ИНТЕРЬЕРА

При формировании жилого интерьера применяются все типы цветовых гармоний.

Пример нюансной гармонии, построенной на использовании оттенков одного цвета, можно увидеть на примере прихожей (вклейка 4). Теплый цвет дерева близок по насыщенности с цветом более темных плиток пола. В единое целое их увязывает светлый цвет материалов отделки пола, стен и потолка.

Нюансный тип гармонии с использованием соседних цветов спектрального круга — прихожая на вкл. 2. Здесь теплый цвет древесины мебели и пола дополнен светло-зеленым цветом стен, причем оба цвета сближены по светлоте. Этот же тип гармонии использован в общей комнате (вкл. 9).

Нюансный тип цветовой гармонии может быть активизирован включением светлотного контраста. Темное дерево мебели создает пространственный каркас, не нарушающий цветовой нейтральности этого пространства (вкл. I).

Гармония дополнительных цветов очень легко намечена в интерьере, где голубая стенка кухни-ниши противопоставлена мягкому и очень светлому цвету стен (вкл. 5).

Более активное противопоставление составляющих этой цветовой пары — охристая древесина и синие панели в стеллажной стенке, в столешнице и обивке кресел обеденной зоны — наблюдается в интерьере, показанном на вкл. 6. Этот достаточно сильный контраст делает логичным использование в качестве соединительного элемента серого цвета.

В интерьере общей комнаты (вкл. 11) применяется та же цветовая пара, только синий цвет берет теперь на себя роль цвета-лидера, поскольку площадь, занятая им, достаточно велика. Этот цветовой контраст поддержан светлотным контрастом черно-белых полос в оконной занавеси.

Интерьер общей комнаты (вкл. 12) демонстрирует еще один способ смягчения исходного цветового контраста. Здесь мы встречаем достаточно часто используемый прием «цветовой растяжки». Желтый полюс усложнен за счет подключения охристого цвета древесины, оранжево-красных вкраплений в декоративную ткань, а синий — за счет повтора этого цвета в различных предметах мебели.

Еще один пример цветового противопоставления можно видеть на вкл. 7. Этот интерьер можно рассматривать как пример использования цветовой триады. Красный полюс этой триады образован цветом стены и пола, желтый — цветом древесины и предметов украшений, синий — цветом фасадных плоскостей шкафов. Композиционное значение этого цветового акцента подчеркивается ахроматическим окружением.

Наиболее распространенным типом цветовой гармонии для спальных комнат служит нюансная гармония (вкл. 16 а, 17 а). Однако можно встретить:

■ использование пары сближенных цветов (оранжево-красный —
фиолетовый) на ахроматическом фоне (вкл. 16 б) и применение того же
красного для участков стен и декоративных предметов;

■ включение одного акцентного цвета (оливково-зеленый) в нейтральную
по цвету и светлую спальню (вкл. 17 б);

■ использование гармоничной триады — желтый цвет мебельной
древесины соседствует с холодным зеленым и красным цветами
декоративных тканей. В детских комнатах чаще всего используются:

■ очень мягкая нюансная гармония для младенцев (вкл. 21 а);

■ цветовые пары и триады для детей младшего и среднего школьного
возраста при наличии больших ахроматических поверхностей и
использование насыщенных цветов для элементов ин терьера, которые
можно перемещать в пространстве детской комнаты (вкл. 20);

■для детей старшего школьного возраста становится оправданным смягчение цветовой гаммы (вкл. 18 а, 19).

Практика цветового решения кухонь и ванных комнат показывает, что здесь встречаются: гармония, построенная на использовании растяжки одного цвета (вкл. 21/26, 30); гармония с использованием растяжки одного цвета и подключением акцента - мягкого (вкл. 22) или насыщенного по цвету (вкл. 23, 24); гармония пространственного уравновешивания двух цветовых полюсов (25); гармония цветового контраста (вкл. 29 а).

Человеку свойственно стремление к новизне. Отсюда стремление время от времени переставлять мебель, менять интерьер, подчиняясь не только командам разума. Это — возможность дать новую пищу эмоциям. Для человека жилище — это его «укрытие» от внешнего мира, но одновременно это и единственное, полностью подчиненное ему место эмоционального самовыражения. Иногда таким средством самовыражения может стать поиск цветопространственной композиции интерьера, решенный средствами суперграфики (взаимодействия цвета с формой предмета, с пространством в целом).

Суперграфика вносит активное, динамическое начало в статичное, привычное для человека пространство, зрительно преобразует его. Создавая суперграфическую композицию с помощью цвета, элементы оборудования или мебель вычленяются из окружения, сливаются с примыкающими плоскостями, в единое целое увязываются стены и потолок, стены и пол, стены, потолок и пол. Все это не только изменяет геометрию пространства, но и придает ему новое смысловое содержание.

Использование суперграфики в жилом интерьере предусматривает воздействие на плоскость, на предмет, трансформацию пространства.

С первым приемом мы сталкиваемся, когда орнаментальная композиция, геометрически правильная или построенная на растительных элементах, занимает ограниченную часть одной стены. Она может выполнять подчиненную роль, выступая как фон для стеллажных полок, быть достаточно самостоятельной, активно заполняя пространство стены между навесными и напольными шкафами, в графическом решении подчиняться пластике мебельного гарнитура или быть независимой от геометрии эле­ментов интерьера или мебели.

Второй подход реализуется при изготовлении чехлот; для кубических мягких мебельных табуретов и других предметов мебели, которые можно использовать в прихожей, спальне, детской комнате.

Третий подход реализуется, когда настенная роспись, начатая на одной плоскости, переходит на другую плоскость. Композиция на стене может переходить в цветные пятна драпировочной мебельной ткани и занавесей.

Цветопространственные композиции в отдельных помещениях квартиры имеют свои особенности. Прихожая в силу кратковременного пребывания позволяет применять активные суперграфические решения — яркие и насыщенные цвета, выделение для этих цветных пятен большой площади. При мягких цветовых отношениях может быть усилена роль графического орнамента.

Сравнение двух вариантов суперграфического подхода к решению ванной комнаты в свою очередь показывает возможность выбора. Первый вариант говорит о возможности переноса цветового акцента в верхнюю зону помещения, второй — о возможности провести более легкое, линейное решение.

Особую роль приобретает суперграфика в детских комнатах. При общем нейтральном и светлом колорите основных плоскостей помещения цветом бывает выделено ограждение спального места, причем ярким цветом может быть подчеркнут игровой характер решения. Роспись может служить фоном для белой мебели, возможна также роспись по элементам оборудования и ме­бели, что вносит в детский интерьер радостный колорит.