Последователи Суворова

  Рис. 1.5. генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813)
Передовые идеи обучения и воспитания российских воинов нашли воплощение в полководческой деятельности ученика Суворова фельдмаршала М.И. Кутузова и с особой силой проявились в Отечественной войне 1812 года. Кутузов глубоко и детально занимался разработкой военно-воспита­тель­ной системы, особен­но в бытность директором Кадетского корпуса. К особенностям его системы воспитания следует отнести прежде всего оптимальное сочетание профессионализма с общеобразовательной подготовкой. Им был введен в программу обучения курс теории тактики. Он также впервые поставил вопрос об овладении кадетами математикой, знание которой считал одним из непременных условий грамотного использования вооружения, средством, дисциплинирующим мышление и позволяющим правильно оценивать обстановку, решать тактические задачи.

Основным методом воспитания и обучения солдат и офицеров Кутузов считал убеждение и поощрение за доблестный ратный труд. Он требовал от офицеров быть примером дисциплинированности, нравственности и боевой доблести. В обучении Кутузов ценил простоту, целесообразность, последовательность, прочность, экономию времени и приближение к боевой обстановке. В годы войны с Наполеоном он разработал и ввел в практику методику ускоренной подготовки ополчения. При обучении солдат, отмечал он, надо заботиться не столько о красоте строя и марша, сколько добиваться усвоения ими тактических приемов, умения маневрировать на поле боя, стрелять и действовать штыком.

К сожалению, последователям Суворова нелегко было реализовывать свои идеи. После возвращения русской армии из-под стен Парижа в 1814 году принципиально иной стала система воспитания и обучения войск. Опыт целого ряда войн был забыт, и место боевой подготовки заняли парады, ружейные приемы и учебный шаг. Из армии были уволены многие авторитетные и знающие начальники, настоящие рыцари долга и чести. Их места заполнились новыми людьми – знатоками плац-парада.

Национальная традиция уступила место преклонению перед иностранным опытом. Как писал А. Керсновский: «Петровский дуб был срублен. Вместо него на русскую почву пересажена потсдамская осина, и эту осину велено считать лучше дуба...». В это время усиливается роль немецкого дворянства, которое с нескрываемым презрением относилось ко всему русскому. Влияние немцев было настолько велико, что герой войны 1812–1814 гг. генерал Ермолов, первым вошедший во главе своих войск в Париж, в ответ на вопрос императора, какой он хочет награды, со злой иронией просил «произвести его в немцы».

Важнейшим средством воспитания и обучения стала палка; страх наказания стал главным фактором поддержания дисциплины и заменил собой те идеи долга и чести, которыми так силен и горд был офицер и солдат школы Суворова и Кутузова.

Мелочи строевой службы снова ставились на первый план, отнимали у офицеров массу времени, жестокие наказания назначались за малейшие погрешности. Александр I видел в муштре причину наших военных успехов и твердо выдерживал эту линию. В военной энциклопедии И.Д. Сытина говорится об этом времени так: «Нигде не слышно другого звука, кроме ружейных приемов и командных слов, нигде другого разговора, кроме краг, ремней и вообще солдатского туалета. Бывало, везде песни, везде веселье, теперь нигде его не услышишь... Чему же учат? – Учебному шагу, стойке и проч. Не совестно ли старика, которого ноги исходили десятки тысяч верст, которого тело покрыто ранами, учить наравне с рекрутом?». Жестокость и муштровка приводили к волнениям и даже бунтам в войсках. Так, бунт в лейб-гвардии Семеновском полку (1820 г.) был вызван исключительно жестокостью командира, полковника Шварца.

Быстро появились командиры и начальники, которые вместо учебы и воспитания «разносили», «подтягивали», «взгревали» и «гоняли» подчиненных. Укоренилось мнение, что подчиненный является не товарищем и соратником своего командира, а существом низшим, которое должно трепетать от взгляда начальства, исполнять его капризы и не иметь ни собственного мнения, ни убеждения, ни достоинства.

Презрение к младшим, управление подчиненными посредством только приказаний и взысканий, рознь между родами оружия и различными социальными слоями офицеров, погоня за внешними эффектами, напускная доблесть и поддельное молодечество, громкие фразы и презрение ко всему штатскому... – словом, все недостатки, какие только можно было заимствовать от прусской армии, переселились в простую, скромную, непритязательную и рыцарски доблестную армию Румянцева, Суворова, Кутузова. Глубоко ошибочное мнение, что начальник обязан только приказывать и взыскивать, забвение, что военное дело, прежде всего, требует управления душой и сердцем подчиненных, а не только телом, проч­но укоренилось в армии. Перестало считаться необходимым качеством уважение начальника своими подчиненными.

Однако передовой отечественный опыт воинского обучения и воспитания пробивал себе дорогу и продолжал воплощаться в деятельности многих прогрессив­ных военачальников. Немало заслуживающих внимания идей о боевой подготовке и укреплении морального духа войск содержалось в трудах и реализовывалось в служебно-боевой практике А.П. Ермолова, М.С. Воронцова,
М.Д. Скобелева, И.В. Гурко, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарева, С.О. Макарова и других российских полководцев и флотоводцев.

    Рис. 1.6. Адмирал Ушаков Федор Федорович (1745–1817)
Одной из наиболее ярких фигур отечественной военной истории был Федор Федорович Ушаков – великий русский флотоводец, замечательный воспитатель подчиненных. Он требовал учить матросов так, чтобы каждый знал свою должность и место, доводил свои действия методом систематических тренировок до совершенства. При выходе в море в 1797 году он в специальном приказе призвал подчиненных к строгому соблюдению воинского долга, не терпел пьянства, вел решительную борьбу с рукоприкладством и в духе суворовских традиций требовал от офицеров заботить­ся о матросах, обеспечивая их положенным довольствием.

Совершенствование системы воинского воспитания и обучения
во второй половине XIX века

В конце XIX – начале XX в. реализацию этих принципов и идей продолжил другой российский флотоводец – Степан Осипович Макаров (1848–1904 гг.). Как и его великие предшественники, он пропагандировал гуманное отношение к матросам, требовал от офицеров заботы о личном составе. «Забота о подчиненных, – говорил он, – есть высший нравственный долг офицера».

Автор многочисленных военно-научных трудов, адмирал Макаров обращал внимание на необходимость повышения правовой культуры офицеров, воспитания у них уважения к закону, умения заниматься правовым воспитанием подчиненных, быть примером законопослушания. Так, в книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» флотоводец высказывает такую мысль: «Я не опасаюсь неповиновения матросов, но боюсь неосмотрительных разговоров между офицерами и их привычки обсуждать полученные приказания. Вот где находится истинная опасность и кроется начало всех беспорядков».

Адмирал Макаров настойчиво внедрял в жизнь суворовский принцип учить войска тому, что необходимо на войне, уделяя большое внимание воспитанию матросов на боевых традициях, организовывал торжества по случаю памятных дат русской воинской славы, разъяснял подчиненным их значение для укрепления величия и авторитета своего Отечества.

Важный вклад в развитие русской педагогики внес Петр Францевич Лесгафт (1831–1909 гг.) – один из ярких представителей педагогической теории и практики в России во второй половине XIX и начале XX столетия. Разносторонний ученый, выдающийся анатом и биолог, он внес много нового и ценного в разработку основ теоретической анатомии, основ семейного воспитания, создал русскую науку о физическом воспитании и образовании, национальную систему подготовки педагогических кадров, получивших широкое распространение в нашей армии и флоте.

Среди последователей суворовской военно-воспитательной системы заметное место занимает фигура знаменитого «белого генерала»[3] Михаила Дмитриевича Скобелева (1843–1882 гг.), героя Плевны. Скобелев настойчиво развивал у солдат чувство собственного достоинства (тогда они сознательно пойдут на жертвы во имя Отечества) и боевой активности. Если враг обрушился на соседей, необходимо бросаться к ним на выручку, не ожидая приказаний. Взаимная выручка – одно из условий успеха боя.