рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ - раздел Педагогика, Глава 1 ...

Глава 1

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Что такое антропология?

Интеллектуальным предшественником современной антропологии был философский антропологизм мыслителей XVTH—XIX вв., согласно которому, только исходя… Со второй половины XIX в. понимание антропологии изменилось. Все эпиграфы взяты из повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Трудно быть богом».

Предмет политической антропологии

В этот же период сформировалась и антропология (в XIX в. ее не­редко называли этнологией) — дисциплина, изучающая народы, находя­щиеся вовне… В настоящее время антропологическую науку, как правило, подразде­ляют на две… В самом широком смысле культурная антропология изучает хозяй­ственный быт, социальные системы, обычаи и идеологические…

Антропология и история

Нельзя не заметить, что источники и методические приемы работы с ними у историков, археологов и этнографов сильно отличаются. Ис­торик работает с… С этой точки зрения между антропологией и историей имеется су­щественная… руируемых по письменным источникам. Главная цель историка в «узком смысле» — хронологически связать свершившиеся…

Антропология, политология и социология

Во-вторых, проблематика эволюции институтов власти в первобыт­ном строе и изучение процессов возникновения государства все больше и больше… Глава! Предмет политической антропологии

Глава 1


Предмет политической антропологии

ских установках (в более чем в 50% случаях антропологи и социологи ссылаются только на труды представителей своей науки), а также не­редко в… Рассматривая различные теории стратификации, тот же Смелзер ссылается на ряд… В исследовании, проведенном в 1956 г., жителям различных стран (от США до Новой Зеландии) предлагалось дать оценку…

Антропология и современность

отношению к современным обществам показало свою эффективность. Отсюда появились такие специализированные дисциплины, как антро­пология детства,… С этой точки зрения предмет политической антропологии может быть гораздо шире.… Опыт показывает, что вторжение антропологов в сферу интересов политологов и социологов может привести к пересмотру…

Методы

Основными методами политантрополога (как и любого антрополо­га, этнолога, этнографа) являются: 1) наблюдение, 2) опрос, 3) извле­чение информации из других категорий источников (опубликованных материалов, архивных документов, отчетов других исследователей и т. д.).

Наблюдение основано на прямой зрительной фиксации того или иного явления, интересующего исследователя. Такое наблюдение при­нято называть простым. Точность отражения зависит от длительнос­ти полевого исследования. В идеале длительность полевого исследова­ния должна быть несколько более одного календарного года (два-три месяца необходимо на адаптацию в среде), чтобы антрополог мог за­фиксировать особенности жизнедеятельности изучаемого этноса во все временные периоды года.



Глава 1


Предмет политической антропологии

Кроме простого существует включенное наблюдение, когда ученый поселяется среди изучаемой группы и, пытаясь методом глубокого по­гружения включиться… Еще один из видных зарубежных исследователей — британский ан­трополог… Блестящим образцом политантропологического исследования следу­ет назвать книгу М. Восленского «Номенклатура», в…

Функционализм

Данный метод можно проиллюстрировать на примере объяснения Б. Малиновским культурной функции магии. Малиновский показывает, * Дополнительную информацию о методике полевых исследований в антрополо­гии на…

Глава!


Предмет политической антропологии

что истоки появления магического мышления проистекают от невозмож­ности доисторического человека объяснить многие природные явления или результаты… Человеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмоций, в котором… Более подробное представление о функциональном методе можно получить из специальных публикаций, переведенных на…

Структурный метод

Однако структурные связи можно обнаружить и в обществе. Про­демонстрируем богатые возможности использования структурного метода в политической… го общества почти по 100 различным показателям (Claessen, Skalnik 1978:… Как и у любого научного метода, у структурного подхода есть свои недостатки. Уязвимым местом структурализма принято…

Сравнительно-исторический метод

Это один из самых распространенных методов, применяемых в ис­торических и антропологических исследованиях. Классическим приме­ром сравнительного…

Глава 1


Предмет политической антропологии

тая ветвь» — книга, в которой собрано огромное количество сведений о различных культах и религиозных верованиях. Еще в конце 1920-х годов А. Рэдклиф-Браун отметил особую значи­мость этого… Единственная черта, выделяющая каждую отрасль антропологии и не являющаяся характерной ни для какой другой из наук о…

Формальные кросскультурные методы

Едва ли не главнейшее значение этнографии и культурной антрополо­гии заключается в наглядном подтверждении тезиса о бесконечном

* О более углубленном изучении типологического метода см.: Типы в культуре. Л., 1979; Проблемы типологии в этнографии. М., 1979; Клейн Л С. Археологическая типо­логия. Л., 1991.



Глава 1


Предмет политической антропологии

многообразии форм и структур человеческой организации. Неоднократно это обстоятельство, кстати, приводило антропологов к пессимистичному выводу о… Последнее обстоятельство было подмечено еще в XIX в. этнологом Г. Нибуром,… Многие этнологи пользуются довольно странным методом. У них есть какая-нибудь теория, полученная путем дедуктивных…

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключ к таблице: ;. А — присваивающее хозяйство, В — раннее земледелие, С — развитое земледелие;

Глава!

полного «Историко-социологического атласа», включающего сведения о многих древних и средневековых обществах (Алаев, Коротаев 1996*). Создание такой базы данных позволит искать общие закономерности не только среди этноисторических, но и более ранних обществ.

4. История политической антропологии
Истоки науки<

Как академическая дисциплина социальная (культурная) антрополо­гия сложилась в середине XIX в.**.

У истоков разработки политантропологической теории, безусловно, стоял выдающийся американский антрополог Люис Генри Морган (1818—1881). В своих книгах «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851; рус. пер. 1983) и «Древнее общество» (1877; рус. пер. 1934) он уделил большое внимание фермам социальной организации доисторических обществ. В последней книге Морган выделил две стадии в политичес­кой эволюции: (1) социальную организацию, основанную на родах, фратриях и племенах, и (2) организацию политическую, основанную на территориальных отношениях и частной собственности. Переход от родоплеменной организации к государству осуществлялся, согласно Моргану, в форме «военной демократии».

Эта работа оказала большое влияние на Фридриха Энгельса (1820— 1895), который, опираясь на идеи американского антрополога, написал свою книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства» (1884). В сущности, это пересказ книги «стихийного материалис­та» Моргана с «правильной» марксистской точки зрения. Энгельс после­довательно рассмотрел на примере ряда обществ, как осуществляется переход от родовой организации через «военную демократию» к клас­совому обществу и государству. Однако в этой работе Энгельс макси­мально упростил марксистский взгляд на историю — в результате куда-то исчезла ранее выдвинутая в «Анти-Дюринге» (1878) функциональная (организаторская) версия генезиса государства на Востоке, вместо при-

* Более раннюю версию этой публикации см.: Восток. 1992. № 4. С. 206—224. ** Подробнее об истории антропологической науки и ее предмете см.: Уайт Л. Эво­люция культуры и американская школа исторической этнологии // Советская этногра­фия. 1932. № 3; Боас Ф. Задачи антропологического исследования//Советская этногра­фия, 1933, № 3—4; Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Аверкие-ва Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Он же. Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Он же. Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997; Велик А.А. Культурология: антропологичес­кие теории культур. М., 1998; Велик А.А., Резник ЮМ. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учеб. пособие. М., 1998. Полезным пособием явля­ется также сборник методических материалов: Социальная антропология в вузе. М., 1997.


 


 

Предмет политической антропологии

Для марксистской истории и антропологии эта небольшая по объ­ему работа стала на целое столетие настоящей библией. Ее основные по­ложения были… Одной из составляющих антропологического исследования было изу­чение… В процессе управления колониями были выработаны две модели: так называемые прямое (direct) и непрямое, косвенное…

Глава!


Предмет политической антропологии

империи стимулировало внимание к этим вопросам антропологов, спо­собствовало развитию научных исследований в данной области и приве­ло б конечном… Данное обстоятельство дало повод левоориентированным ученым и их коллегам из… Со временем был накоплен богатый фактический материал о поли­тической организации доиндустриальных обществ. Это…

Британский функционализм

Именно с этого времени принято теперь отсчитывать официальное «рождение» политической антропологии. Правда, только через 19 лет — в статье Д. Истона… Британский функционализм был представлен в двух разновиднос­тях: как… Впоследствии такая методология была подвергнута серьезной кри­тике за антиисторизм. Все изучаемые общества в…

Глава!


Предмет политической антропологии

сделала важный шаг от изучения структур к исследованию процессов. Классический структурализм слишком жестко детерминирует ролевые функции… Исследователи данного направления объединены в США в рамках Ассоциации…

Французский структурализм

Необходимо отметить, что определенное влияние на французскую антропологию оказали идеи французской медиевистики — в первую очередь труды Марка Блока… * Более подробно о теориях «социального поля» см.: Левин К. Теория поля в… Из наиболее известных работ по политической антропологии во Франции (см.: Ривьер 1999) следует выделить книги Марка…

Американский неоэволюционизм

Его сторонники отказались от анализа эволюции общества с точки зрения «прогресса», они рассматривают культурную динамику либо в более нейтральном… Основоположником неоэволюционизма считается американский ан­трополог Лесли…

Глава!


Предмет политической антропологии

                рого человек может получать и абсорбировать из внешнего мира энер­гию. История… Немалое влияние на развитие неоэволюционизма оказал Джулиан Стюард (1900—1975), придерживавшийся теории многолинейной…

Теории политогенеза

Согласно концепции сегментарного государства А. Саутхолла, каж­дое раннегосударственное образование состоит из слабо связанных сег- ментов. Сегменты структурно подобны друг другу, их границы нечетки и особенно… Ж. Баландье полагает, что доколониальная Африка демонстрирует значительное разнообразие типов архаической власти. В…

Глава!


Предмет политической антропологии

бывшего Советского Союза (Claessen, Skalnik 1978; 1991; Claessen, Van de Velde 1987; 1991; Claessen, Oosten 1996 и др.)*. Концепция другого известного американского исследователя Морто-на Фрида… Ученик Л. Уайта, Ричард Адаме, рассмотрел эволюцию форм вла­сти как последовательное увеличение контроля над энергией.…

Политантропология в нашей стране

После Октябрьской революции 1917 г. появилось практическое внимание к проблемам, которые входят в предмет изучения политиче­ской антропологии. Перед…

Азиатский способ производства

2 Н. Н. Крадин 1_

Глава!


Предмет


Политической антропологии

ской науке утвердилась схема Сталина—Энгельса, состоящая из пяти формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм (так… Начало второй дискуссии об азиатском способе производства (1957— 1971 гг.)… После свержения Хрущева начался курс на «закручивание гаек», и дискуссия постепенно была свернута. Однако обсуждение…

Потестарно-политическая этнография

Начиная с середины 60-х годов XX в. отечественные этнографы стали пересматривать те или иные положения теории Ф. Энгельса. Была доказана… * Дискуссии об азиатском способе производства посвящена обширная библиогра­… Глава 1

Политантропология в России

В постсоветский период проблемы политической антропологии про- должают разрабатываться как в рамках сложившихся в советский пе­риод школ и… Второе направление имеет более практический характер и связано с изучением посттрадиционной власти и ее идеологии…

Природные и культурные основы неравенства и власти

В данной главе рассматриваются как естественные (природные, со-циобиологические), так и общественные (культурные) предпосылки возникновения неравенства и власти.


 


Глава 2

ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ

Однако обращение к исследованиям социоантропологов (этнологов, этнографов), а также к работам специалистов по социобиологии пока­зывает, что это…

Территориальное поведение

В этом мультфильме скрыт очень глубокий смысл. Каждое живое существо создает свой собственный мир обитания посредством присво­ения части… Никакой живой организм не может существовать без энергии, кото­рую он получает… Чтобы другие особи данного вида знали, что это пространство пер­сонализировано, животные используют различные способы…

Свой и чужой

Для того чтобы отличать «своих» от «чужих» и защищать террито­рию, у животных и у людей существуют различные механизмы. У крыс, например, признаком,… Понаблюдайте за собой или за своими близкими. Вся наша жизнь наск­возь… Назначение ритуалов поведения группы (т. е. принятых группой ма­нер поведения) состоит в отделении «чужих» от «своих»,…

Агрессивность

Что же такое агрессивность? Существует множество определений агрессии, имеются хорошие обзоры данной темы, которые могут быть рекомендованы для… Кто более подвержен агрессивности — мужчины или женщины? Несколько большая…

I


Глава 2

путем высвобождения негативной энергии, тогда как для мужчин в силу их функционального статуса в обществе агрессия в большей степени является инструментом для достижения различных материальных и социальных преимуществ (Бэрон, Ричардсон 1998).

Каким образом можно контролировать проявления агрессивности у людей? Очевидно, что от нее нельзя избавиться посредством воспита­ния, поскольку всегда будут существовать ситуации, раздражающие людей, — агрессивность является важным механизмом жизнедеятель­ности любого живого организма. Ее также нельзя запретить законами. И первый, и второй способы могут привести только к нагнетанию ситу­ации, которая будет заканчиваться разрушительными социальными взрывами, не предсказуемыми по своим последствиям (Лоренц 1994: 258-260).

Этологи полагают, что наиболее надежный способ борьбы с агрес­сией — это ее переориентирование. У многих первобытных и архаиче­ских народов существовали обычаи, которые неосознанно были пред­назначены для снятия агрессивности (танцы с имитацией ударов — у австралийских аборигенов, песенные поединки — у эскимосов Аляски). Вероятно, сюда же следует отнести и знаменитый русский кулачный бой, воспетый М.Ю. Лермонтовым в «Песне о купце Калашникове».

Возможно, среди ученых первым суть переадресования агрессии понял известный австрийский врач-психиатр Бруно Беттельгейм, побы­вавший в фашистском концлагере и написавший по своим впечатлени­ям удивительную книгу под названием «Просвещенное сердце» — «по­собие» для желающих выжить в экстремальных условиях*. Беттель­гейм описывает случай, произошедший с ним лично. В какой-то момент накопившееся раздражение довело его до такой степени каления, что он был готов убить своего соседа по бараку. Выбежав из помещения, Беттельгейм увидел около двери пустую консервную банку, в которую заключенные кидали окурки. Он с силой растоптал ее, и внутреннее напряжение спало (Bettelgeim 1960).

Анализируя позднее данный эпизод, Беттельгейм сделал эмпириче­ское обобщение: агрессивность в отношении неживых предметов может привести к снятию напряжения. Впоследствии этот пример воспроизвел в своей «Агрессии» Конрад Лоренц. Существуют и другие подобные способы снятия агрессивного напряжения. В Японии во многих органи­зациях существует традиция изготовления резиновых кукол руководи­телей и высших администраторов. Каждый из сотрудников без всяче­ских последствий для себя имеет право взять резиновую дубинку и поколотить куклу.

На некоторых из нас хорошее воздействие оказывают фильмы-бо­евики или подобные им компьютерные игры (так называемые стрелял­ки). Здесь, возможно, происходит своеобразное «замещение». Индивид

* О Беттельгейме см. на русском языке : Максимов М. Только любовь Не мало ли?// Знание — сила. 1987. № 7; Он же. На грани — и за ней // Знание — сила. 1988. № 3.


Природные и культурные основы неравенства и власти

Можно также напомнить, каким массовым духовным подъемом со­провождалось уничтожение французами Бастилии или снятие в Москве с постамента на Лубянке… Конечно, уничтожение любых памятников (даже олицетворяющих тоталитаризм) — это… В современном мире особым способом переадресования агрессии является спорт. Это поняли еще древние греки, которые на…

Половое неравенство

I



Глава 2


Природные и культурные основы неравенства и власти



 


неоднократно отмечали, что у самцов обезьян демонстрация своей эрек­ции равнозначна вызову (Кон 1988: 82—84; Бутовская 1999а: 60).

Подобные отношения между полами характерны и для людей. Даже на подсознательном уровне нередко женская роль ассоциируется с под­чиненной функцией («жертвой»), тогда как мужская — с господствую­щей («насильником»). Во многих человеческих культурах активная гомосексуальная позиция воспринимается естественно, тогда как пас­сивная — резко отрицательно (в уголовной субкультуре — пассивные гомосексуалисты имеют самый низкий статус). Наиболее распространен­ные бранные ругательства в разных обществах связаны с гениталиями, помещением ругаемого в сексуальную позицию женщины (вспомните обобщенное название сквернословия в русском языке — «мат», «по-ма­терному»).

Интерпретируя в своих ранних работах данное свойство человече­ской психики, Зигмунд Фрейд полагал, что сексуальность мужчин обу­словлена агрессивным поведением, желанием доминировать. Однако было бы слишком просто видеть истоки полового неравенства в обще­стве только в мужской сексуальности. В человеческом обществе име­ются несколько подчас взаимосвязанных обстоятельств, которые обу­словили различные социальные позиции мужчин и женщин в обществе.

Одна из самых очевидных причин заключается в длительном пери­оде взросления человека. В силу продолжительного периода ухода за новорожденным женщина должна была больше уделять внимания ребенку и домашним обязанностям, тогда как мужчина становился главным добытчиком пищи в семье. Возможно, частые роды также явились причиной длительной исключенности женщин из социальной деятельности группы.

Другое обстоятельство связывается исследователями с представле­ниями о различной социальной роли мужчины и женщины. Эти пред­ставления опосредованы нормами, которые усваиваются еще в детстве. Родители и окружающие за редким исключением поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение, когда дети ведут себя неподобающим образом. Согласно наиболее распространен­ным нормам в большинстве обществ мужчина должен работать и обес­печивать свою семью («инструментальная» роль). На долю женщины выпадает забота о семейном очаге и детях («экспрессивная» роль). Именно это обуславливает физическое и социальное преимущество мужчин. Однако даже новорожденные мальчики обычно крупнее и тяжелее девочек, а их мышцы и легкие мощнее. Считается, что усилен­ное развитие мышц у мужчин обусловлено стимулирующим воздейст­вием андрогенов.

Нельзя исключать и уже упоминавшееся выше обстоятельство, что мужчины в целом более агрессивны, чем женщины. Неудивительно, что именно агрессивность у мужчин, как и у других приматов, являет­ся одним из важных факторов определения их места в той или иной общественной иерархии. Женщины, как правило, в иерархических играх


мужчин не участвуют. Они образуют группировки «статусно-возрастно­го» характера: девочки, подростки, взрослые девушки, молодые женщи­ны с маленькими детьми, женщины с уже выросшими детьми, бабушки. Часто статус женщины определяется статусом ее партнера.

Наконец, имеется точка зрения, согласно которой сила и преимуще­ство мужчин обусловлены эволюционными причинами. Необходимость рожать детенышей с большой головой предполагает наличие широко­го таза у женщин. Вследствие этого происходит смещение центра тяже­сти. Женщины стали уступать мужчинам в выносливости и скорости. При движении приходилось их ждать, а при нападении хищников за­щищать (Дольник 1998: 44—46). Но и в этом случае неясно, привела ли данная особенность женского организма к последующим генетическим изменениям, поскольку не только у человека, но и у обезьян особи мужского пола в целом крупнее и сильнее самок.

Так или иначе, согласно данным Дж. Мёрдока и К. Провост (Murdock, Provost 1973), именно большая физическая сила мужчин и несовместимость ряда форм трудовой деятельности с уходом за деть­ми обусловили разделение труда между полами у людей (кросскультур-ная выборка по 185 обществам). Мужчины должны защищать слабый пол и потомство, а также обеспечивать их пищей. Женщины — заботить­ся о малолетних детях и заниматься работой по дому.

С развитием сложных форм человеческой культуры и цивилизации это привело к закреплению жестких императивов тендерного поведе­ния. Согласно этим ролям мужчина должен обладать силой и знания­ми, выступать в роли кормильца семьи, участвовать в жизни общест­ва. Женщина должна заниматься домашним хозяйством, рожать и растить детей (вспомните, например, знаменитое немецкое «три К» — Kinder, Kuche und Kirche).

За небольшим числом исключений и определенными вариациями данные стереотипы распространены в большинстве человеческих куль­тур. По данным социолога Морриса Зельдича, проанализировавшего 56 обществ, в 35 обществах мужская роль имела инструментальный ха­рактер, в 1 обществе — экспрессивный и в 19 — смешанный характер. Тендерные функции женщин, согласно Зельдичу, оказались еще более выражены. В 48 обществах женская роль имела экспрессивный харак­тер и лишь в 3 — инструментальный и в 5 — смешанный характер (Parsons, Bales et al. 1955).

Доминирование мужчин поддерживается процессом социализации и усиливается через различные общественные институты. Если ребенок ведет себя не так, как это предписывают нормы поведения, взрослые и сверстники оказывают на него определенное давление. Существует три теории половой социализации, которые, скорее, взаимодополняют, чем исключают друг друга. Согласно теории идентификации ребенок бессознательно копирует поступки взрослых представителей своего пола, и в первую очередь поведение своих родителей. Истоки этой те­ории в психоанализе. По теории половой типизации, восходящей к



Глава 2


Природные и культурные основы неравенства и власти


 


теориям социального научения, решающее значение отдается механиз­мам психологического подкрепления. Взрослые поощряют детей, ког­да они ведут себя в соответствии с образцами поведения, принятыми для их пола. Теория самокатегоризации акцентирует значение на самостоятельности процесса познавания. Ребенок первоначально усва­ивает представления о половой идентичности, а впоследствии старает­ся вести себя так, как предписывают ему соответствующие культурные нормы (Кон 1988: 195-197).

В антропологической и социологической литературе существует неомарксистская конфликтная теория господства мужчин над женщи­нами, восходящая к концепции «патриархата» из знаменитой работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи...». Согласно этой концепции на оп­ределенной ступени развития мужчины стали доминировать над жен­щинами и эксплуатировать их (Hartman 1976; Leacock 1983; Gailey 1987; Флюер-Лоббан 1990; Гейли 1990 и др.).

В советской науке существовала теория «матриархата», согласно которой до господства мужчин существовало равенство между пола­ми, а в некоторых обществах было распространено и господство женщин. Однако это далеко не так. Современные данные показыва­ют, что матриархат — это кабинетный миф ученых XIX столетия (Першиц 1986). Нередко с матриархатом путают матрилинейностъ — определение родства по материнской линии. Во многих культурах су­ществовали культы поклонения женщинам (мужчины всегда боготво­рили слабый пол), но это нисколько не мешало мужчинам доминиро­вать в обществе.

Степень и формы полового неравенства в различных культурах опосредованы разнообразными факторами: системой культурных цен­ностей, развитостью экономики, типом политического режима и т. д. Проиллюстрируем это несколькими примерами.

В различных описаниях путешестьенников и профессиональных этнографов можно найти много ярких свидетельств эксплуатации муж­чинами женщин. Это хорошо видно на примере аборигенов Австралии.

Во время перекочевок женщина укладывает и несет на себе весь домашний скарб. Мужчина идет впереди с пустыми или почти с пусты­ми руками, ему приходится нести только легкое оружие, тогда как жен­щины следуют за ним нагруженные, как вьючные мулы, четырьмя-пятью корзинами, наполненными провизией. Если в одной из корзин сидит ребенок, то это не мешает матери нести на плече и другую, по­больше. Пища мужчин состоит главным образом из мёда; иногда, слу­чайно, из яиц, дичи, ящериц; но вообще он приберегает для себя жи­вотную пищу, предоставляя жене и детям питаться растительной и до­бывать ее где угодно. Для мужчины охота — прежде всего спорт, а не способы добывания пропитания для семьи; кормить семью — не его дело. Он не признает, чтобы роль мужа налагала на него какие-нибудь обязанности. Он живет в свое удовольствие, уходит на охоту лишь


только обсохнет роса на траве и возвращается уже под вечер, иногда с пустыми руками, пожрав на месте пойманную добычу. Но если муж-австралиец несет мало обязанностей, зато у него много прав; он может по произволу бить, истязать, даже убить свою жену. Эта несчастная ночью, во всякую погоду принуждена ходить за хворостом и за водой. Один из самых интеллигентных людей из туземцев, сопровождавших Лумгольца, провел добрую половину ночи, колотя свою жену, и даже сломал ей два пальца за то, что она, как он выразился, под предлогом, будто ночь слишком холодна, не сразу согласилась идти в лес за хворо­стом (Летурно 1897: 24).

Подобным образом было организовано разделение труда в иных обществах охотников-собирателей, например бушменов Калахари, хадза (Салинз 2000: 38, 65 и др.), а также у кочевников-скотоводов. Нравы номадов были описаны еще в знаменитом трактате «История Монго­лов» (гл. IV, § IV) итальянского монаха Плано Карпини, побывавшего в середине XIII в. при дворе великого монгольского хана Гуюка.

Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а так­же имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражня­ются в стрельбе. Женщины их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозка­ми и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень про­ворны и скоры.

Аналогичные данные приводятся в описаниях кочевников различных регионов более позднего времени (см.: Крадин 1992; 1996: 86 и др.).

В работах О.Ю. Артемовой (1987; 1991; 1993 и др.) подробно рассма­тривается неравенство в отношениях между мужчинами и женщинами в архаических обществах. В сводной книге немецкого историка Райн-харда Зидлера «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX в.)» (М., 1997) приводится много фактов доминирования мужчин в семейной жизни, сексуальных отношениях, в общественной жизни общины на рубеже Нового и Новейшего време­ни в Европе.

В современном обществе неравенство между мужчиной и женщиной сохраняется. Несмотря на то, что в результате многолетней борьбы женщины добились в наиболее развитых странах избирательных прав, возможности получать высшее образование и делать личную карьеру, мужчины по-прежнему имеют более высокий реальный статус. Женщи­ны заняты в основном в наиболее низкостатусных и малоквалифициро­ванных отраслях экономики и общества. Так, в США в 1980 г. средняя зарплата мужчин составляла 322 доллара в неделю, тогда как недель­ная зарплата женщины была на 118 долларов меньше. Из самой низко­оплачиваемой категории американских граждан, получающих менее 150 долларов в неделю, 65% — женщины, тогда как из самой высоко-


Глава 2

оплачиваемой группы, зарабатывающих более 500 долларов в неделю, почти 90% - мужчины (Смелзер 1998: 349-350).

В нашей стране существует аналогичное положение дел. Так, напри­мер, в современной российской науке количество женщин превышает 50%. Однако средняя зарплата женщин составляет не более 3/4 от сред­ней зарплаты мужчин. Большая часть высокостатусных должностей (профессура, руководители) заняты представителями сильного пола. Из более чем тысячи членов Российской академии наук лишь 8 академи­ков и 21 чл.-корр. РАН — женщины.

В Республике Корее, которая быстрыми темпами прошла этап мо­дернизации, остаются глубоко патриархальные взгляды на место жен­щин в обществе. По-прежнему широко распространены взгляды, что женщина не должна работать. Родители ориентируют дочерей не на карьеру, а на удачный брак. Нередко девушек увольняют с работы после выхода замуж. Труд женщин менее оплачиваем, чем работа мужчин. Любопытно, что в этой стране более 40% учителей составля­ют женщины, тогда как среди преподавателей вузов их уже менее 20%, а среди руководителей средних и высших учебных заведений лишь 2,5% (In-ho Lee 1995).

Неравенство в оплате между мужчинами и женщинами не единст­венная составляющая более низкого статуса женщин. Как правило, именно женщины выполняют основную долю домашней работы, кото­рая не оплачивается, но отнимает часто не меньше физических сил и времени, чем основная работа. Необходимо отметить, что данная дея­тельность имеет не менее важную роль для воспроизводства рабочей силы и воспитания потомства (будущей рабочей силы). Тем не менее она не рассматривается как полноценный труд, и женщины не могут претендовать на полноценную пенсию, как мужчины.

Однако за пределами западной цивилизации и ряда других стран, включая Россию, статус представительниц слабого пола намного ниже. В странах исламского мира, например, несмотря на постепен­ное вовлечение женщин в активную общественную жизнь, по-преж­нему их влияние на сильный пол минимально. Здесь широко распро­странено многоженство, мужчина имеет в семье полную власть. Даже в тех странах, где развод теоретически возможен по инициативе лю­бой из сторон (например, в Йемене), расторжение брака по инициати­ве женщины роняет ее репутацию. При разводе дети остаются с от­цом. В ряде исламских стран женщины лишены права голоса: все политические, экономические, религиозные решения принимаются мужчинами. Даже там, где женщины имеют право голосовать и быть избранными, лишь незначительная часть женщин добилась высокого политического статуса.

В Иране до сих пор остаются многие черты неравенства полов. Един­ственное равное с мужчинами право иранской женщины — это право голосовать. В остальном представительницы слабого пола остаются


I


 

Природные и культурные основы неравенства и власти

гражданами «второго сорта». В первую очередь женщина воспринима­ется как средство воспроизводства потомства. В семейной жизни жен­щины обладают даже юридически меньшими правами, чем мужчины. До сих пор сохраняется полигамия. Во многих сферах жизни сущест­вует разделение на мужское и женское (раздельное образование в уни­верситетах, обслуживание в больницах, банках и проч., дискриминация женщин в спорте и т. д.). При поступлении на работу жене требуется разрешение мужа. Длительное время официально было ограничено право женщин на получение образования, но и до сих пор число жен­щин с высшим образованием в целом невелико. Незамужние женщи­ны лишены права на государственную стипендию для получения выс­шего образования за рубежом, но и замужние имеют такое право толь­ко в случае, если отправляются за рубеж вместе с супругом (Saadatmand 1995: 1-24).

Возрастное неравенство

В современной американской социологии существует термин «эйд-жизм» (age-ism), который обозначает существование в обществе дис­криминации по отношению к одной или нескольким возрастным груп­пам. Введший это понятие Роберт Батлер разработал его на примере неприятия в американском обществе пожилых категорий населения, которые в большинстве своем не способны на равных конкурировать с лицами более молодого возраста (Butler 1969). Возможно, это исключи­тельно американское явление.

В большей степени распространено обратное явление — доминиро­вание лиц старшего возраста. Во многих культурах распространено ува­жительное отношение к лицам преклонного возраста, их авторитет непререкаем. Данное обстоятельство легко объяснимо. Лица более старшего возраста обладают большей информацией, жизненным опы­том. Иногда они лучше организованы, чем молодежь. В их руках сосре­доточены рычаги управления и власть. В традиционном обществе они являются носителями традиций, выполняют религиозные культы. Уже одно это давало им существенные преимущества перед более молоды­ми соплеменниками.

Система возрастного неравенства начала изучаться еще на рубе­же XIX—XX вв. Наиболее известное сочинение на эту тему — книга не­мецкого этнолога Генриха Шурца (1863—1903) «Возрастные классы и мужские союзы» (1902). Шурц предположил, что возрастная стратифи­кация является преимущественно мужским институтом (женщина боль­ше тяготеет к семье, тогда как мужчина — к общественной жизни), обу­словленным групповой солидарностью, которая возникает вследствие ан­тагонизма между различными поколениями. Она является древнейшей формой организации в обществе, и из возрастных классов впоследствии сформировались мужские дома и позднее мужские тайные общества (Азаров 1985). По мнению Шурца, последние первоначально были на-



Глава 2


Природные и культурные основы неравенства и власти

I правлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять каратель­ные функции,… В наиболее эгалитарных обществах возрастное неравенство прояв­ляется в распределении добычи, сексуальных ограничениях,…

I


Природные и культурные основы неравенства и власти



 


ритуалами. Существует неписаная этика поведения (нельзя доносить о жестокостях офицерам, нельзя защищать молодых и проч.). С точки зрения старослужащих данная система обеспечивает процесс воспита­ния и обучения молодых военнослужащих.

Все попытки гражданской общественности поднять эту проблему в печати, как правило, наталкиваются на замалчивание ее военными. В то же время внутренние попытки борьбы офицерского состава с системой данных отношений не привели к ее искоренению в армии. Только в по­следние 10—15 лет эта тема стала предметом активного обсуждения, в частности, в «военной социологии» (Марченко 1993; Образцов 1996; Бочаров 2000). Однако, к сожалению, ее существование не совсем пра­вильно интерпретируется только недостатками воспитания в советском и современном постсоветском обществе, общим развалом Вооруженных Сил в стране и разрешением призывать в армию ранее судимых лиц.

Очевидно, что эти причины сыграли важную роль в масштабах рас­пространения «дедовщины» в целом. Однако в реальности данные от­ношения представляют собой более широко распространенный в исто­рии феномен. В дореволюционной России подобные явления существо­вали во многих военных и гражданских учебных заведениях (так назы­ваемые «цук», «подтяжка»). В частности, они описаны А.И. Куприным в «Юнкерах». Данный пример далеко не единственный. В специальной, но особенно в художественной литературе содержится множество яр­ких иллюстраций грубого, унизительного отношения старшекурсников к младшим ученикам в средних и высших учебных заведениях (как гражданских, так и военных) не только России, но и других стран. В. Овчинников, например, в книге «Сакура и дуб» описал подобные нра­вы, распространенные в современных английских публичных школах-интернатах.

Элементы неуставных отношений имеются не только в российских (советских) Вооруженных Силах, но л во всех других армиях современ­ных государств.

В основе этого явления находится комплекс различных факторов: обладание старшими информацией о законах и традициях функциони­рования данной группы, их лучшая корпоративная организованность, сплоченность, связи с вышестоящими органами управления, нередко физическая сила.

Даже там, где никакой жесткой иерархии не имеется, в неявно вы­раженной форме определенное представление старших о своем приви­легированном положении присутствует. В студенческой среде это, на­пример, может выражаться в том, что студенты старших курсов пыта­ются переложить на младшекурсников порученные им администраци­ей разовые поручения и т. д.

Аналогичные элементы дискриминации присутствуют не только среди тинэйджеров, но и в коллективах взрослых. Помимо разницы в заработной плате (отражающей разницу в квалификации) на последних нередко возлагают дополнительные неоплачиваемые поручения, в со-


ветское время их часто привлекали к общественной работе (профсоюз, комсомол, избирательные комиссии, прочие общественные организа­ции, спортивные соревнования, демонстрации, колхозы и т. д.), как правило, именно им поручают дежурство по праздникам, дают отпуск в зимние месяцы, отправляют в магазин за продуктами и спиртными напитками во время празднования различных событий. Со временем отношение к молодому специалисту меняется. Немаловажную роль на изменение статуса оказывает изменение его семейного положения, по­явление в семье детей. При повышении квалификации, служебного положения меняется и его неофициальный статус. Отныне не он, а более молодые должны выполнять различные непрестижные обязанно­сти и поручения.

Другое дело, насколько в жесткой форме в обществе проявляются данные отношения. Очевидно, что в университете в силу более высокого уровня культуры и социальности учащихся они будут более мягкими, чем в школе. В отношениях между студентами, проживающими в обще­житии, по всей видимости, они будут более жесткими, чем между сту­дентами, живущими дома. Особенно существенны отличия между одно­полыми и биполыми группами. Однополые мужские замкнутые коллек­тивы отличаются наиболее жесткой иерархической структурой.

По всей видимости, это связано с двумя главными причинами. Во-первых, с биологически несколько большей предрасположенностью муж­чин к агрессивности, а во-вторых, с социальной ролью мужчин — необхо­димостью выступать в качестве основного «добытчика» и, следователь­но, демонстрировать большую агрессивность (Бэрон, Ричардсон 1998). Именно поэтому столь жестоко ведут себя особи мужского пола (вне зависимости от их возраста) в замкнутых однополых коллективах, будь то военное училище, армейское подразделение или исправительно-трудо­вое учреждение. Если же в этих коллективах существует периодическая ротация за счет исключения одних и приема других, новых членов, по­являются условия для складывания возрастных рангов. Иерархия прини­мает здесь форму возрастных статусных групп со всеми сопутствующи­ми уродливыми атрибутами подобных типов социальной организации. Еще один интересный аспект, который необходимо затронуть в дан­ном разделе, — это жестокость, которой сопровождаются многие риту­алы посвящения. Существует мнение, что в первобытных обществах в условиях отсутствия репрессивного контроля пытка и боль являются одним из средств сохранения внутренней стабильности. Метки на теле испытуемого (шрамы, тотемические знаки, татуировки) символизируют память о коллективном законе разделения группы на статусы, структу­рируют единство внутри рангов, уже прошедших различные обряды инициации (Диас 1998). Подобный вывод справедлив и в отношении тех или иных современных общественных групп. Существование в них различных обрядов посвящения является средством сохранения нефор­мального контроля со стороны лиц и/или подгрупп с более высоким общественным статусом.


Глава 2

Неравенство и иерархия

Понятие «иерархия» (от греч. hieros — священный и arche — власть) в социальных науках используется для характеристики пирамидальной социальной… Социальная стратификация [отлат. stratum — слой) — это иерар­хическая система… Социологи выделяют экономическую (по степени богатства), по­литическую (по концентрации власти) и профессиональную…

Природные и культурные основы неравенства и власти 5 7

Особенно много сделал для изучения социальной стратификации П.А. Сорокин (1889—1968). В ряде его работ, особенно в книге «Соци­альная мобильность»… Экономическая стратификация рассматривается им через призму концентрации… Политическая стратификация также подвержена определенной динамике. Ее развитию способствует увеличение размеров и…

Иерархия

Иерархические отношения можно обнаружить в растительном мире, у животных и у людей. У животных иерархия может существовать в двух формах: в виде… У павианов, например, самцы постоянно выясняют отношения между собой с целью… Какие выводы можно сделать на основании этого примера? Во-пер­вых, представляется очевидным, что никакого равенства в…

Возможно ли равенство?

Все это свидетельствует о том, что неравенство, пусть даже в самой примитивной форме, существовало всегда. Многие выдающиеся мыс­лители скептически… Глава 2 Природные и культурные основы неравенства и власти

– Конец работы –

Используемые теги: Предмет, политической, антропологии0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Что такое антропология Интеллектуальным предшественником... Глава Предмет политической... Методы...

Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация
Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая… Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали… Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть…

Предмет и метод культурной антропологии
К А особая область научных исследований концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры Предметом культурной... Соц антропология изучает ч ка в созданной среде сосредоточена на... КА в фокусе внимания находятся люди ч к общность обладающая своей специфической К рой в конкретном локальном и...

Понятие политический режим, его существенные характеристики. В чем различие понятий политический режим и форма правления
Оглавление... Предмет политологии Охарактеризуйте содержание изучаемых ее основных закономерностей развития политической сферы...

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени и современные политические учения Запада
На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни,… Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и… Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое…

Личность и политика. Политическая культура и проблемы политической социализации
Интерес к проблеме личности в политике многократно усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура… Но само по себе влияние личностного фактора на политический процесс не носит… Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия,…

Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти
Введение... Сущность содержание и формы политической власти...

Политология как наука и учебная дисциплина. Обьект и предмет политологии. Предмет политологии. Методы политологии
Обьект и предмет политологии Предмет политологии Социально философские и идейно теоретические основания политики теория политики политическое... Методы политологии Социологический метод выясняет как политика зависит... Политика как общественное явление Политика особая сфера человеческой деятельности цель которой направлять...

Что такое объект и предмет науки? Что является объектом и предметом формальной логики
Ответ Предмет... Вещь конкретный материальный объект... В науке предмет часть объекта определ нный его аспект исследуемый в каком либо конкретном случае Например...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам