Черного моря. На всей этой территории славяне считались аборигенами. В пользу этой теории говорят археологические находки славянского этнического элемента среди скифского населения.

С учетом современного уровня археологических исследований, можно утверждать, что все указанные концепции имеют право на существование, так как славяне, выделившись из индоевропейской общности, до раннего средневековья постоянно меняли территорию расселения, хотя никогда одновременно не занимали все пространство между Днепром и Одером