РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Вопрос о степени информированности студентов о ряде перечисленных в таблице 10 религиозных течениях, объединениях, организациях является немаловажным и одним из ключевых в данном исследовании. При составлении списка мы опирались в большей степени на те течения, объединения и организации и которые официально или неофициально действуют (действовали) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последнее время. В графическом изложении данные выглядят следующим образом:

 

Таблица 10

      Ни разу не слышал   Знакомое название   Имею представ­ление о ней/ много на­слышан У меня есть зна­комые в этой религ. организации Я сос­тою в этой религ. организации Я раз­деляю (частично раз­деляю) их взгляды Я сам (а состоял (а), теперь -нет    
1. Адвентизм (Адвентисты седьмого дня) (Адвентисседьмого дня)   76,7 15,8 6,3 1,3 - - -
2. Англиканство 39,0 36,9 23,7 0,4 - - -
3. Армия спасения 33,6 45,1 20,0 1,3 - - -  
4. Армяно-григорианская церковь 35,1 46,4 15,9 2,1 0,4 - -
5. Аум Сенрикё 60,1 14,7 23,5 1,7 - - -
6. Баптизм 23,0 38,1 31,0 7,1 - 0,8  
7. Бахаи (Вера Бахаи) 91,2 5,9 2,9 - - - -
8. Брахма Кумарис 72,2 21,9 4,6 1,3 - - -
9. Буддизм 4,6 12,6 63,4 13,4 0,8 5,0 -
10. Великое Белое братство (Мария Дэви Христос) 62,3 22,6 13,0 2,1 - - -
11. Даосизм 41,4 33,1 22,6 2,1 0,4 0,4 -
12. Движение «Анастасия» 90,0 5,9 2,5 1,7 - - -
13. Движение Ошо шри Раджниша 93,7 4,2 1,7 0,4 - - -
14. Духовные христиане (молокане, духоборы) 64,7 26,1 8,4 0,8 - - -
15. Евангельские христиане 33,6 40,3 21,0 2,1 - 2,9 -
16. Зороастризм 70,0 19,6 10,4 - - -  
17. Индуизм 7,5 31,0 59,0 2,5 -   -
18. Ислам 1,7 19,2 62,5 14,2 - 2,5 -
19. Иудаизм 7,6 27,8 58,2 5,9 - 0,4 -
20. Кальвинизм 63,2 20,1 15,5 1,3 - - -
21. Карма Кагью 91,1 5,9 2,1 0,8 - - -
22. Католицизм (греко-католическая цер­ковь, Униаты) 20,2 37,8 39,1 2,1 0,8 - -
23. Католицизм (римско-католическая церковь) 7,1 19,6 59,6 12,1 0,4 1,3 -
24. Кришнаизм 32,2 37,2 29,3 1,3 - - -
25. Лютеранство 12,1 34,2 50,0 3,8 - - -
26. Меннониты 95,4 3,3 0,8 - 0,4 - -
27. Методистская церковь 83,8 14,2 2,1 - -   -
28. Мормоны 44,2 36,3 18,3 1,3 - - -
29. Неоязычество 53,6 28,9 15,1 1,3 0,8 0,4 -
30. Новоапостольская церковь 72,8 22,2 5,0 - - - -
31. Нью Эйдж (Религии «Нового Века») 91,7 6,7 1,7 - - - -
32. Общество Рамакришны 75,3 19,2 5,0 0,4 - - -
33. Последователи Порфирия Иванова 84,5 9,7 4,6 0,8 - 0,4 -
34. Последователи Сатья Саи Баба 91,2 4,2 4,2 - - 0,4 -
35. Православие - Другие православные церкви в России 9,3 22,4 38,0 15,6 5,5 8,9 0,4
36. Православие - Русская православная цер­ковь 4,6 13,5 28,7 11,8 24,9 14,8 1,7
37. Пятидесятничество 54,0 30,5 12,6 2,5 - 0,4 -
38. Радастея 94,6 5,0 0,4 - - - -
39. Рерихианство 83,3 10,5 5,9 - - 0,4 -
40. Рэйки 92,9 5,5 0,4 0,4 - 0,8 -
41. Саентология 73,2 13,0 13,8 - - - -
42. Сатанизм 11,9 26,7 52,5 7,6 0,8 - 0,4
43. Свидетели Иеговы 27,3 24,4 36,1 10,1 0,4 0,4 1,3
44. Старообрядчество 14,3 28,6 52,9 2,9 0,8 0,4 -
45. Тантризм 67,6 21,8 10,5 - - - -
46. Теософия 74,8 22,3 2,9 - - - -
47. Трансцендентальная медитация 68,9 24,4 5,9 0,4 - 0,4 -
48. Церковь Божьей Матери Державная 61,0 31,9 6,3 1,3 - 0,4 -
49. Церковь объединения Церковь Муна) 84,5 12,6 2,5 0,4 - - -
50. Церковь Последнего Завета   72,8 23,8 3,3 - - - -
51. Церковь Христа (Бостонская Церковь Христа, Петербургская Церковь Христа) 50,0 35,6 12,3 1,7 0,4 - -
52. Чуриковцы (духовные христиане-трезвенники) 93,3 4,2 2,1 0,4 - - -
53. Шаманизм 19,3 33,6 40,8 5,5 0,8 - -
54. Эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) 30,8 20,7 38,4 4,6 0,8 4,6 -
55. Экстрасенсорика, нетрадиционная ме­дицина 23,4 23,4 42,7 6,7 0,8 2,9 -
56. Язычество 5,4 25,0 62,1 2,1 2,1 3,3 -

Среди самых неизвестных религиозных течений, объединений и организаций, выделяются следующие: адвентизм, меннониты, Методистская церковь, Радастея, чуриковцы[7], движение Ошо шри Раджиниша, движение «Анастасия», вера Бахаи, Брахма Кумарис, Церковь объединения (Церковь Муна), Карма Кагью, рерихианство, теософия, рэйки, а также все то, что связано с именами Сатьи Саи Бабы и Порфирия Иванова и др.

Как можно увидеть из таблицы, движения, имеющие восточные (индийские, китайские, японские) корни, известны мало или практически о них никто ничего не слышал и не знает. Исключение из этой группы составляют последователи кришнаизма, которые благодаря красочным шествиям по Невскому проспекту и широкой пропаганде в городе известны лучше, чем остальные выше перечисленные религиозные организации, религиозно-философские и мировоззренческие течения. Также не удивляет незнание студентами, таких представителей протестантизма как меннонитов, методистов и адвентистов, поскольку какой-либо более менее активной и продолжительной миссионерской работой (в отличие от Свидетелей Иеговы) в нашем городе они не занимались и потому в памяти у людей не остались.

Среди наиболее известных можно назвать: буддизм, индуизм, ислам, католицизм, лютеранство, православие, сатанизм, старообрядчество, язычество и др. В основном, это религии (организации, течения и т.п.), имеющие либо давнюю историю, которая ко всему прочему оказалась тесно связанной с историей Петербурга, либо те, которые получили широкую известность благодаря желтой прессе и крупным судебным процессам.

Интересны результаты, полученные из таблицы и касающиеся религиозной принадлежности респондентов. Как говорилось выше, среди всех перечисленных религиозных направлений, студенты выбрали лишь православие, буддизм, язычество, католицизм и 1 респондент – новое религиозное течение. По данным же этой таблицы (10), мы видим совсем другой результат – с четырех их количество возрастает до 17: 0,4% причисляют себя к Армяно-григорианской церкви, 0,8 – к буддизму, 0,4 % - католицизму (римско-католическая церковь), 0,4% - являются меннонитами, 24,9% - приверженцы Русской Православной церкви, 5,5 – относятся к другим православным церквям России, 0,8% – говорят, что они сатанисты, столько же, оказалось и старообрядцев, по 0,4% указывают, что имеют отношение к Свидетелям Иеговы и к Церкви Христа, в выборке нашлись поклонники (1,8%) экстрасенсорики, последователей язычества оказалось 2,1%, а неоязычества – 0,8%.

Интересно отметить, что кроме перечисленных респондентами разделяются (частично разделяются) взгляды еще 11 направлений: евангельских христиан (2,9 %), ислама (2,5 %), по 0,8 % рэйки и баптизма и по 0,4% последователей Сатья Саи Бабы, Порфирия Иванова, рерихианства, трансцендентальной медитация, Церкви Божьей Матери Державная, пятидесятничества и иудаизма.

Данные исследования показывают, что некоторые студенты уже успели сменить конфессию («Я сам (а) состоял(а), теперь –нет»). Так из Православия (РПЦ) ушли 1,7% опрошенных, от Свидетелей Иеговы 1,3%, из других православных церквей в России 0,4% и из сатанизма 0,4%.

О причинах подобных ответов можно только догадываться. Возможно, респонденты не всегда (по разным причинам) осознанно могут говорить, к какому религиозному направлению они относятся,[8] а может вновь стоит повторить тезис о том, что рост религиозных настроений в социуме есть не что иное, как очередной миф, т.к. глубоких корней религия в российском обществе все же не имеет. Это больше «мода». Действительный религиозный ренессанс произошел в очень узком кругу и не стал еще явлением народной жизни, поэтому он социально бездейственен.