Реферат Курсовая Конспект
Этно стиль - раздел Педагогика, Лекция № 1 Введение в предмет Проектирование интерьера В Предыдущей Части Мы Рассмотрели Основные Стили И Направления В Современном...
|
В предыдущей части мы рассмотрели основные стили и направления в современном дизайне интерьера. Модный нынче «этно» нельзя назвать стилем в строгом смысле этого слова. В силу своих особенностей он стоит особняком. Его отличают экзотические маски и фетиши [1],ткани с орнаментом, напоминающим петроглифы, мебель с обивкой под леопарда, калебасы[2] на полках, шкуры зебр на полу и прочие диковинные вещи. Это стилевое направление именуют примитивным, этническим, фолк, экзотик, колониальным. Но в любом случае классическими свойствами большого стиля это направление не наделено.
Теоретики дизайна считают, что слово «этнический» подходит для него меньше всего. Ведь в каждом стиле так или иначе проявлены национальные черты, да и формируется почти любой из них внутри какого-нибудь этноса, или народа (например, китайский, японский, русский стили и т. п.). Понятие фольклорный (сокращенно фолк) часто путают с кантри (деревенский) либо употребляют эти слова как синонимы. Слово примитивный позаимствовано у искусствоведов и по отношению к дизайну интерьеров имеет, скорее, негативную окраску (как, впрочем, и колониальный; его употребляют чаще других).
Почему же современному человеку так близко этно? Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этот стиль одновременно заключает в себе нечто потаенное, дремлющее на дне души каждого. Так уставшее от перегрузок, информации и стрессов сознание стремится к «настоящему» — к корням, к первоистокам вне социальных и культурных реалий (экзотик). Так зачарованно смотрим мы на костер в вечерних сумерках, уподобляясь своему древнему предку. Современные психологи называют это свойство человека атавизмом сознания — необъяснимой, вековой памятью крови. Вероятно, всем этим можно объяснить успех направления этно.
Сегодня наблюдается уже второе пришествие стиля. Первое можно отнести еще к тому времени, когда европейцы захватывали «примитивные» народы, насаждая им свою культуру и приобретая новые модные веяния. Процесс массовой колонизации народов Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIX столетия. Примерно тогда же из тропических стран было вывезено в Европу большое количество произведений народного искусства. В то время они интересовали лишь этнографов и целыми партиями оседали на пыльных полках музеев. Европейское искусство развивалось своим путем: модерн упивался японскими гравюрами и китайским фарфором. Но увлечение их утонченностью постепенно ослабевало.
Изобразительное искусство начала XX века стало полем больших экспериментов. Художники обратили свои взоры к самым основам искусства, заложенным подлинными «примитивами»,— к фетишам каннибалов, к маскам дикарей. В период художественной революции, достигшей своей кульминации перед Первой мировой войной, увлечение африканской скульптурой объединило мастеров самых резных школ и направлений. Можно понять, что привлекало в них поколение, искавшее выхода из тупика западной традиции. Создания безвестных ремесленников обладали как раз темя качествами, которые растеряло на своем долгом пути западное искусство: мощной экспрессией, природной чувственностью, ясностью структуры, обнаженностью исполнительских приемов и обобщенной лаконичностью форм.
Тотальные поиски нового затронули не только живопись и скульптуру, но, естественно, и архитектуру. Как реакция на прагматический рационализм индустриального века, в 30-е годы XX века возникает «органическая архитектура» американца Ф.Л. Райта, который считал, что если внутренняя планировка дома хороша и удобна, он наверняка будет красивым я снаружи. «Органическая архитектура» выступала против сухого прагматизма, свойственного конструктивизму. Органичная связь здания со средой, внедрение постройки в пейзаж и пейзажа в постройку, внутри которой устраивались островки живой природы — скалы, камни, ручьи, водопады, деревья, — подтверждали основную идею непрерывности ландшафта вне и внутри здания.
Вероятно, изучение первобытной стадии жизни человека и навело представителей «органической архитектуры» на мысль внести в интерьер природные элементы — скалы, ущелья, водопады. Представители этого направления говорили: «Дом — это раковина улитки. Поэтому нужно, чтобы он был сделан по нашей мерке». Появившиеся в разных европейских и американских городах дома-скалы, дома-менгиры, построенные с использованием опорно-балочного принципа, вскрытого в период палеолита, основаны на природной, первобытной пластике. Сделав тысячи витков по спирали развития, человечество - вновь вернулось к своем истокам.
Так уж сложилось, что именно на африканском континенте сохранился быт и уклад народов и народностей в первозданном состоянии. Однако не стоит забывать, что все или почти все, что вы можете купить в антикварных магазинах и салонах-галереях этнического искусства, — это современные копки традиционных изделий народных мастеров. Да и среди оригиналов, взятых за основу, подливных древностей немного, — как правило, им не более 150-200 лет. Тропический климат, сочетание жары и влажности, термиты, которые не щадят ничего, в особенности дерево — все это создает неблагоприятные условия для выживания раритетов. Кроме того, изготовленные в ритуальных целях маски или фетиши после использования «но назначению» подлежали уничтожению, то есть попросту сжигались или топились». Немало настоящих произведений африканского и полинезийского народного искусства было уничтожено христианскими миссионерами. Как это ни парадоксально, лучше всего древние предметы сохранились в европейских музеях этнографии и частных коллекциях.
Африканская скульптура не исчерпывается одними масками, есть превосходная мелкая пластика — статуэтки людей и животных из дерева, меди, бронзы и слоновой кости. Современные африканские мастера, Отвечая «зову» рынка, научились не только копировать старые образцы, но и создавать изумительные стилизации из драгоценного черного дерева. Эту породу древесины можно распознать по весу: она заметно тяжелее остальных и тонет в воде, к тому же очень тверда и сложна в обработке.
Важно отметить, что стиль этно включает в себя традиции культуры разных народов (не только южноафриканских), тех, которые стали экзотикой для европейцев в XIX веке— народов Латинской Америки, Северной и Южной Африки, Индии, Таиланда, Австралии, Новозеландии и многих других.
Создании экзотики в домашних условиях
Использование этнического направления в оформлении дома привлекательно своей экономичностью. Даже на небольшой площади городской квартиры можно создать стильный и лаконичный интерьер. В зависимости от вашего желания, образа жизни и финансовых возможностей, определите уровень внедрения стиля в ваше жилище. Полная реконструкция, скорее всего, будет недоступна. Очень сложно полностью воссоздать, например, глинобитную хижину африканского охотника. В качестве реальных средств остаются декорация и стилевой акцент. А это уже немало. В интерьер переводится живая природа в двух вариантах: в одном— ее приходится геометризировать в линейные контуры (живопись, графика на стенах, текстиль), в другом — в лекальные формы, простые и ясные.
1. Планировка предпочтительна свободная, обычно сориентированная вокруг центрального объема гостиной в «организованном беспорядке». Зонирование осуществляется при помощи многоуровневого пола, мобильных перегородок, плетеных или деревянных ширм и занавесок.
2. Освещение в этническом интерьере играет особую
роль. Его лучше сделать неярким, создающим таинственное, сумеречное мерцание. Источники света не должны
бросаться в глаза, а быть невыявленными, закамуфлированными. Для абажуров можно использовать ткани с графическим «первобытным» орнаментом или «диких» расцветок, имитирующих шкуры животных.
3. Цвет. Палитра должна быть очень сдержанная и ограничиваться природными цветами. Это могут быть все оттенки охры (золотисто-коричневый, бледно-желтый, терракотовый) и умбры (зеленовато-коричневый,
темно-коричневый,- оливковый). Художники называют такие краски «землями», поскольку для их изготовления до сих пор используют различные породы глины, содержащие много природного пигмента. В древние времена глину просто растирали с салом, а в качестве черного красителя употребляли сажу. Сейчас лучше использовать водно-дисперсионные, или акриловые краски.
Отделка поверхностей может быть самой лаконичной — просто белые стены. Главное — не забывать о том, чтобы они были естественными, а также соответствовали тому этносу, которому вы посвятили свою комнату или дом: так, беря за основу африканский быт, лучше использовать теплые, охристые цвета, латиноамериканский — красные густые оттенки, а вот для арабской стилизации лучше подойдут голубой с белым, синий с красным или малиновым. 3.Фактура. Гармонично в этническом интерьере будет смотреться какое-нибудь фактурное покрытие стен, имитирующее природный материал и напоминающее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол можно выложить керамической плиткой под камень, широкими грубыми досками или застелить циновками. К месту будут домашние ручьи и водопадики, стекающие по искусственным каменным глыбам.
Мебель уместна простых, лаконичных форм —
никакой лакировки, краски и позолоты. Прекрасно
будут смотреться плетеные предметы из ротанга или бамбука. Органично впишутся в интерьер и вещи из просто, даже грубо обработанного дерева, как бы по трескавшегося от времени.
4. Декор. В декоре здесь море вариантов. Очень выигрышно в стиле этно любого направления будут смотреться национальные ткани, коврики, платки и т.д. Важной «фигурой» в вашем интерьере также должна
стать керамика. И это не случайно: она — самая древняя представительница человеческого ремесла, хранящая нить воспоминаний о далеком каменном веке, она также не вытесняется современными технология
ми и всегда остается символом близости к природе,
уюта и тепла домашнего очага. Можно применить известный и довольно легкий прием— обвить любой подходящий сосуд толстой веревкой из грубого натурального волокна. Количество экзотических масок,
кувшинов и статуэток выбирайте по собственному
вкусу, но не превращайте квартиру в музей. Очень
активная по своей пластике этническая (особенно африканская) скульптура в большом количестве начинает действовать угнетающе. И еще: не забывайте, что многие из предметов экзотического интерьера— это
атрибуты религиозного культа, поэтому, используя их
во благо красоты, относитесь к ним с уважением...
Рис. 2. Классицизм отходит от вычурности и детализированности барокко и рококо. Формы становятся геометрически четкими, детали интерьера строгими и торжественными |
Рис. 1. В эпоху барокко мебель становится более легкой и уютной, ее характеризует богатство декоративных деталей, а также замена традиционно прямоугольных очертаний огибающими форму |
Рис. 3. Ампир – это «кабинетный стиль», поэтому тяжелый, сделанный из дорогого материала ступ – кресло становится центральной фигурой в таком интерьере |
Рис. 4. Стилизация – важный принцип модерна: традиционные формы здесь обретают новый вид за счет специфических деталей и акцентов |
Рис. 5. В эпоху модерна получаются причудливые формы декора и мебели: извивающиеся линии, причудливые мотивы, растительные элементы |
Рис. 6. «Визитной карточкой» модерна является закругленная форма оконных и дверных проемов, витражи, а также кованые решетки на фасадах зданий |
Рис. 7. У эпохи барокко модерн заимствует гнутые ножки, добавляя свои яркие элементы – удобное сидение и спинку с неповторимыми изгибами и динамичным рисунком |
Рис. 8. Венский стул – «модерн для бедных» |
Рис. 9. Изящная скамейка в стиле модерн может прекрасно дополнить и украсить современный интерьер |
Рис. 10. Высокотехнологичный хай – тек предпочитает металлический блеск поверхностей, а также четкие геометрические формы |
Рис. 11. Смена ритма в «мелодии» интерьера – один из важных принципов минимализма: как пример, полоски на шкуре зебры и вазе поперек параллельных линий деревянного пола |
акгурой мы называем строение поверхности материала. У одного и того же материала она может быть как гладкой, так и рельефной. Например, натуральный необработанный камень может иметь шероховатую грубую поверхность. Если тот же камень отполировать, он станет гладким — матовым или блестящим в зависимости от технологии обработки. Искусственный материал, например бетон, также может иметь несколько фактур: естественную шероховатую поверхность, обработанную сглаженную, рельефную и т. п. Иногда рельефность переходит в самостоятельную пластику. Так, поверхность бетона может имитировать разные фактуры природных форм, а натуральный камень иметь настолько выраженный рельеф, что возникает своеобразный ритм, придающий форме скульптурность. В архитектурной практике часто используется прием сочетания материалов, имеющих различную фактуру. Например, в наружной отделке зданий прекрасно сочетается грубый натуральный камень с гладко оштукатуренной поверхностью стен или с неоштукатуренной каменной кладкой. В интерьере дома может соседствовать оштукатуренная верхняя часть стены с деревянными панелями в нижней ее части. Разнообразие фактур одного материала позволяет усилить впечатление весомости отдельных частей здания. Сильно рустованные' поверхности каменных стен первых этажей кажутся тяжелее и прочнее гладких поверхностей вторых этажей, облицованных тем же камнем, только тесаным. Текстурой мы называем характер поверхности, выражающий внутреннее строение материала. С помощью текстуры мы можем различать породы дерева или камня, стекло, бетон, текстиль и т. д. Применение текстуры всегда обогащает архитектурную форму, придает ей выразительность и неповторимость. |
Лекция № 8
Отделка интерьера
План:
1. Использование различных фактур в архитектурной практике.
2. Применение натуральных материалов с различной текстурой и фактурой в интерьере.
3. Паркет, критерии его качества, материалы для паркета, способы укладки и покрытия.
4. Ламинат, его преимущества. Композитный пол.
5. Пробковое покрытие и его свойства. Пробковое покрытие для пола и стен.
6. Облицовочная плитка, ее виды и свойства.
7. Обои.
8. Флоковое покрытие. Красочные декоративные покрытия. Штукатурка.
9. Пластик, его характеристика и область применения.
10. Природный и искусственный камни.
Литература:
1. Агранович – Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
2. Минклявичус И.К. Интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: СИ, 1994.
3. Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург, «У – Фактория», 2005.
4. Пономарева Е.С. Интерьер гражданских зданий. – Минск: Высш.шк., 1991.
Вопросы:
1. Что называется фактурой и текстурой и как они используются в интерьере?
2. Какие материалы используются для изготовления паркета?
3. Каковы способы укладки паркета?
4. В чем превосходство ламината над паркетом?
5. Дайте характеристики композитного пола и пробкового покрытия.
6. Где используются плиты из натурального камня?
7. Назовите виды покрытий из натурального камня и области их применения.
8. Какие преимущества имеют «жидкие обои»?
9. Что представляет собой флоковое покрытие?
10. Назовите виды красочных декоративных покрытий.
11. Каковы этапы выполнения венецианской штукатурки?
12. Назовите области применения пластика.
13. Где применяются природный и искусственный камни?
14. Из каких компонентов производится искусственный камень?
Отделка интерьера
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение в предмет... Проектирование интерьера... План Цели и задачи курса Основные разделы дисциплины...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этно стиль
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов