Масштабность

Масштабность — соразмерность формы и ее элементов по отношению к че­ловеку, окружающему пространству и другим формам.

Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в про­цессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими че­ловека. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

В буквальном значении масштаб — отношение размера предмета на черте­же к его действительному размеру в натуре. В практике художественного проектирования масштабность—это соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым должным размерам и др. В этом смысле масштаб не абсолютная, а относительная величина.

При проектировании машин, приборов, бытовых изделий и т. д. необходимо заботиться о том, чтобы их размеры соответствовали назначению, были масштаб­, но увязаны с окружающей средой. Даже в формах и размерах крупных металлообрабатывающих станков должен хорошо проявляться масштаб. Отдельные детали, размеры которых всегда остаются более или менее постоянными, например органы ручного управления машиной, кабины, подножки, ручки и т. д., информируют нас об истинных размерах всей машины, прибора, интерьера. При фактическом или зрительно воспринимаемом искажении размеров этих деталей их форма становится немасштабной, а изделие в целом производит впечатление гротеска, карикатуры.

Антропометрические величины могут служить основой масштабной характе­ристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер — фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы — кирпичи, бревна, дверные и оконные пе­реплеты, стенные панели современного дома и т. д._

У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших — мелкими, даже если при этом не меняются их факти­ческие размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров.

Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенным масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить по сравнению с дверями в жилых зда­ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д.

Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членениями формы. Чем крупнее членения формы, тем она крупномасштабней. По этой причине при сравнении примерно равновысоких колоколен Новодевичьего монастыря и Ивана Великого в Московском Кремле обнаруживается, что масштаб послед­ней несравненно крупнее, значительнее.

Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположен­ный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же вели­чине. Обычная иллюзия зрения — переоценка величины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная по верти­кали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная по горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит круп­нее нижней и т. д.

Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает се масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы; постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.