Симметрия

Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью замещают друг друга. Существует несколько видов симметрии. Наиболее простым из них является зеркальная симметрия. Особая разновидность симметрической композиции — орнамент. При смещении изображения по оси на шаг определенной величины все элементы орнамента совмещаются друг с другом. В декоративно-приклад­ном искусстве наиболее распространены два вида такой симметрии — «ленточ­ный» (например, бордюр) и «кольцевой» (например, по краю тарелки) орна­мент.

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и худо­жественной выразительности композиции в архитектуре и художественном про­ектировании. Однако наряду с ней широко применяется и асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует.

В такой композиции для достижения единства формы особенно важна зри­тельная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету. Примером композиционно цельного асимметричного сооружения является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

В сложной композиции симметричные группы элементов могут сочетаться с асимметричными. Асимметричная композиция применяется обычно для подчер­кивания динамичности образа изделия или сооружения.

В асимметричных композициях равновесие достигается путем приближения более легких форм к краю картинной плоскости.

В вертикальной композиции для обеспечения ее равновесия главная форма располагается на центральной оси. При размещении элементов вертикальной композиции необходимо помнить, что ее зрительно воспринимаемый центр дол­жен оказаться выше геометрического центра. Поэтому в композицию вносится поправка — главная форма сдвигается выше.

Композиция, построенная по диагонали, создает впечатление динамики, но в целом устойчива.