VI. СТУДЕНТЫ И «МИССИОНЕРСКАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЯДА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

 

За годы реформ в России появились несколько сотен новых религиозных организаций, течений, движений, которые стали активно проводить миссионерскую работу, стараясь охватить все слои населения. Миссионерская деятельность принесла свои плоды, так, по некоторым данным под влиянием новых религиозных организаций, оказались до миллиона россиян, причем 70% из них – это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет[9]. Хотя сегодня деятельность миссионеров «из новых» утихла, еще несколько лет назад было сложно пройти по Невскому проспекту, чтобы тебе не предложили посетить какой-нибудь семинар, не вручили душеспасительную книжку, брошюрку, не попросили бы узнать твоё мнение о Боге и т.д. Проще говоря, миссионеры были буквально вездесущи. Их особое пристальное внимание привлекала и привлекает молодежь, в том числе студенты.

Но как реагируют сами студенты на работу миссионеров, и обращались ли к ним представители каких-либо религиозных течений, объединений, организаций? Именно это мы попытались узнать у наших респондентов (см. таблицу 16-17).

Таблица 16

Обращались ли к вам в течение последнего года представители каких-либо религиозных организаций? Кол-во чел. % от ответивших
Нет 54,8
Точно не знаю/не помню 19,8
Если обращались то, какие именно 25,4
Всего 100,0
Не ответили на вопрос -
Итого -

 

В своей массе респонденты, сказавшие, что к ним обращались представители каких-либо религиозных организаций, не смогли в точности указать какие именно (название религиозной организации), но те, которые это сделали, в большинстве случаев называли Свидетелей Иеговы (их миссионерская деятельность получила самое широкое распространение в Санкт-Петербурге в последнее время, что, возможно, отразилось и на отрицательном к ним отношении – см. табл. 15), последователей Муна, саентологов, представителей Церкви Христа.

Более половины опрошенных (54,8%) отрицают, а 19,8% - затруднились ответить, обращались ли к ним в течение последнего года представители каких-либо религиозных организаций. Такая ситуация выглядит достаточно необычной, ибо в декабре 2003 года, т.е. менее чем за полгода до опроса, в Петербурге проводились «Дни Христианской корейской культуры» с достаточно широким охватом населения. Корейские протестанты не только провели в ряде кинотеатров города бесплатные показы фильма про Иисуса Христа с раздачей религиозной литературы, но и в течение месяца раздавали пригласительные билеты на Невском проспекте. Данное событие практически никак не отразилось на результатах опроса. Это может свидетельствовать о том, что даже столь крупномасштабные общегородские акции не представляются студентами значимыми, на них не обращается внимание, и поэтому они быстро забываются. Возможно, проведение более детального опроса по миссионерству и прозелитизму даст более четкую картину, однако вряд ли оно будет более репрезентативным, ибо даже неоднократные обращения миссионеров либо оставляются без внимания, либо вообще не воспринимаются как религиозная агитация (такова ситуация с саентологическими листовками - «флаерами», предлагающими бесплатно пройти тест на интеллект, и раздаваемыми в течение последних 10 лет в центре Петербурга по нескольку тысяч в день[10])

В последнее время можно констатировать значительное снижение индивидуальной стихийной и централизованной спланированной миссионерской активности по сравнению с серединой 1990-х годов. Причиной тому стали ее частичное регламентирование после принятия Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.) и стабилизация общей социально- экономической, политической, и как следствие религиозно-идеологической ситуации. Ажиотаж и коллективная истерия спали, и большинство россиян обратилось к «традиционным» религиозным организациям и более «спокойным», одобряемым большинством населения, формам отправления культа. Однако миссионерская деятельность ведется и сейчас, но у многих студентов существует определенный набор действий в ее отношении, о чем свидетельствуют данные таблицы 17.

 

Таблица 17

Как Вы обычно реагируете на различные предложения представителей каких-либо религиозных течений, объединений, организаций? Кол-во. чел. %, от ответивших
Категорически отказываюсь от общения 27,5
Стараюсь избегать общения 38,0
Беседую из сострадания 5,6
Принимаю предложения побеседовать или поучаствовать в семинаре 2,5
Интересуюсь деятельностью новой организации, но не пользуюсь предложением участия 7,7
Принимаю информацию к сведению 12,0
Затрудняюсь ответить 3,5
Другое 3,2
Всего 100,0
Не ответили на вопрос -
Итого -

Судя по приведенным данным, большая часть опрошенных студентов стараются избегать общения с представителями религиозных организаций (38%) или категорически отказываются от него (27,5%). Но, возможны и иные формы реакции, так, например, в категории ответа «Другое» студенты отмечали, что их реакция на различные предложения представителей религиозных организаций «зависит от организации», что если это Свидетели Иеговы, то реакция крайне отрицательная, а если в качестве миссионеров выступают известные респонденту люди, то он старается всегда их «выслушать и принять сказанное во внимание», другие беседуют из интереса или говорят, что принадлежат к другой религии. Но присутствует и другая точка зрения, которую можно охарактеризовать как равнодушное отношение к тому, что говорят и предлагают представители религиозных организаций.

Думается, что результаты ответов на вопрос «Как Вы обычно реагируете на различные предложения представителей каких-либо религиозных организаций?» предстанут в новом свете, если мы станем учитывать гендерные характеристики респондентов (см. таблицу 18).

Таблица 18

Как Вы обычно реагируете на различные предложения представителей каких-либо религиозных организаций? Муж. % Жен. %
Категорически отказываюсь от общения 23,0 29,1
Стараюсь избегать общения 26,7 45,3
Беседую из сострадания 5,4 5,8
Принимаю предложения побеседовать или поучаствовать в семинаре 5,4 0,6
Интересуюсь деятельностью новой организации, но не пользуюсь предложением участия 12,9 4,8
Принимаю информацию к сведению 17,4 8,9
Затрудняюсь ответить 2,8 4,2
Другое 6,4 1,1
Итого 100,0 100,0

 

Как видим, женщины категоричней, чем мужчины. Среди них больше тех, кто отказывается от предложений подобного рода – 45,3% стараются избегать общения, в то время как у мужчин это 26,7%. Важно добавить, что именно студенты–мужчины проявляют больший интерес к деятельности религиозной организации, они более отзывчивы.

Далее студентам был задан следующий вопрос: «Считаете ли Вы религию позитивным фактором общественной жизни?». Результаты ответов на этот вопрос представлены в таблице 19.

Таблица 19

Считаете ли Вы религию позитивным фактором общественной жизни? Кол-во. чел. %, от опрошенных
Да, безусловно 19,4
Скорее да 38,1
Затрудняюсь ответить 13,3
Скорее нет 5,8
Нет, категорически 20,9
Другое: - слишком уж лезут в жизнь; - смотря какая религия; - религия иногда используется в совершенно разных целях; - в наше время религия не является позитивным фактором общественной жизни. 2,5
Всего 100,0
Не ответили на вопрос -
Итого -

 

Если сложить некоторые результаты (19,4 и 38,1), то мы сможем увидеть, что большинство респондентов (57,5%) так или иначе, считают религию позитивным фактором общественной жизни. С нашей точки зрения, это, несомненно, положительное явление.

Ведь никто не отменял, культуротранслирующую, компенсаторную, гуманистическую, интегрирующую функции религии. Как метко подметили исследователи Института социально-политических исследований РАН «если собственно религия как мировоззрение и мироощущение, как область интимной веры исчерпала ресурсы своего расширения, то возможности социального и нравственного воздействия религии на образ жизни людей, их общественно-политические ориентации и поведение еще весьма значительны. Этому способствуют много факторов, в том числе общественная нестабильность, затяжной моральный и социальный кризис, отсутствие понятых и принятых народом светских концепций выхода из него, историческая память народа о патриотической деятельности церкви в самые трудные переломные периоды, выступление конфессий в защиту прав и достоинства обездоленных, простых людей, против распространившихся отрицательных явлений – бездуховности, цинизма, коррупции, наркомании и т.д. ….»[11].

Помимо открытых и закрытых вопросов анкета содержала в себе и такие, которые бы давали респондентам возможность проводить ранжирование (оценку). Именно так мы попросили поступить студентов с один из вопросов, в котором они самостоятельно оценивали представленные в нем варианты жизненных ценностей по наибольшей для них значимости по десятибалльной шкале, в которой «1» считается наиболее важной ценностью. Приведем результаты ответов на данный вопрос анкеты.

 

Таблица 20

  Наиболее важные ценности Среднее значение оценок
Здоровье 3,65
Семья, дети 3,93
Сплочённость ⁄ «чувство локтя» ⁄ дружба ⁄ 4,15
Справедливость 4,24
Чистая совесть 4,25
Уверенность в будущем 4,37
Профессионализм 4,73
Материальное благополучие 4,79
Предприимчивость 5,07
Вера в Бога 5,08
Религиозность 6,20

 

Результаты таблицы 20 говорят сами за себя. Сколь бы студенты не считали себя верующими, но здоровье, порядок и стабильность в семье и в ближнем окружении, сплоченность, чистая совесть, справедливость для респондентов оказались более значимы, чем вера в Бога и религиозность. У современного поколения молодежи резко повысилась роль личных жизненных ценностей. Мы не можем говорить плохо это или хорошо, но думается, что установка на личный успех является более подходящей в условиях рыночного общества.

В заключении хотелось бы сказать, что исследование религиозности студенчества, является по многим объективным и субъективным условиям сложной задачей и поэтому авторы статьи ограничились количественным анализом. Безусловно, полученный материал нуждается в дальнейшем, более глубоком, осмыслении и обобщении, однако, нам думается, что представленные результаты исследования могли бы быть полезными для последующей теоретической разработки ряда проблем социологии религии и религиоведения.

 


[1] Российский независимый институт социальных и национальных проблем.

[2] Волкогонова О.Д., Малоев А.В., Панина Е.М. Представление современной вузовской молодежи о будущем // http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02_4/volkogonova_malov_panina.pdf

[3] См., например: Таганов М. Тоталитарные секты и студенчество: попытка исследования // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза 21века». – Н.-Н., 2001. – С. 201-212.; Щипков А. Во что верит Россия. – СПб., 1998. – С.1-22; Молодёжь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта //http://www.nns.ru/analytdoc/molod.html ; Кураев А. Неамериканский миссионер. – Саратов, 2005; Кураев А. Ответы молодым. – М., 2004; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000 и мн.др.

[4] Здесь важно отметить, что в традициях отечественной школы социологии религии существует четкое представление о том, что, например, участие в религиозных праздниках, в совершении обрядов, в посещении церкви или молитвенного дома, не является определяющими показателями религиозности (см. например, Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. – М., 1972, - С. 100-113). Поэтому, чтобы в полной мере охватить разные стороны религиозной жизни респондентов в таблицу 3 были введены такие пункты: «Как часто Вы общаетесь с единоверцами/иноверцами по вопросам веры?» или «Как часто Вы читаете религиозную литературу?» и др. С нашей точки зрения, подобные вопросы позволили бы нам быть более объективными при оценке религиозности студентов, при том, что один из определяющих критериев, совершение молитвы, нами рассматривается.

[5] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000

[6] Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. – М., 1972, - С. 110

[7] Общество христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова возникло в Петербурге около 100 лет назад.

[8] Здесь мы считаем уместным привести точку зрения ученых Института Социально-политических исследований РАН, которые отмечают, что «религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии». См. подробнее: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros212.html

[9] См. подробнее: http://www.religio.ru/news/6789.html

[10] Данные получены от сотрудников организации.

[11] По материалам сайта http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros212.html