Современная эклектика

XX век вошел в историю искусств как век смеше­ния стилей. Современная эклектика — прямое след­ствие господства постмодернизма в нашей культуре. Потому что именно постмодерн акцентируется на ци­тировании и обыгрывании старых художественных форм, на образовании между ними новых связей ж но­вого содержания. Тем не менее, современная эклекти­ка абсолютно нетождественна с эклектикой, господство­вавшей в конце XIX века, когда бездумно копирова­лись или искусственно соединялись разные истори­ческие стили. Современная эклектика требует комп­лексного подхода, разные стилистические элементы должны объединяться цветом, фактурой ж общим ре­шением дизайна. Эклектика оправданна, если инте­рьер спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов.

В начале века авангардисты в попытках создать что- то новое все время наталкивались на то, что уже ког­да-то было создано в древнейших культурах Китае или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. И тогда нашелся другой выход: пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, тем самым создавая что-то новое и интересное. Так формировалось «новое искусство» в архитектуре, дизайне: например минимализм интер­претировал в европейском варианте японский дзен-буддизм, утверждавший, что сдержанность — высшее проявление красоты, а модный современный арт-дизайн вообще смешивает западное и. восточное, старое и новое — арт-деко с хай-тэком и этно.

Интерьеры начала третьего тысячелетия по стили­стическому составу многокомпонентны и эклектичны. Чаще всего смешиваются близкие между собой исто­рические стили, например классицизм и ампир, ба­рокко и модерн, образуются композиции, и в итоге по­лучаются вещи, гармонично сочетающиеся в интерье­ре, не противоречащие друг другу.

Иногда смешение стилей носит характер рискован­ного эксперимента, где элементы разных стилей намеренно противопоставляются, как бы сталкиваются меж­ду собой, И если дизайнер справляется с задачей, то смешанное в причудливых пропорциях, принадлежа­щее к разным эпохам и течениям в искусстве, стано­вится единым целым, совершенно неповторимым, ярко индивидуальным. Образ такого дома построен на про­тиворечиях исторического и современного, но главной его чертой становится удобство и комфорт.

В современной эклектике современность опирается на эстетику прошлого. Так в даме сосуществуют при­меры самой разнообразной живописи, от полотен ста­ринных мастеров до постеров и даже собственных «про­изведений живописи», созданных руками хозяев иди их детей. А подчеркнуто современная мягкая мебель соседствует со старым комодом, пережившим несколь­ко исторических эпох и даже несколько попыток рес­тавраций или преобразования. Этот комод переезжал, менял цвет и молодел, подстраиваясь под изменяющиеся пристрастия хозяев, пока не обрел свое законное место в гостиной, оттеняя своей солидностью совре­менную аудиосистему.

В обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно на них ложится ответствен­ность объединять такие разные по характеру предме­ты» Например, если вы хотите основным элементом декора спальни сделать расписанные вручную ткани, привезенные из далекого путешествия и так полюбив­шиеся вам, то придется тщательно продумать цвето­вое решение комнаты, чтобы выделить этот элемент декора. Именно здесь и становится уместен прием, когда часть стен в комнате остается белыми, а часть — выкрашивается в насыщенные цвета, подчеркиваю­щие красоту размещенных на их фоне декоративных элементов. Этот прием цветового смешения, создавая своего рода цветовой коктейль, придает пространству дополнительную глубину.

Рассматриваемый нами стиль, как никакой другой, еще раз напоминает, что дом — это живой организм, который развивается во времени вместе со своими обитателями. Как и наша жизнь, он состоит из противо­речий. А в образе дома мы угадываем индивидуаль­ность его хозяев: многие предметы и детали, ставшие декоративными акцентами отдельных помещений дома, были в разные периоды приобретены хозяевами и уже прожили вместе с ними какую-то часть жизни, посте­пенно становясь неотъемлемыми ее участниками, лю­бимыми и родными. Хозяевам трудно расстаться с та­кими вещами, как и забыть важную часть своего про­шлого. Поэтому, покупая квартиру или просто меняя интерьер, многие стремятся «вписать» в него предме­ты, на первый взгляд совершенно не подходящие по стилю. Но для опытного, дизайнера нет неразреши­мых задач: небольшие продуманные изменения — и вот уже любимые вещи заняли свое особое место, при­чем оказывается, что созданная таким образом эк­лектика очень гармонична.

Еще один тип оригинального эклектичного инте­рьера можно увидеть в домах людей, много и увлечен­но путешествующих, которые привозят из дальних странствий множество диковинных предметов и суве­ниров. В таких интерьерах, благодаря удачным имп­ровизациям и вкусу хозяев, вещи из разных стран и эпох прекрасно уживаются как со старинной, так и с современной мебелью. Здесь мы сможем встретить раз­ноцветные пластиковые стулья и современный светиль­ник, соседствующие со старинным индийским под­свечником и антикварным столиком из ажурного чугунного литья. Все эти заморские трофеи мирно уживаются друг с другом, создавая своеобразный де­кор-коктейль с мебелью, купленной у антиквара или
заказанной у современного модного дизайнера. Глав­ное, когда в таких домах есть общая идея интерьера: декор в духе фантазии и свободы. Подобные интерье­ры совершенно уникальны и необычайно декоратив­ны. Оки насыщены цветом, детали в них представля­ют собой отдельные произведения искусства, но» тем не менее, органично соседствуют, дополняя и украшая
друг друга. А обстановка в целом, создает представле­ние об облике хозяина -неунывающем художнике-мечтателе и вечном путешественнике.
Современные «синтезированные» интерьеры отражают многообразие нашей жизни, наполненной самы­ми разными темами, направлениями, стилями. А дом
начинает жить, приобретая своеобразие и шарм. Но
решиться на такой эксперимент способны люди уве­ренные в себе, своем вкусе, люди смелые и неординар­ные, которыми и являются хозяева домов и квартир, интерьер, которых составлен в стиле, называемом «со­временная эклектика».

«Стили» будущего»

Итак, мы рассмотрели наиболее важные стили, воз­никшие в ходе исторического развития человечен кой творческой мысли. Стили развивались, порождали кардинально новое, трансформировались. Се­годня они прочно вошли в дом человека, украшая и привнося разнообразие в нашу жизнь. А как будут выглядеть квартиры, дома и города мира через пять­десят, сто лет? Стремясь получить ответ на этот вопрос, ведущие мировые дизайнерские и архитектурные из­дания организуют конкурсы, для участия в которых приглашаются талантливые дизайнеры, художники, архитекторы. При всем многообразии в оригинально­сти представляемых проектов каждые несет в себе ту или иную доминантную идею, наиболее близкую авто­рам. Эти идеи могут показаться экстравагантными или даже фантастичными, но, бесспорно, интересными и за­служивающими внимания. Более того, ознакомившись с ними, вы убедитесь, что некоторые приметы будуще­го вы уже где-то встречали...

«Умный» стиль предполагает совершенную компью­терную технику, встроенную в виде микрочипов в сте­ны и обстановку. Электроника полностью контроли­рует домашнее хозяйство: готовят еду, следит за ре­бенком, обогревает дом, заполняет ванну водой» Жа­люзи не нужны: светочувствительные стекла сами регулируют количество поступающего в помещение дневного света. Светопроницаемость фасада здания также контролируется специальной техникой. Пол­ная «самоорганизация» дома будет обеспечиваться не только его компьютеризацией, но и использованием «умных» материалов, способствующих сохранению энергии. Покрытие пола, специальное стекло захва­тывают солнечную энергию, а также энергию, исходя­щую от самого человека, аккумулируют ее и направ­ляют полученное текло внутрь помещения. Таким образом, внутреннее обустройство такого дома строит­ся на высоких технологиях и «умных материалах». В нем все подчинено освобождению человека от повсе­дневных забот и направлению высвободившегося вре­мен» и энергии на самореализацию личности.

«Эмоциональный» стиль — это продолжение «ум­ного», но только действие электроники направлено на дополнение органов чувств. Интерьер предостав­ляет нам по желанию то, что мы хотели бы видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Например, пол под ногами, который дает ощущение, что мы ходим но песку, траве, воде. Тактильные чувства усиливаются с помощью зрительных образов, запахов. Происходит это с помощью специальных средств, создающих на поверхности пола подвижные изображения, имити­рующие лесок, летний цветущий луг или морскую волну, способных передавать также соответствующие ароматы. Более того, модульная система реагирует на конкретные потребности и самочувствие человека, «подсыпая» под ноги то гальку, то песочек, чередуя их с водой.

Стиль «кочевника» родился в условиях глобализа­ции жизни и рождения нового класса мобильных лю­дей, которые постоянно находятся в «пути». Таким людям тоже нужен дом, но дом, который легко пере­мещается вместе с ними и соответствует их ритму жизни. Мобильный стиль сказывается, прежде всего, на мебели. Она легко трансформируется и передвига­ется, так как вся на колесиках. Даже такая в обыч­ном интерьере громоздкая вещь, как шкаф, при пере­езде складывается в конструкцию не толще обычной книжки (такие шкафы уже сегодня выпускаются за­падными фирмами). Особенность интерьера «для ко­чевника'» — легкая трансформация помещений: гос­тиная, кухня, кабинет, холл хаотично сливаются друг с другом. Функции комнат способны быстро меняться за счет передвигаемых стен и звукопоглощающих за­навесов, позволяющих организовывать пространство в самых разных вариантах.

Идея «одноразового» стиля не могла не родиться в обществе, где есть масса других одноразовых вещей и явлений. Когда время стремительно несется вперед, ни мебель, ни стили долго не живут. Одноразовый — конечно, название утрированное. Скорее речь идет об обстановке, которая Привязана к моде, а значит, недолговечна. Срок существования ее значительно короче того, к которому мы привыкли («делать, так на века»). Максимум через год вещь устаревает, и ее тут же вы­брасывают. Уже сейчас стиль диктуется законодате­лями моды жилища: знаменитые кутюрье занимают­ся не только коллекциями одежды, но и предметами быта: мебелью, текстилем, аксессуарами. Так «однора­зовый» интерьер становится средством самовыраже­ния, своего рода подиумом средств и возможностей хозяев, их желанием идти в ногу со временем.

Еще одно преимущество данного стиля в том, что он, как это ни удивительно, не требует больших де­нежных затрат. Идея дизайнеров как раз и заключа­ется в том, что стильный интерьер перестает быть при­вилегией богатых. Он наполнен оригинальными штуч­ными вещами из недорогих материалов, способными к регенерации и идущими впоследствии на компост. Ряд западных фирм уже работает над производством доступных по цене мебельных гарнитуров, оборудования и отделочных материалов для дома. Стекло, целлюло­за, жесть или пластмасса не выбрасываются, а утили­зируются и используются вновь для строительства домов, производства предметов домашней обстановки. Так получается процесс замкнутого цикла, что и удоб­но, и современно, и динамично.

А вот поклонники «экологического» стиля посту­лируют идею того, что рано или поздно человек по­вернется лицом к природе. Для такого жилища характерна естественность во всех отношениях. Если вы уже представили бревенчатую избушку в лесу— то ошиблись. Напротив, «экологическое» жилье соединяет в себе высокие технологии в союзе с природой. В нем применяются безвредные для здоровья строитель­ные материалы и новейшая техника. За счет использования солнечных батарей жильцы таких домов бу­дут иметь бесперебойно горячую воду, отопление и ос­вещение. А применяемые материалы должны акку­мулировать тепло и снижать энергопотери. В отделке «экологического» интерьера приоритет отдается есте­ственным цветам и материалам, не наносящим вреда ни природе, ни человеку.

«Биодом» — еще одно интересное направление. Он будет выращиваться с помощью генной инженерии. С учетом географии региона выбираются специально подготовленные семена, из которых за несколько не­дель вырастает естественное биостроение. В таком жилище высокие технологии уступят место достижениям «высокой биологии». Например, вместо потреб­ляющих много энергии электроламп будут использо­ваться подвергнутые искусственной мутации светящи­еся глубоководные организмы. В этом стиле царит полная гармония с природой и самые естественные формы использования ее возможностей!

«Дзен-дом» — для людей, ищущих пути обретения внутренней гармонии, пытающихся противостоять суматохе и стрессам. Такие поиски часто приводят к древней мудрости Востока. Тем, кто увлекается вос­точным учением фэн-шуй, известно, что в интерьере ре допускается ни малейшей самодеятельности. Каж­дый предмет мебели должен стоять в строго опреде­ленном месте но отношению к окну и двери. Важна гармония различных жизненных, зон внутри дома, связанных е богатством, славой, любовью, семьей, здоровь­ем, детьми, знаниями, карьерой,, друзьями. В результате подучается жилое пространство, каждый элемент ко­торого обладает определенным значением, строго символизирован: предметы обстановки, цвета, расте­ния. Особенность такого интерьера — дельность и гар­мония, скупая лаконичность, напоминающие тради­ционном японском доме. Разработчики дзен - проектов будущего ждут еще дальше, считая, что жилье, на­полненное трансцендентальным смыслом, требует избавления от ненужных вещей. В дзен-доме все долж­но способствовать гармонии микрокосмоса отдельного человека со всемогущими силами Вселенной. В их работах уже прочно вошедшим в нашу жизнь мини­малистский стиль становятся совсем уж «минималь­ным», доводится до абсолюта. Все лишнее — долой, белые стены без украшений и картин, светлые, мато­вые краски, вместо мягкой мебели — бамбуковые маты. Простор, открытость и пустота — лучшие средства от раздражителей, наполняющих жизнь обитателей со­временных городов.

Стиль «Диснейленд» — для желающих жить в не­реальном, придуманном мире, где нет бедности, пре­ступности, других пороков современного общества. Еще один способ найти точку опоры в суматохе буд­ней. Это так называемое инсценированное жилье, по­зволяющее остановить мгновенье любимой сказки, поселиться внутри кадра мультфильма или знаме­нитого блокбастера. Возможно, такое жилье самое экзотичное и загадочное из всех «будущих», ибо в нем размыты границы между реальностью и фанта­зией. Подобные сооружения, правда, коммерческие, уже имеются. Например, в Лас-Вегасе построен Нью-Йорк в миниатюре — с подземкой, статуей Свободы, но без грязи, торговцев наркотиками и бездомных. Такие аттракционы пользуются бешеной популярностью у туристов. Элементы кинодекораций переносятся и в реальную архитектуру и жилое пространство домов.

«Лоу-тэк»(низкие, простые, дешевые технологии) – недорогой и простой стиль для людей, обладающих творческой энергией. Его отличительная особенность – простота эксплуатации и способность трансформироваться. Архитектурно он представляет собой сборные модульные домики, доступные практически всем. Недорогое, но удобное и стильное жилье. Недорого оно за счет стандартного, массового производства серийных модульных конструкций. Удобно, потому что его внешний варьируется в соответствии с запросами заказчика, модули позволяют наращивать дополнительные площади. Это стиль «сделай сам», сокращающих расходы на строительство и ремонт, а потому актуальный и перспективный, ибо проблема недвижимости стоит во всем мире. Экономия – важная, но не единственная причина растущей популярности «лоу –тэка». Он представляет возможность получать моральное удовлетворение от своего созидательного труда. Дом может расти или уменьшаться благодаря модульной мебели, сконструированной руками хозяев. Этот интерьер самый доступный и «человеческий».

Если вдуматься, то все названные стили объединяет одна главная идея (хотя и оригинально трактуемая), которая красной нитью проходит через все века – стремление сделать человека свободным и счастливым. Так может быть стоит не ждать будущего и уже сегодня начать применять понравившиеся элементы в построении своего домашнего интерьера и своего «светлого завтра».

Экзотерика