О единстве физического и духовного развития ребенка

В своей работе “Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью (1858) Н. А. Добролюбов доказывал, что существует неразрывная связь между духовной и телесной деятельностью человека; между физиологическими и психическими явлениями: “О деятельности души мы можем судить только по ее проявлению в теле... наука уже не рассматривает ныне телесные деятельности отдельно от духовных и обратно”. Человек представляет собой единство, нераздельность организма и психики. Эти материалистические положения, высказанные Н. А. Добролюбовым, имели очень важное значение для развития педагогики, в том числе дошкольной.

Весьма ценным. было признание Добролюбовым необходимости сенсорного развития детей: “Нужно сколько можно более и правильно упражнять внешние чувства ребенка, чтобы увеличился запас впечатлений в его мозгу, и тогда светлые взгляды и суждения о различных отношениях предметов неизбежно явятся в голове его сами собой”.

Добролюбов указывал, что дети дошкольного возраста весьма поддаются внушению, что они склонны к подражанию. Если предоставить детей самим себе, они могут перенять у дурных людей плохие привычки. Впоследствии самые сильные внушения разума и требования чести и долга не в силах уже будут полностью изгнать эти укоренившиеся навыки. Нужно, считал Добролюбов, с ранних лет воспитывать у детей хорошие привычки на примерах и путем упражнении.