ЗЕЛЕНЬ В ИНТЕРЬЕРЕ

Отличительной чертой жилого интерьера является активное включение в него зеленых элементов различной степени сложности, использование их эстетических и гигиенических качеств. Зелень может занимать нейтральное положение по сравнению с другими элементами интерьера. Преобладающая роль озеленения приводит к тому, что оно начинает активно влиять на характер интерьера, формировать его, хотя в практике жилого интерьера это решение встречается сравнительно редко.

Зелень в интерьере жилища создает оптимальные комфортные условия, совершенствует функциональную организацию, повышает художественную выразительность внутреннего пространства.

Включение зеленых композиций регулирует экологическое равновесие среды обитания человека. Зелень в интерьере способствует ионизации воздуха — повышению концентрации содержащихся в воздухе носителей электрических зарядов атмосферных ионов. Включение зелени облегчает зрительную работу глаз. Экран из зелени на подоконнике облегчает процесс переадаптации глаз при смотрении из помещения наружу; обилие зеленого цвета снижает внутриглазное давление.

Внутреннее озеленение влияет на акустические качества помещения. Вьющиеся на стене растения в 6-8 раз увеличивают звукопоглощающие способности стен.

Очень важным средством повышения комфорта жилища служит использование фитонцидного эффекта. Летучие выделения некоторых растений обладают активными защитными свойствами. В интерьере фитонцидный эффект обеспечивается такими комнатными растениями, как герань, розмарин, мирт, алоэ. Использование декоративных растений с высокой степенью фитонцидной активности способно снизить утомляемость человека, нормализовать частоту пульса, кровяное давление, сердечный ритм.

Еще одно ценное качество комнатных растений — их способность повышать влажность воздуха. В квартирах с центральным отоплением сухой воздух увлажняется испарениями с поверхности листьев, улучшая микроклимат. Благодаря этому влажность в помещениях может возрастать до 50%, в то время как при отсутствии растений она не превышает 30-35% .

Зелень можно использовать при устройстве разделительных, доходящих до потолка экранов, выделяющих самостоятельные зоны; подвесные кашпо или ампельная зелень на горизонтальных решетках выделяет самостоятельные зоны; ящики-кашпо или этажерки могут отмечать перепад высот и играть роль барьера.

Зелень в интерьере способна зрительно изменить пропорции помещения. Перевод вьющейся зелени со стены на примыкающую часть потолка зрительно увеличивает высоту помещения. Размещение более крупных растений на переднем плане и более мелких в глубине зеленой композиции зрительно удлиняет помещение. Зеленая группа растений может иметь самостоятельную художественную ценность, а зелень, используемая как фон, способна подчеркнуть достоинства произведений декоративного искусства, в первую очередь пластики, коллекций морских раковин, бабочек и т. п.

Композиции из растений способны усиливать цветовую выразительность интерьера. Цветовые сочетания зелени могут противопоставляться основным цветам интерьера — в этом случае они усиливают воздействие друг на друга. Зеленая композиция может строиться и в том же цвете, что и основные плоскости интерьера, тогда цвет будет мягко перетекать, не изменяясь.

Зеленые композиции способны смягчить замкнутость внутреннего пространства, зрительно уменьшить тяжесть массивных ограждений, внести черты иррациональности и подвижности в строгую геометрию современных индустриальных зданий.

Комфортность интерьера помещения зависит от того, насколько точно соответствует выбранная система озеленения характеру протекающей здесь деятельности и насколько правильно подобраны растения в зависимости от светотеплового режима. В помещениях для умственной работы, сна желательна нейтральная природная среда, в помещениях активного отдыха оправданы активно озелененные интерьеры. В связи с этим центром активного озеленения в квартире может быть общая комната, кухня, лоджия. Для каждого из помещений выбирается свой композиционный прием, причем важно, чтобы чередовались уровни размещения зелени, менялись точки размещения их в помещении.

Зеленые элементы в интерьер включаются в виде отдельных растений, зеленых групп или природных композиций.

Для включения отдельных растений используют вазы, держатели-кашпо, подставки различной формы. Они устанавливаются на полу (чаще всего это отдельно стоящие декоративные вазы с ветками, цветами или аранжировками из листьев декоративных растений), на пристенных полках, на верхних плоскостях корпусных шкафов.

При напольном размещении одиночных растений они обычно тяготеют к зонам отдыха (устанавливаются у кресел, шезлонгов) либо намечают границы отдельных зон.

Для настенного размещения отдельных растений устраивают крючья, консоли, полки. Крючья позволяют либо подвешивать кашпо с дужкой, либо использовать специальные подвесы из ниток и шнура. Используя полосовой металл и проволоку, можно сделать объемные держатели, в которых устанавливается горшок (рис.2).

При использовании отдельных растений большая нагрузка ложится на вазы и кашпо. Для простых и строгих по рисунку ваз подходят сложные по силуэту и пластике подставки. В свою очередь форма и расцветка вазы влияет на выбор цветов. Яркая орнаментированная ваза плохо согласуется с букетом из ярких цветов и предполагает размещение в ней однотонных неярких букетов либо сухоцветов. Сложная форма цветов в букете плохо согласуется со сложной по форме вазой.

Согласование зеленой композиции с вазой предполагает сочетание формы и цвета, определенное соотношение величин. Так, высокие композиции с легко прочитывающимся стволом хорошо смотрятся в низкой плоской вазе. Разнообразие оттенков и цветов в букете требует бесцветной вазы — серой (белой) при обилии мягких полутонов и мелких цветных пятен, контрастное противопоставление цветов и их более крупные размеры — черной. Высота такой композиции должна быть в 1,5 раза больше ширины вазы. Для букетов в высоких вазах рекомендуется сохранять то же соотношение—цветы, поставленные в высокую вазу, должны быть в 1,5 раза выше ее.

При построении растительной композиции часто пользуются приемами японских мастеров. Эти приемы прослеживаются в трехчастных композициях, в которых растения располагаются асимметрично и имеют разную длину. С изменением положения трех цветков по отношению друг к другу и к вертикальной оси, получаются различные варианты композиций, составленных в стилях различных направлений японской школы — «чока», «неджера», «морибан», «риква» (рис. 3).

Если ваза подчеркнуто декоративна и в ней использован активный цвет, то применение этого же цвета в материалах аранжировки или в самих цветах букета дает хорошо согласующуюся композицию.

Декоративность небольших одиночных зеленых композиций может быть усилена цветом фона. Яркие цветочные композиции, сложные по силуэту листья хорошо различимы на светлых, однотонных фонах. В помещении с крупным и четким рисунком обоев желательны растения с одноцветными листьями, чтобы избежать рассогласованности и пестроты.

Форма и цвет вазы, характер аранжировки может быть согласован с металлом, формой и цветом светильника (рис.4).

Зеленые композиции, как и отдельные растения, можно размещать в помещении на разных уровнях: на полу, в специально; сконцентрированных мебельных элементах и в верхней зоне.

При устройстве зеленой композиции на полу можно использовать напольные подиумы. Часто здесь устанавливаются подиумы; с подушками для сидения (рис. 5), а в молодежных комнатах; подиум может стать настолько большим, что наряду с зеленью; включает место для сна, радиоаппаратуру и т. п. (рис. 6).

Приподнятые над полом зеленые композиции располагают на уровне сидений или столов. Для них может собираться специальная мебельная конструкция — стол с углублением в центре для! размещения растений (рис. 7).

Большим разнообразием форм и конструктивных решений] отличаются этажерки для размещения зелени на разных уровнях; (рис. 8). Горшки с растениями на разноуровневых подставках] создают достаточно активный экран. Этажерки могут представлять собой низкое основание и плоскую решетку. Решетка можете быть в виде складного экрана-ширмы, позволяющего менять угол соединения решеток и получать различные группировки растений (рис. 9). Основанием для размещения группы растений может служить раздвижная конструкция (рис. 10). В этом случае легко формируется объёмная зеленая композиция. Возможность разместить разнохарактерные по размерам и форме растения возникает и при использовании этажерок типа, показанного на рис. 11.Эффект воздействия даже простейших зеленых композиций может быть усилен подсветкой. Одинарное растение, установленное на подставке с внутренней подсветкой, дает значительно более сильный эффект (рис. 12). Если сравнить два подхода, показанных на рис. 13 и 14 станет ясно, что использование лампы дневного света дает скорее утилитарный, чем художественный эффект. Лампа лишь имитирует верхний направленный дневной свет и незначительно усиливает живописность растений. Использование нескольких шарообразных светильников эффектно и в силу живописности светящейся группы, и в силу неожиданности и непривычности нижних подсветок на растениях, причудливых теней.Эффектными оказываются и смешанные группы, когда напольные растения дополняются подвесными при сохранении стиля и материала кашпо в обоих случаях (рис. 15).При размещении растений в верхней зоне помещения устраиваются полки вдоль одной из стен (рис. 16) или в углу помещения, перекинутые от стены до стены. Интересны и зеленые подвесные потолки из однотипных корзин, собранных в группы (рис. 17).Натурализованный природный интерьер в жилье встречается в виде развитых зеленых композиций, размещенных в эркерах (рис.18), в виде специально оборудованных оранжерейных окон либо отдельно стоящих оранжерейных ящиков, напоминающих аквариумы (рис. 19).Поддон для открытой установки растений на подоконнике нужно крепить с зазором, через который теплый воздух от батареи будет проходить к остеклению, повышая температуру воздуха для растений (рис. 20). Устройство окна-оранжереи позволяет более точно регулировать температуру и влажность воздуха (рис.21). Это обеспечивается отверстием для подачи воздуха извне, решеткой, позволяющей пропускать подогретый воздух от батареи, отверстием в верхней части окна. Комнатная отдельно стоящая оранжерея-витрина (рис.22) позволяет обеспечить тропический микроклимат. Для устройства витрины изготавливают силовые рамы из уголка 32x32 мм, между которыми устанавлива­ются стекла, раздвигающиеся с одной или с двух сторон. Короб для растений имеет дренажное устройство, слой песка и грунта, устройство для слива воды. Освещается витрина люминесцентными лампами, размещенными сверху в коробе из водостойкой фанеры. Снизу лампы защищаются матовым стеклом с тщательно

зашпаклеванными стыками, чтобы влажный воздух не имел доступа к ним. Смена ламп производится сверху.Зелень нашла широкое применение в современном интерьере. Наряду с утилитарно-художественными функциями она обеспечивает человеку состояние психологической разрядки, отдыха. Комнатным цветоводством родителям нужно заниматься вместе с детьми, это расширяет возможность общения, приобщает де­тей к труду, дает радость общения с природными организмами.


Рис. 1. Цветовой круг

Рис. 2. Объемные держатели для цветочных горшков

Рис. 3. Направления японской школы составления растительных композиций: а) «чека»; б) «наджера»; в) «морибан»; г) «риква»

Рис. 4. Пример согласования формы и расцветки светильника с вазой для цветов

Рис. 5. Сочетание зеленой композиции с подиумом для сидения

Рис. 6. Подиум для отдыха, оформленный растениями

 


Рис. 7. Стол с углублением в центре для размещения растительных композиций

Рис. 8. Этажерки для размещения растений на разных уровнях

Рис. 9. Экран – ширма для размещения зеленых композиций

Рис. 10. раздвижная конструкция для размещения домашних растений

Рис. 11. Этажерка для домашних растений

Рис. 12. Растения на подставках с внутренней подсветкой

Рис. 13. Использование лампы дневного света для подсветки растений

Рис. 14. Использование шарообразных светильников для подвески растений снизу

Рис. 15. пример напольного и подвесного расположения растений

 


Рис. 16. Пример устройства полки для растений

Рис. 17. Зеленые подвесные потолки из собранных в группу отдельных корзин

Рис. 18. Зеленая композиция в экране

Рис. 19. Оранжерейные ящики в жилой комнате

Рис. 20. Поддон для открытой установки на подоконниках

Рис. 21. стационарная цветочная витрина встроенная в наружную стенку: 1 – короб для растений (шириной 45 – 70 см.); 2 – отвод воды (регулятор); 3 – наружное двойное остекление; 4 – Внутренняя раздвижная стеклянная стенка; 5 – жалюзийная решетка; 6 – вентиляция летом; 7 – вентиляция зимой; 8 – вентилятор; 9 – освящение; 10 –устройство для подвески растений; 11 – дренаж для битого кирпича или щебня; 12 – песок; 13 – торф; 14 – электрообогрев; 15 – контроль температуры почвы; 16 – термостат; 17 – регулятор.

Рис. 22. Нестационарная, отдельно стоящая цветочная витрина: 1 – металлический каркас; 2 – короб для растений (шириной 45 – 70 см.); 3 – отвод воды; 4 – освящение; 5 – раздвижная витрина; 6 – устройство для подвески растений; 7 – дренажное устройство из битого кирпича или щебня; 8 – песок; 9 – торф; 10 – электроподогрев регулируемый термостатом; 11 – регулятор; 12 – матовое стекло.

 


 

Лекция № 7

Стиль в интерьере

План:

1. Важность стиля в интерьере.

2. Классический стиль.

3. Классический интерьер на практике.

4. Эстетика модерна.

5. Практика создания модерна в современных условиях.

6. «Кантри» в городе.

7. Создание в квартире интерьера в стиле кантри.

8. Высокотехнологичный «хай – тек».

9. Из чего и как «сделан» «хай – тек».

10. Благородство минимализма.

11. Кити в интерьере.

12. Современная эстетика.

13. «Стиль» будущего.

14. Этно стиль.

15. Создание экзотики в домашних условиях.

Литература:

1. Гротан Д.В. Справочник начинающего дизайнера (2 – е изд.) / Серия «Стильные штучки». – Ростов Н/Д: «Феникс», 2004.

2. Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. Екатеринбург, «У – Фактория», 2005.

3. Лазарева Е.И. Интерьер квартиры. Справочное пособие по проектированию и докотированию. Издательский дом «Ниола – Пресс», 1999.

4. Пономарева Е.Д. Цвет в интерьере. Минск, В.Ш., 1984.

5. Ранеев В.Ф. Интерьер, М.: В.Ш., 1987.

 

Вопросы:

1. В чем различие понятий «Стиль» и «Стилевое направление»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные группы стилей?

3. Раскройте сущность понятия «большой стиль».

4. Дайте характеристики этнических стилей.

5. Что означает понятие «стилизация» и какова ее роль в создании современного интерьера?

6. Назовите три уровня применения стиля в современном интерьере.

7. Дайте определение классического стиля.

8. Каковы основные особенности одного из классического стиля – барокко?

9. Охарактеризуйте стиль эпохи классицизма.

10. Каковы особенности стиля ампир?

11. Что характерно для современного интерьера, оформленного в классическом стиле?

12. Назовите основные рекомендации для создания современного интерьера в классическом стиле.

13. Назовите три разновидности модерна.

14. Каковы основные признаки модерна?

15. Какие темы декора чаще всего использовали художника модерна?

16. Расскажите о стилизации модерна для создания современного интерьера.

17. Что является доминирующим и определяющим мотивом стиля кантри?

18. Каковы особенности мебели и отделки для интерьера в стиле кантри?

19. Как создать современный интерьер в стиле кантри?

20. Дайте определение стиля хай – тек и назовите его характерные черты.

21. какие современные отделочные и конструктивные материалы используются для оформления интерьера в стиле хай – тек?

22. Каковы формы и пропорции мебели для хай – тековских интерьеров?

23. Охарактеризуйте особенности цветовой гармонии и декора интерьеров, выполненных в стиле хай – тек.

24. Каковы особенности современного интерьера в стиле минимализма?

25. Назовите аксиомы созданий интерьера в стиле минимализма.

26. Какова основная идея китиа и как кита используется в современном интерьере?

27. Приведите примеры создания интерьеров в стиле современной эклектики.

28. Охарактеризуйте «стили» будущего.

29. Каковы особенности этно стиля?

30. Каковы основного условия для создания интерьера в этническом стиль?

 

Стиль в интерьере