рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетика модерна

Эстетика модерна - раздел Педагогика, Лекция № 1 Введение в предмет Проектирование интерьера Однако Самым Популярным Из «Больших» Истори­Ческих Стилей В Современном Постс...

Однако самым популярным из «больших» истори­ческих стилей в современном постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар нуво», он же «югендстиль»). К модерну можно относиться по-разному. Кому-то он ка­жется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в его причудливых линиях созвучие скры­тым романтическим устремлениям. После классициз­ма и немеркнущего ампира он — самый востребован­ный стиль среди тех, кто любит роскошь и «богатство».'

Для начала стоит выделить три разновидности мо­дерна: модерн как модернизм, модерн как общее по­нятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера.

Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX века. Его представители пыта­лись создать «искусство будущего», отвергая традици­онную культуру с ее «классическими» нравственны­ми и художественными ценностями. Модернисты про­возгласили культ техногенной урбанизированной ци­вилизации — мегаполисов, высоких скоростей, буду­щего, силы и энергии. Используя пересечения, сдвиги и наплывы форм, художники пытались выразить раз­ноплановое мироощущение современного им челове­ка, городского жителя.

Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамод­ное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высоко­технологичных.

И наконец, поговорим о стиле. Само сочетание «исто­рический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь, как уже упоминалось, слово «модерн» означает «со­временный». Стиль возник на рубеже XIX-XX веков как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором. Именно мо­дерн первым попытался не просто механически соеди­нить разные стили, а синтезировать их, «оживить» в со­ответствии с технологиями нового времени. Основа мо­дерна — стилизация, при этом упор делается не на но­вые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объе­диняющий декор (рис. 4). Основной признак стиля — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, па­вильоны, общественные здания эпохи модерна построе­ны как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее про­странство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объек­ты, сотворенные фантазией человека. Для модерна ха­рактерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, /Изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и окон­ными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла.

Художников модерна привлекало все что трепещет, вьется, колеблется. Качества, противоположные этим, — массивность, монументальность, неподвижность, напы­щенность — были им чужды. Излюбленными темами декора становятся стилизованные природные мотивы — набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (известный под оригинальным названием «удар бича») (рис. 5), павлиньи перья, крылья бабоч­ки, длинные изогнутые пряди волос, цветы (особенно тюльпаны, ирисы и орхидеи).

Главной идеей модерна была идея сотворения пре­красного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Средство достижения цели виделось в соединении про­фессионального художественного творчества с производством бытовых изделий. Это вызвало переворот в прикладном искусстве и сформировало новый тип художника-универсала, выступающего и как архитек­тор, и как декоратор, и живописец, и график. Приме­ром может служить М.А. Врубель: он пишет карти­ны, создает скульптуру, панно, театральные декорации, мебель и многое другое. Вообще трудно назвать ху­дожника того времени, который не создавал бы эски­зов мебели, ткани, декора, бижутерии.

Модерн впервые объединил европейские и восточ­ные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, за­имствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тон­ким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах.

В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквар­тирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и гео­метрически сложными (рис. 6). В декоре фасадов

и Интерьеров применяются узорная керамическая об­лицовка, кованое гнутое железо с растительными пере­плетениями в декоративных решетках и перилах лест­ниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абст­рактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных соче­таний." Витражи применяются и в интерьерах в каче­стве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковин­ный водоворот: изогнутые пластичные формы рисун­ка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся расте­ний» из металла. Стены обтянуты тканью с раститель­ным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, набор­ный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светиль­ники с матовыми плафонами, резные с тем же моти­вом двери имеют вставки из стекла и бронзы. На сте­нах зеркала тоже в деревянных, сложной, искривлен­ной формы, рамах. Добротная и респектабельная ме­бель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы никогда не наскучит. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками (рис. 7), а специальная технология обработки стекла Придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна.

Практика создания модерна в современных условиях

Воссоздать точный интерьер в стиле модерн— за­дача довольно сложная: во-первых, это достаточно до­рогое удовольствие, а во-вторых, такой интерьер дол­жен нести отпечаток личности хозяина в стиле.

Однако несколько практических и выполнимых советов, все же можно дать. Если у вас есть возмож­ность оформить дом или загородный особняк в дан­ном стиле, то не забудьте, что главное правило — «внешность» дома должна отражать его внутренний характер. Важны также окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, ост­роконечные башенки.

К внутреннему дизайну также отнеситесь внима­тельно: последовательно декорируйте комнаты, под­бирая цвета стен и потолка. Стены желательно окра­шивать в пастельные тона или расписывать. Не забы­вайте, что интерьер должен быть загадочным и «про­чувствованным». Полезным помощником вам для со­здания духа эпохи модерна будет антикварный мага­зин. Однако важно приобретать несколько вещей, что­бы они создавали гармоничный ансамбль среди совре­менных предметов.

Наиболее простой способ воссоздания модерна в вашем интерьере—это выделение стилевых акцен­тов. Оклейте стены охристыми обоями с тканевой фак­турой, дополните их- широким цветочным бордюром и не поскупитесь на зеркала в резных деревянных рамах. Люстры или бра подбирайте с тускловатым светом, цилиндрическими плафонами из матового стек­ла или ткани. Доминирующую роль в интерьере бу­дут играть кованая мебель и карнизы с плавными изог­нутыми линиями и наконечниками. Для асимметрич­ных штор приобретите цветную органзу или тюль с растительным рисунком.

Спальня может изобиловать красиво задрапиро­ванными тканями. Ночники прихотливо изогнутых форм, кокетливый пуфик на кованых ножках, репро­дукция Альфонса Мухи или Васнецова на стене созда­дут уют модерна. На кухне можно повесить постер-реп­ринт торговой рекламы того времени, а пространство сконцентрировать светом вокруг стола. Важной дета­лью здесь будет стол круглой, формы и старые знако­мые— венские стулья (в свое время их называли «мо­дерном, для бедных») (рис. 8). Плоские накладные элементы, выполненные из МДФ, тонированные под орех или дуб, могут изящно украсить внутренние двер­ные проемы.

Игра с формами прошлого не мешает модерну пере­осмысливать технические достижения своего време­ни. Стиль свободно пользуется новыми материалами

(во время его возникно­вения таковыми были стекло и железобетон). Сегодня в нем широко используется ковка, вит­ражи, электрическое ос­вещение. Так как модерн задумывался исключи­тельно как стиль, совме­щающий красоту и ком­форт, он никогда не всту­пал в «конфликт» с бла­гами цивилизации. Имен­но умением органично включать в себя все новое, оставаясь классикой, и объясняется нынешняя актуальность модерна. В его интерьер превосходно вписываются и бытовая электроника, и ультрасов­ременная аппаратура.

Интерьер в стиле мо­дерн, в первую очередь, характеризует его хозяи­на как яркую индивиду­альность. Недаром деви­зом этого направления было положение: «ни один дом не похож на другой». Эстетика модерна «учит»: «в каждый объект нужно «вчувствоваться», ибо это придает одухотворенность, содержание и смысл. В такой среде человек естествен­ным путем обретает спокойствие и счастье». Целост­ный подход к дизайну, динамичность и изящество модерна приближают его к природным, органическим формам (рис.9). Чем глубже и тоньше душа челове­ка, тем сложнее и вычурнее должна быть среда его обитания. И модерн — верный помощник в достиже­нии этой благородной цели.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1 Введение в предмет Проектирование интерьера

Введение в предмет... Проектирование интерьера... План Цели и задачи курса Основные разделы дисциплины...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика модерна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпроектное исследование
На данном подготовительном этане проводится сбор и анализ всей документации, относящейся к разрабатываемому типу изделия, выявляются требования к нему. Эта кропотливая работа начинается с уяснения

Художественно-конструкторский поиск
Этот этап заключается в выработке и воплощении первоначальных творче­ских идей в эскизной графической форме форэскизы и объемах (макетах). Разработка форэскизов позволяет сформировать твор

Разработка эскизного проекта
Эскизный проект — окончательное творческое предложение художника-кон­структора, полно определяющее все характеристики изделия. Графическая часть проекта обычно состоит из «заглавного» план

Составление проектно-конструкторской документации
На данном этапе изготовляется чертежно-конструкторская документация — рабочие чертежи, необходимые для создания изделия. На производстве или в проектно-конструкторских бюро рабочие чертежи выполняю

Пропорции
Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы. Применяемые в практике закономерные отношения делятся на две группы: простых отношений, строящихся на простых рациональных

Контраст, нюанс, тождество
Контраст и нюанс — одни из самых тонких проявлений художественной вы­разительности в искусстве. Они обнаруживаются в сходстве или различии ма­териально-пространственных характеристик разных частей

Масштабность
Масштабность — соразмерность формы и ее элементов по отношению к че­ловеку, окружающему пространству и другим формам. Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, со

Симметрия
Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигур

Виды композиции
В зависимости от особенностей строения формы различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Вы­деление их в какой-то мере условно, так как часто все они

Пространства
  Зрительные иллюзии Светокомпозиционный прием Увеличение объема помещения Очень сильное равномерное освеще

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ
Практика показывает, что строить цветовую среду жилища с использованием только одного цвета невозможно. Это происходит в силу того, что человек сформировался под воздействием утонченных переливов ц

ИНТЕРЬЕРА
При формировании жилого интерьера применяются все типы цветовых гармоний. Пример нюансной гармонии, построенной на использовании оттенков одного цвета, можно увидеть на примере прихожей (в

СТЕКЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ
Цветное стекло и витражные композиции в оформлении жилища придают ему очарование, уют, помогают избежать сухости и стандарта. Витраж оживляет и обогащает интерьер. Ниже рассматриваются вар

ТКАНИ В ИНТЕРЬЕРЕ
Ткани — важнейший элемент в архитектурно-планировочной организации жилого интерьера, обеспечивающий его красоту и удобство. Так, портьеры на окне не только служат основным декоративным акцентом, но

Приемы художественной графики
Роспись по ткани можно выполнить также приемами, которые используются в художественной графике. Метод гипсографии предполагает перенос рисунка на ткань с гипсовой пластинки. Способ приготовления ги

ЗЕЛЕНЬ В ИНТЕРЬЕРЕ
Отличительной чертой жилого интерьера является активное включение в него зеленых элементов различной степени сложности, использование их эстетических и гигиенических качеств. Зелень может занимать

Важность стиля в интерьере
Когда-то французский деятель культуры Буффон изрек: «Каждый человек — это стиль». Да, все мы — яркие индивидуальности, да, о вкусах не спорят, но вообще-то вопрос о нашей «неповторимости» спорен и

Кантри» в городе
Кантри («деревенский » стиль) является, по сути дела, антиподом урбанизированного хай-тэка, так как рату­ет за возвращение к «простой» жизни. Он стал выра­жением ностальгии по деревенскому дому. Са

Создание в квартире интерьера в стиле кантри
1. Планировка. Доподлинно скопировать в город­ской квартире этот деревенский стиль достаточно слож­но. Здесь лучше обойтись без сложных перепланиро­вок и сосредоточиться на приемах декориров

Из чего и как «сделан» хай-тэк
1. Хай-тэк — стиль высоких технологий, пропагандирующий эстетику материала. Как уже говорилось 'выше, он предполагает использование в отделке современных материалов. Наиболее распространенны

Благородство минимализма
Казалось бы, что может быть проще - создать ин терьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив минимум, только самое необходимое. Но в том-то и дело, что убрать — проще, чем загромоздить.

Аксиомы создания минимализма
Формула современного минимализма отточена по­чти до совершенства, и если вы сможете правильно использовать все ее составляющие, то сможете создать у себя в квартире настоящий интерьер в стиле мини­

Китч в интерьере
Определение «китч-интерьер» появилось относитель­но недавно и означает оно новомодную категорию ин­терьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей ж художественными традициями,

Современная эклектика
XX век вошел в историю искусств как век смеше­ния стилей. Современная эклектика — прямое след­ствие господства постмодернизма в нашей культуре. Потому что именно постмодерн акцентируется на ци­тиро

Этно стиль
В предыдущей части мы рассмотрели основные сти­ли и направления в современном дизайне интерьера. Модный нынче «этно» нельзя назвать стилем в стро­гом смысле этого слова. В силу своих особенностей о

Фактура и текстура
Фактурой мы называем строение поверхности материала. У одного и то­го же материала она может быть как гладкой, так и рельефной. Напри­мер, натуральный необработанный камень может иметь шерох

Паркет.
С самых древних времен деревянный паркет считался одним из самых долговечных покрытий для пола. Его возникновение связывают со средневековыми монастырями, где пол собирался из дубовых досок

ОБЛИЦОВОЧНАЯ ПЛИТКА
Плиты из натурального камня используются для настила пола и отделки стен помещений. К такому материалу в современных интерьерах прибегают в основном для престижа, так как стоимость

КРАСОЧНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ
Недавно на нашем рынке появились покрытия с интересным эффектом распы­ления цветных частиц краски. Такое покрытие представляет собой латексную акрилатную суспензию на водной основе с крошечными кап

ШТУКАТУРКА
Венецианская штукатурка достаточно старая, преданная забвению, но возро­дившаяся в материалах нового поколения и модная ныне венецианская штукатур­ка превращает самый обычный интер

ПЛАСТИК
Для человека XXI века пластик стал одним из самых популярных материа­лов, из которого выпускается львиная доля строительной и отделочной продук­ции, мебель, посуда, светильники и электрооборудовани

ПРИРОДНЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ КАМЕНЬ
Самый древний строительный и отделочный материал, существующий в при­роде, — камень. На протяжении всей истории развития человечества камень олицетворял собой прочность, надежность и безопасность ж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги