Важность стиля в интерьере

Когда-то французский деятель культуры Буффон изрек: «Каждый человек — это стиль». Да, все мы — яркие индивидуальности, да, о вкусах не спорят, но вообще-то вопрос о нашей «неповторимости» спорен и несколько преувеличен. И здесь же вспоминается дру­гая истина: «Все в мире повторяется». На самом деле потребности людей различаются лишь в деталях, а в основе своей они очень схожи. Именно эта схожесть и позволяет говорить нам о стиле.

В последнее время мы все чаще слышим слово «стиль». Понятия «стильный человек», «стильная одежда», «стильная обувь» и т.д. основательно укоре­нились в повседневной лексике. Однако то, что умест­но в обыденном, повседневном употреблении слова, я среде дизайнеров звучит не всегда верно.

Стиль — это образ жизни, воплотившийся в сферах искусства. А основная черта любого стиля — эстети­ческое единство объекта. Другими словами, если не­кие составные части объединяет общий почерк, идея, дух, то это стиль. Эпоха, уровень развития материаль­ной культуры, мода и мораль часто диктуют свои пра­вила игры и ограничивают буйство нашей фантазии.

Проведем различие между стилем, стилевым направ­лением и стилизацией. Стиль — это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их ком­бинация для каждого стиля индивидуальна и уникальна. Например, классицизм основав на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему пристрастий, отражает социально-культурные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.

Введем классификацию, определив две основные группы стилей. В первую выделим стили историчес­кие, такие как готика, барокко, классицизм, конструк­тивизм. Они возникали в определенные периоды вре­мени, развивались и затем исчезали, сменяясь новы­ми. Некоторые из них принято именовать большими. Это стили, проявившиеся во всех областях искусст­ва — от музыки и поэзии до архитектуры, интерьера и костюма: античная классика, романский стиль, готи­ка, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодер­низм и т. д. Прерогатива создания и пропаганды «боль­ших» стилей всегда оставалась за творческими сила­ми общества и знатью. Поэтому в массовом сознании «большие» стили всегда ассоциировались с роскошью, представительностью и «элитарностью». Однако мир изменился, и в современном интерьере трудно найти слепое следование какому-нибудь из исторических стилей. Чаще всего дизайнеры в духе постмодернизма используют только отдельные детали «больших» сти­лей, либо берут какой-то стиль за основу и вольно трак­туют его в духе современных представлений о ком­форте, используя новейшие материалы и технологии._ ч Другие стили воплотились не столь полно. К историческим стилям относятся также ампир, конструк­тивизм, минимализм, хай-тек. Иногда можно встретить определение «стиль Перикла», «стиль Георга», «стиль Людовика XIV» или «стиль Адама». Все это разно­видности одного большого стиля.

Вторая группа— так называемые этнические сти­ли. Они определяются элементами народного (этнического) быта. Например, в русском народном стиле используются детали архитектуры, декора или мебели Древней Руси. Другой вариант — подчеркнуто функ­циональный американский народный стиль и т. д. Многие дизайнеры пользуются принципами американ­ской планировки, берущей начало во времена освоения Дикого Запада. Вы можете оформить жилище в виде ковбойского ранчо, мексиканского дома, малайзийской хижины или чукотского чума. Один из самых комфор­табельных и фешенебельных представителей этой же группы — модный сейчас скандинавский стиль.

Стилевым направлением обычно называют явле­ние, которое проявилось фрагментарно, не охватив все сферы человеческой жизни. Например, романтизм, бидермейер, неоготика, неоклассицизм и т. д.

Понятие стилизация является производным от сти­ля и обозначает творческую свободную интерпретацию его элементов. Всякая стилизация стремится к созда­нию современного и нового, обращаясь к художествен­ным приемам прошлого. Исторические стили живут в определенное время, и восстановить их, не исказив, практически невозможно и нецелесообразно. Поэтому «повторение» стиля живет в современности лишь в виде стилизации. Так, например, обращаясь в дизайне интерьера к египетскому, византийскому, этрусскому или античному стилям, мы, как правило, создаем сти­лизацию.

Стиль стал сегодня более гибким, более мобильным более открытым влияниям извне. Безусловно, это след­ствие единого «информационного поля», в котором существует современная цивилизация. Новые тенден­ции со скоростью света распространяются по миру, приживаясь или отторгаясь, модифицируясь или оста­ваясь неизменными в каждой отдельно взятой стране.

Но сами тенденции существуют. Сегодня огромный выбор отделочных материалов и аксессуаров дает воз­можность оформить помещен»» в различных стилях от классики до авангарда. Вместе с ростом производ­ства, новейшими технологиями изменяется и отноше­ние человека к миру и к своему дому. Урбанизация и тяга к экологичности, бешеные ритмы современной жизни и желание тишины — все это проявилось в новых стилях.

Каждый сформировавшийся стиль по-своему эсте­тически совершенен и привлекателен, и на каждый из них найдется свой «покупатель». Хочется только на­помнить, что соответствие квартиры характеру хозяи­на — его привычкам, мировоззрению — главное усло­вие при выборе и разработке стиля любого интерьера.

И, наконец, тем из вас, кто решил начать практичес­кую работу над стилевым направлением своего инте­рьера, мы хотели бы дать несколько полезных советов:

1. Лучше всего выбирать стиль, исходя из образа вашей жизни. Можно придерживаться этого стиля в оформлении всего интерьера, а можно — в пределах одного помещения.

2. Не пытайтесь воспроизвести стиль полностью.
Если вы остановились на историческом или этничес­ком стиле, не стоит золотить потолки в спальне или воспроизводить в натуральном виде бревенчатую избу,

3. Найдите в своем доме место для стилевого ак­цента.

4. Существует три уровня применения стиля в современном интерьере. Выберите для себя наиболее

оптимальный:

1-й уровень— радикальный,— это полная рекон­струкция помещения с целью воспроизвести простран­ство, пропорции, объемы стиля;

2-й уровень — здесь главная декоративная доминан­та интерьера — это конструктивный элемент стиля (например арка, колонна или пилястра);

3-й уровень — самый простой, требующий минималь­ных затрат сил и ограничивающийся включением в интерьер стилевого акцента (им может стать как от­дельный предмет, так и группа предметов).