Воспитательная функция религии

 

Существование религии зависит от того, насколько ее представителям удается осуществить религиозное воспитание подрастающего поколения. Практическая религия по сути своей есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия. Многие века 'религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, наставником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов. Его целью является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания — искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание. Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Она служит ограничению содержания духовной жизни человека религиозными догмами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями, требует послушания и повиновения. Система религиозного воспитания дает устойчивый педагогический результат в виде внушения ребенку веры в Бога, доведенной нередко до фанатизма. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения.

Представители религиозной педагогики обращают главное внимание на воспитание ребенка-дошкольника. Он воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков. Грех Божий, вера во всемогущего, надежда на покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и знания. Ребенок дошкольного возраста, не имеющий опыта жизни и знания реально действующих сил в природном и социальном мире, открыт и беззащитен. Он ищет наставника и нередко оказывается в духовном плену у всемогущего, всеблагого, всемилостивого Бога, который будто бы идет рядом с ним и находится в нем самом. К Богу всегда.можно обратиться за помощью. И если мольба совпадает с житейской удачей, с внезапной радостью и утешением, то все это относится ребенком на счет таинственного существа. Для ребенка становится потребностью в целях предупреждения возможных неудач в будущем обращаться к Богу. В результате интенсивно осуществляется религиозное самовоспитание. В зависимости от особенностей различных регионов существует система религиозного влияния на детей. Она опирается на силу религиозных традиций, которые прочно сохраняются во многих семьях. Традиции особенно оживают во время религиозных празднеств, бракосочетания, похорон, крупных неудач и горьких переживаний в жизни людей. На часть молодежи интенсивное религиозное влияние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропаганда. Особенно активно действуют специальные передачи из-за рубежа на религиозные темы. Массовая культура, средства массовой информации— журналы, кинофильмы, книги — уделяют большое внимание религии, отправлению религиозных культов, проблеме религиозных переживаний в нравственных исканиях человека. Одновременно молодежи настойчиво навязывается религиозная символика: модным становится ношение крестов, изображений Христа на майках, рубашках, сумках. На психику молодежи оказывают влияние суеверия, широко распространенные среди спортсменов, деятелей культуры и искусства. Особенно это импонирует части молодежи, воспитанной в духе общественного инфантилизма и свободного воспитания. Эти юноши и девушки обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Оживление здорового, духовно-ценного интереса к старине, религиозной музыке, иконной живописи, церковной архитектуре для некоторых молодых людей оборачивается зарождением, развитием религиозных чувств и верований.

Анализ воспитательной функции религии показывает, что религиозное воспитание представляет собой целую систему воздействия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.