Благородство минимализма

Казалось бы, что может быть проще - создать ин терьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив минимум, только самое необходимое. Но в том-то и дело, что убрать — проще, чем загромоздить. И неоспоримый закон творчества гласит: чем проще вещь, тем сложнее ее сделать. Очень трудно вовремя остановиться и не перегрузить, не испортить лишними деталями произведение искусства, предмет мебе­ли или интерьер. Для этого необходимо внутреннее чувство меры, вкус и, в конце концов, талант. В про­стом лаконичном произведении всегда более замет­ны неверные, лишние или фальшивые штрихи, ноты или детали. Такие интерьеры напоминают графику — жанр лаконичный, требующий умения обходиться ску­пыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черно­го цвета и фона, который необязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, про­веденную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства гармонии и стиля, не прощая ошибок и суеты.

Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные цен­ности предыдущей эпохи отметаются, и им на смену приходят новые. В такие периоды человек обычно ис­пытывает ощущение усталости, настроения декаданса, тогда и возникает эта тяга к простым и чистым фор­мам и решениям. Так возрождается мода на минима­лизм. Формальные истоки минимализма лежат в кон­структивизме 1920-х годов, а духовные— в «дзенских» интерьерах Японии. Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: «Меньше— значит больше».

В разные исторические периоды ив разных стра­нах этот стиль имеет свои особенности. Так, в России 20-х годов рождаются конструктивизм и функциона­лизм, девизом которых стало: «Создавать вещи целе­сообразные и утилитарные, представляющие собой чистые конструкции». Минимализм того времени принимал характер нигилизма, когда роскошь и из­лишняя «красивость» вещей считались буржуазным пережитком. Появлялась простейшая мебель строгих геометрических форм, лишенная какой-либо отделки и украшений. А единственным «декором» интерье­ров служили агитационные плакаты.

В Западной Европе минимализм вошел в моду по­зднее, в 60-е годы, как реакция на пресыщение пом­пезной роскошью традиционных интерьеров для выс­шего и среднего класса. Вначале, в послевоенном об­ществе производство предметов быта и их украшение развивались с большим размахом: люди компенсиро­вали украшением быта воспоминания о тяжелом вре­мени лишений и невзгод. Затем наступил период, когда дорогие, перегруженные мебелью интерьеры мало кого могли удивить, а оригинальным становился отказ от излишней декорированности обстановки, стремление к простоте форм и цвета.

В наше время минимализм — это скорее миро­ощущение. Осознание обществом возможности гло­бальной экологической катастрофы породило тенден­цию сознательного отказа от излишеств, возврат к тра­диционным экологически чистым материалам— де­реву, бетону стеклу, металлу. А ускорение ритма совре­менной жизни, избыток впечатлений и информации привели к небывалому спросу на «успокаивающие.

Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Вообще черно-белое сочетание явля­ется великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, де­рево или штукатурка. В минималистическом интерье­ре очень важны простые формы в линии, а также прак­тически отсутствие декора на окнах и стенах. Здесь идет «игра» в предметы: интерьер оживляется за счет одиночных выразительных деталей — стоящая в белой комнате одинокая черная ваза или— яркий всплеск картины на стене. Светлые матовые стены могут стать Прекрасным фоном для небольшого количества пред­метов живописи (лучше графики) или постеров соответствующего стиля. Важная деталь — картины долж­ны быть обрамлены в тонкие простые рамы.

Формы мебели тоже просты: острые углы, нет плас­тичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками» такие же кресла и сту­лья прямоугольной» почти кубической формы. Обивка Светлая, однотонная, с редкими контрастными «пятна­ми» — подушки» например. Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев стойки стелла­жей. А солнечный свет, отраженный от стекла и. глад­кого металла, создает атмосферу радости» легкости и воздушности. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, все спрятано вглубь» Поэтому в мебели доминируют подиумы зак­рытые шкафы, а в идеале — ящики для хранения.Поверхности предметов желательно делать из цельных плит, полы — из наиболее длинных и широких досок. Сами поверхности должны быть идеальны, минимализм не выносит раздробленности и необработанности.

Подытоживая сказанное, отметим, что в интерьерах минимализма все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно от­дыхать, они не раздражают и, несмотря на свою аске­тическую строгость, уютны и спокойны.