Пространства

 

Зрительные иллюзии Светокомпозиционный прием
Увеличение объема помещения Очень сильное равномерное освещение ограждающих поверхностей
Уменьшение объема помещения Уменьшение яркости ограждающих поверхностей
Удлинение и сужение помещения Увеличение яркости стен, перпендикулярных к направлению «удлинения»; расположение световых полос в направлении «удлинения»
Членение помещения Резкое повышение яркости отдельных участков с использованием цветовых контрастов
Увеличение высоты помещения Равномерное повышение яркости потолка и верха стен относительно остальных поверхностей
Рельефность стен Повышение яркости отдельных участков стен для создания световых пятен, ритмичное освещение стен светом двух разноцветных источников  

Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вертикальной форме светильника, вертикальном расположении полос в обивочной ткани. На силе зрительного эффекта здесь сказывается явление преувеличения вертикальных отрезков — из двух равных по величине отрезков вертикальный отрезок прямой кажется длиннее горизонтального. Интерьер, показанный на рис. 273 (вверху), с использованием вертикалей в декоре кажется выше интерьера на рис. 273 (внизу) с горизонтальным и диагональным членением плоскостей.

Если жилую комнату подвергают «растягиванию» вдоль источника дневного света, т. е. параллельно стене с окном, то для примыкающей группы мебели используется декоративная ткань . с активно выраженными горизонтальными полосами, горизонтальным рисунком на ковре. Белые предметы на темном фоне зрительно «раздвигают» пространство, расширяя и удлиняя его. Клетчатые, полосатые, заполненные рапортным рисунком участки кажутся больше, чем одинаковые с ними по размеру однотонные.

ОСНОВНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ИНТЕРЬЕРА

Законченность убранства квартиры зависит от индивидуаль­ных склонностей жильцов и определяется принятым принципи­альным подходом: орнаментально-декоративным, этнографичес­ким, функциональным. Каждый из них диктует свои закономер­ности в выборе отделочных материалов, цветовой гаммы, приемов освещения, декоративного убранства.

Орнаментально-декоративная композиция предполагает исполь­зование: декоративных реек или архитектурных деталей, форми­рующих пространственную решетку; декоративных экранов с раз­ной фактурой, структурой, цветом, пространственных модулей, по­строенных на основании квадрата, треугольника и т. п. Модули собираются в пространственные группы, определяя композицион­ное построение интерьера.

Применение вертикальных и горизонтальных реек позволяет свя­зать стены между собой и с мебелью, согласовать отдельные предме­ты мебели между собой. Размещение реек на плоскости стены дает возможность выбрать такое расстояние между рейками, чтобы с их помощью расчленить стену в гармоничном отношении. При за­креплении одной горизонтальной рейки плоскость стены делится на две части, которые могут быть соотнесены друг с другом по зако­ну «золотого сечения». Высота стены делится с помощью построе­ния, приведенного на рис.1, и представляет собой классический пример «золотого сечения» — деление отрезка (высоты комнаты) в среднепропорциональном отношении, когда целое относится к боль­шей своей части, как большая часть к меньшей (c:b = b:d).

Если возникает необходимость делить плоскость больше, чем на две части, т. е. проводить пропорционирование нескольких высот, то построение «золотого сечения» может быть продолжено, т. е., используя концы отрезков в качестве центров окружностей, можно удлинить ряд в обе стороны, сделав отношение каждых двух смежных отрезков пропорциональным, как показано на рис.2. Построения, приведенные на рис.3, показывают, как можно получить группу гармонизированных отрезков с помощью диагоналей квадрата и прямоугольника. Проведенное построение может иметь и математическое выражение, т. е., если сумма от­резков принимается за единицу, то больший отрезок имеет длину 0,618, а меньший - 0,382. Каждый последующий член этого гар­монического ряда получается вычитанием из большего меньше­го. Построение ряда методом вычитания показано на рис. 4. Для нахождения гармоничных отношений между фигурами мож­но пользоваться методом геометрического построения, используя квадрат в качестве исходной фигуры для перестроения. Пользуясь его диагональю для определения высоты следующего в ряду прямо­угольника (рис. 5) и повторив это построение с помощью диагона­ли вновь построенного прямоугольника, можно получить гармони­ческий ряд.

Гармоничные отношения могут быть получены за счет геомет­рических построений, в основе которых лежит использование та­ких геометрических фигур, как квадрат, равносторонний треуголь­ник, пятиугольник (рис.6). Сочетание стороны фигуры с диаго­налью квадрата, высотой треугольника, отрезка, связывающего две противоположные вершины пятиугольника, в прямоугольнике при­водит к тому, что он воспринимается гармоничным и пропорцио­нальным. И, наконец, существует очень простой метод определе­ния пропорциональных отношений с помощью частей человечес­кого тела. Так, длина кисти руки относится к локтевому суставу как части отрезка, разделенного в «золотых» отношениях. В свою очередь, фаланги пальцев дают гармонически организованный ряд (рис. 7).

Рис.8 показывает, что гармоничные отношения могут быть использованы и при самодеятельном выполнении мебели.

При использовании плоскостных элементов, отличающихся фактурой и цветом, они могут крепиться на стене, создавая само­стоятельное панно, или переходить с плоскости на плоскость, под­черкивая целостность интерьера. Создавая составное панно на стене прихожей, кухни или другого помещения, приходится вы­бирать тот или иной принцип орнаментального набора, т. е. зало­жить в качестве исходного модуля одну, две или три геометричес­кие фигуры. Набор из одной фигуры дает простую геометричес­кую сетку швов, и разнообразие достигается только за счет разно­образия цвета и фактуры самих пластин. Если исходная пластинка представляет собой равномерно покрытую рисунком плоскость, то возможности заполнения поверхности из четырех пластин до­вольно ограничены (рис.9 а). Если же рисунок занимает лишь часть поля, то возможности перегруппировки расширяются и по­является разнообразие наборов (рис.9 б).

При желании заполнить плоскость без каких-либо пустот оди­наковыми пластинками можно пользоваться тремя типами гео­метрических фигур — треугольником, квадратом, шестигранником. Они дают плотный набор и равномерно покрывают поверхность (рис.9 в). При равенстве граней названных фигур они могут заполнить плоскость попарно: шестигранник с треугольником, тре­угольник с квадратом (рис.9 г). Все три вида фигур могут со­вмещаться в едином наборе (рис.9 д). Включение восьми и двенадцатигранников также происходит с помощью соединяющих их квадратов, треугольников, либо сочетанием квадратов и шести­гранников (рис. 9 е). Использование пластин в интерьере носит декоративно-конструктивный характер. С их помощью могут получить дополни­тельную обработку дверные проемы. Уже облицовка прямоуголь­ного проема, подчеркнутая красочным покрытием или отделоч­ным шпоном, делает пространство квартиры выразительнее. Усложнение формы проема — закругленность углов прямоуголь­ного проема или придача проему арочной формы — усиливает действенность этого приема.


При оборудовании квартиры пространственными модулями воз­можно использование «ящичного метода». Из мебельных кубов могут быть набраны спальное место, шкафы, рабочие столы. Ис­ходный квадратный модуль может повторяться и в декоратив­ном убранстве квартиры. Изменение геометрии исходного моду­ля приводит к другому характеру пространства. Это хорошо вид­но на примере треугольного в плане мебельного модуля. Заполне­ние этим модулем углов комнаты, объединение в группы делает возможным организовать все необходимые функциональные зоны, расчленить пространство, придать ему запоминающийся образ. И если интерьер, построенный на основании кубического модуля, более спокоен и устойчив, то в случае использования модулей с треугольным основанием пространство жилого помещения ка­жется более активным и сложным (рис.10). С примером функ­ционального подхода к композиционному решению интерьера мы встречаемся в подсобных помещениях квартиры — в кухне, при­хожей, ванной комнате. Этнографический подход к решению ин­терьера предполагает использование народных мотивов в реше­нии мебели и остальных элементов интерьера.


Рис. 1. Пример симметричного построения фрагмента жилого интерьера (относительная симметрия)

Рис. 2. Пример абсолютной симметрии

Рис. 3. пример смягчения симметричного построения

Рис. 4. Ось симметрии шкафа поддерживается симметрией группой мебели в комнате

Рис. 5.Пример уравновешенной симметрии

Рис. 6. ассиметричное построение продиктовано наличием нескольких функциональных зон

Рис. 7. сочетание симметричных (центральная часть шкафа) и асимметричных (боковые части шкафа) элементов

Рис. 8. Пример сочетания асимметричной (стеллаж) и симметричной (декоративная композиция) формы

 


Рис. 9. Лестница – асимметричный элемент на фоне книжного стеллажа

Рис. 10. Применение асимметричной схемы на мансардном этаже

Рис. 11. Пример подобия в пространстве

Рис. 12. Подобие и контраст в решении спальни

Рис. 13. Метрический повтор в конструкции шкафной стенки

Рис. 16. применение единого отделочного материала и единой размерной сетки в интерьере кухни

Рис. 15. Пример арифметической прогрессии



Рис. 17. использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения, а горизонтальные и диагональные направления в декоре стен зрительно снижают помещение


Рис. 1. Пример разделения отрезка в «золотом сечении»

Рис. 2. Соподчинение нескольких отрезков по принципу «золотого сечения»

Рис. 3. Гармонизация отрезков с помощью диагоналей, квадрата и прямоугольника

Рис. 4. Построение гармонического ряда отрезков математическим методом

Рис. 5. Построение гармонического ряда с помощью квадрата и прямоугольника

 


Рис. 6. Геометрические построения, лежащие в основе гармоничных пропорций: А – «золотое сечение»; Б – квадрат; В – равносторонний треугольник; Г – пяти угольник; А, Б – прямоугольники, построенные на соответствующих гармоничных отрезках

Рис. 7. Пропорциональное отношение на примере руки человека

Рис. 8. использование гармоничных отношений при изготовлении мебели

Рис. 9. Использование плоскостных элементов, отличающихся фактурой и цветом

Рис. 10. Использование треугольного модуля в интерьере жилой комнаты

 


 

 

Лекция № 6

Цветовой дизайн интерьера

План:

1. Воздействие цвета на человека.

2. Характеристики «теплых» и «холодных» цветов цветового спектра и их психофизиологическое действие на человека.

3. Закономерности цветовой композиции:

· Построение колерной карты квартиры.

· Характеристики нюансных цветовых гамм.

· Контрастные гармоничные цветосочетания.

· Дополнительные и контрастные цвета.

4. Практика цветового решения жилого интерьера, применение нюансных и контрастных типов цветовой гармонии.

5. Использование суперграфики в интерьере.

6. Стекло в жилом интерьере. Варианты применения витража в интерьере.

7. Ткани в интерьере.

8. Приемы художественной графики, используемые для декорирования интерьера.

9. Зелень в интерьере.

Литература:

1. Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. Ростов н/д: «Феникс», 2005.

2. Другов Д.В. Человек – образ жизни _ дизайн интерьера. М.: Издательский центр «Табурет», 2001

3. Пономарева Е.Д. Цвет в интерьере. Минск: В.Ш., 1987.

4. Ранеев В.Ф. Интерьер, - М.: В.Ш., 1987.

5. Ехартишвили Н.И. и др. Озеленение интерьера. Киев, 1990.

 

Вопросы:

1. Какие цвета являются успокаивающими, а какие «выступающими» цветами?

2. Дайте характеристики «теплых» и «холодных» цветов?

3. Как цвет связан с психофизиологическими реакциями человека?

4. Какие цвета в интерьере предпочитают люди с разным темпераментом?

5. Как строится колерная карта квартиры?

6. В чем сущность контрастных и нюансных цветовых гармоний?

7. Охарактеризуйте различные нюансные гаммы.

8. На каких сочетаниях строится контрастные цветовые гармонии?

9. В чем отличие контрастных и дополнительных цветов?

10. Приведите примеры нюансной цветовой гармонии, используемые в цветовом дизайне помещений квартиры.

11. В каких помещениях квартиры чаще всего используются гармония, построенная на растяжении одного цвета?

12. Для чего в нюансную цветовую гармонию надо подключить цветовой акцент?

13. Как используется суперграфика в жилом интерьере?

14. Каковы особенности суперграфики в детских комнатах?

15. Какие технологии изготавления витража вы знаете?

16. Каковы области применения цветного стекла в интерьере квартиры?

17. Каким образом цветовое и орнаментальное решение тканей помогает зрительно изменить размеры пространства?

18. Расскажите о способах и приемах росписи ткани для интерьера.

19. Какова роль композиции из растений в решении интерьера квартиры?

20. Какие композиционные приемы используются для создания композиции из растений?

Цветовой дизайн интерьера

1. Воздействие цвета на человека

Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимости. Выбор исходных цветов и их группировка определяется прежде всего цветовыми предпочтениями жильцов, а знание объектных закономерностей воздействия цвета на человека позволяет лишь удостоверится в правильности выбранного решения либо подправить его.

Существуют общие закономерности воздействия цвета на человека. Среди них первичны психологические реакции, которые определяются тем, что цветовая среда может создать лёгкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, лёгкости и тяжести. Среди психологических реакций на цвет есть и вторичные, когда выбранный цвет создаёт ощущение лёгкого, свободного, расширяющегося пространства, а может подчеркнуть массивность стен, замкнутость и концентрированность пространства.

В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие и успокаивающие. К первой группе относятся тёплые цвета- жёлтый, жёлто- оранжевый, оранжево- красный, красный и все производные от них. Тёплые интенсивные цвета кажутся расположенными ближе к наблюдателю, поэтому их называют "выступающими" цветами. Успокаивающие цвета холодные -голубой, синий, сине- фиолетовый. Холодные цвета воспринимаются как далёкие, "отсутствующие".

Зелёныйцвет занимает промежуточное положение в цветовом круге между жёлтым и синим, поэтому в зависимости от преобладания доли примеси желтого цвета он воспринимается как теплый желто- зеленый. Преобладание синего цвета в смеси дает сине- зеленый цвет, воспринимаемый уже как холодный. В пространственном отношении эти оттенки нейтральны. То же происходит с фиолетовым цветом. Который получается от смешивания синего и красного. При увеличении доли красного цвета он воспринимается как относительно теплый, синего- как холодный сине- фиолетовый.

Красныйцвет- возбуждающий. Согревающий, энергичный и жизнерадостный, наиболее живой и активный цвет. Активизирует все функции организма, стимулирующее действуют на мозг и вызывает яркие эмоциональные реакции; используется при лечении некоторых болезней (ветряная оспа, скарлатина, корь); способствует увеличению мускульного напряжения, но лишь при кратковременном воздействии; является источником повышенного утомления. Красный цвет способствует повышению давления крови, усиливает ритм дыхания и наполненность пульса.

Красный цвет — первый среди цветов, оказывающих активное воздействие на человека. И в силу этого включение красного цвета в интерьер специфично.

Характер использования цвета в интерьере определяется материалами -цветоносителями. Когда мы говорим о красном как возбуждающем цвете, мы прежде всего имеем в виду ярко окрашенные ткани, алкидные эмали, масляные краски, пластмассы. Цвета, введенные в интерьер этими материалами, обычно могут быть очень сильными, активными. Но есть и другая группа материалов — красный кирпич, глиняная ангоба, красный глиняный черепок — они тоже несут в интерьер красный цвет, но в очень сложных, сдержанных оттенках. И здесь активность красного цвета во многом ослабевает.

Красный цвет предпочитают люди энергичные, активные, легко возбудимые. Для реализации их цветового предпочтения совсем не обязательно окрашивать им стены комнат. Бывает достаточно ввести его в качестве акцентного цвета, выбрав для него композиционно значимое место.

Приведенные ниже схемы показывают, что один и тот же цвет может вводиться в интерьер в виде линейного рисунка при большой открытости и активности цвета. Для большой же плоскости этот цвет разбеляется, усложняется за счет серого.

Оранжевыйцвет относится к группе тонизирующих цветов, степень его активности при воздействии на человека чуть слабее, чем у красного. Его воздействие сказывается на частоте и наполненности пульса. Есть данные о том, что оранжевый цвет способствует пищеварению. Оранжевый цвет во всей своей активности и силе используется для декорирования больших плоскостей, в основном его применяют в качестве акцентного цвета. В сочетании с белым он дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодного цветов. Его используют в цвете абажура, диванной подушки, штор.

Желтый-последний в ряду тонизирующих цветов. Физиологическое воздействие его сочетается оптимальным, так как он хорошо воздействует на зрение и нервную систему. Это один из наименее утомляющих цветов. Его использование в интерьере приносит ощущение солнечности, света, радостного настроения. Он может быть внесен в интерьер искусственными материалами – цветоносителями, способными ввести открытый и сильный цвет, и природными материалами ( дерево, тросник, соломка в традиционных украшениях или декоративных панно). Утонченные, сложные и мягкие оттенки желтого цвета и создают камерную, спокойную атмосферу.

В желтом цвете легко прочитывается теплая и холодная тональность. Так, стронций дает оттенок напряженного и холодного лимонного цвета, а кадмий желтый, неаполитанский желтый – значительно более мягкие и теплые оттенки. Поэтому оттенки этого цвета легко используется при декоре помещений, ориентированных как на север, так и на юг.

Поскольку желтый состоит последним в ряду активно воздействующих на человека цветов, он достаточно часто занимает большие площади. Но в этом случае его насыщенность и полнота снижаются. Зато при включении его в качестве акцентного цвета насыщенность может быть предельной. Желтый цвет является самым светлым в спектральном круге и его использование дает, как правило, очень легкий, насыщенный светом интерьер.

Голубойявляется представителем группы успокаивающих цветов, поскольку способен снижать кровяное давление и успокаивать пульс, замедлять ритм дыхания. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека — это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей. В интерьере эти психологические и пространственные впечатления сопрягаются и позволяют рекомендовать голубой цвет как расширяющий в маленьких помещениях, как цвет рабочей зоны, как цвет для помещений, ориентированных на юг. Плохой эффект дает голубой оттенок в комнате с окнами на восток или запад, поскольку попадающие в помещение солнечные лучи имеют теплый спектральный состав и не отражаются от холодных по цвету поверхностей, делая помещение сумрачным и темным.

Синийотносится к группе холодных цветов, но его успокаивающее действие при большой насыщенности и зачерненности цвета переходит в угнетающее. Специфичное психологическое воздействие его может быть связано с тем, что в природе синий цвет —это цвет переходных, зачастую напряженных состояний (кратковременного вечернего неба между голубым дневным и черно-фиолетовым ночным; цвет штормового моря и грозовых туч). Может быть, поэтому насыщенный синий цвет не используется на больших плоскостях жилого интерьера, чтобы не придавать ему характер излишней строгости, холодности, отторгнутости.

Зеленыйцвет занимает промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Психофизиологическое воздействие этого цвета считается оптимальным. Физиологическая благотворность этого цвета определяется тем, что он регулирует кровяное давление за счет расширения капиллярных сосудов, облегчает невралгические боли. Это самый привычный и широко распространенный цвет природного окружения, ассоциирующийся для человека с покоем и надежностью. Психологи считают, что определенные ассоциации закрепляются за каждым оттенком зеленого цвета. Так, светло-зеленый — нежный, кроткий цвет, ассоциирующийся с весенним пробуждением

природы; ярко-зеленый — естественный, но назойливый и требовательный, ассоциируется с прохладой, покоем; темно-зеленый — естественный, надежный, таинственный, ассоциирующийся с безопасностью и покоем; зелено-голубой — далекий, отвлеченный, ассоциирующийся с водой, льдом, холодом.

Цветовая композиция диктует свои рекомендации по использованию каждого из названных оттенков. Так, ярко-зеленый, как правило, не рекомендуется для декорирования больших поверхностей, зато часто используется как акцент на бело-бежевом фоне; темно-зеленый хорошо смотрится на достаточно большой поверхности, но предполагает размещение на его фоне элементов белых или из светлой древесины и т. п.

Фиолетовыйцвет — жесткий и неспокойный. Он действует угнетающе и в своей полной спектральной насыщенности встречается лишь в качестве акцентных пятен небольшой площади, в качестве контурных линий. Этот цвет при включении в интерьер часто смягчается подключением серого равной светлоты.

Пурпурныйцвет является результатом смешения фиолетового и красного и в силу этого обладает определенной двойственностью. Например, психологи говорят о том, что пурпурно-фиолетовый темный — это цвет роскошный, возвышающий, а пурпурно-красный — могущественный, крепкий, но земной, прикорневой.

Белыйцвет занимает особое место в интерьере. Используется на больших плоскостях, в силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность. Когда же белый цвет используется как линейный контур, он обеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту.