УМСТВЕННОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - раздел Педагогика, ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Сущность И Особенности Умственного Образования Человека. Развитие Диалектичес...
Сущность и особенности умственного образования человека. Развитие диалектического мышления. Пути, способы и средства умственного образования. Формальное и материальное образование.
Сущность и особенности нравственного образования. Логика педагогического руководства нравственным развитием человека. Пути, способы и средства нравственного образования.
Основные понятия: умственное образование, нравственное образование.
Занятие 19
Лекция "УМСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания сущности, особенностей и механизмов нравственного образования человека.
Материалы к лекции.Человек появляется на свет неразвитым существом, способным к физическому росту, умственному и нравственному созреванию. В начале XIX в. И.Г. Песталоцци писал: "Человек рождается способным развиваться физически, умственно, но неразвитым. Он может оставаться неразвитым, может быть запущен; он может быть развит неправильно, он может быть изуродован; но он не должен быть ни запущен, ни изуродован; он должен быть развит правильно. Физически он должен стать сильным и ловким, умственно – разумным, душевно – нравственным. Своим пылающим резцом природа повсюду наметила в нас самих тройственную основу правильного развития человека. В отношении тела она дала нам задатки для всестороннего развития сил и ловкости, в отношении ума – задатки к внешнему и внутреннему созерцанию, а в отношении души – задатки к тому, чтобы веселиться, любить, надеяться, краснеть от стыда, владеть собой"[168].
В педагогике подчеркивается взаимосвязь умственного, физического и нравственного развития человека, которая должна обеспечиваться соответствующими воспитанием и обучением. Так, по мнению П.Ф. Лесгафта, представляемый в идеале нормальный тип ребенка "должен отличаться полной гармонией между умственным и физическим развитием. Сохраняя полную впечатлительность ко всему окружающему, ребенок нормального типа приучается рассуждать над полученными впечатлениями и постепенным и последовательным возбуждением, постоянно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность, потому что приучается достигать всего ему необходимого собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды, в которой он растет. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; чутко присматриваясь к нуждам и требованиям окружающих, он оценивает их по достоинству и не ставит свои личные требования выше требований других, и в особенности товарищества. Умственные его способности должны быть естественным образом направлены к выяснению логической связи между усвоенными знаниями, к развитию аналитической деятельности и отвлеченного мышления. Соответственно умственному развитию должно идти и физическое: постепенное усвоение элементарных приемов всякой простой работы, встречаемой в обыденной жизни, обусловливает усвоение пространственных отношений и распределение по времени как получаемых впечатлений, так и соответственных действий. Во всех его проявлениях должно быть полное соответствие между воспринимаемыми впечатлениями и представлениями, размышлениями и действиями; он всегда должен отличаться простым, правдивым и искренним отношением к другим, проявляя свою любовь вниманием и участием к потребностям и нуждам другого лица. Он не рефлектирует прямо под влиянием внешних возбуждений и чувствований, а возбуждения эти предварительно переходят у него в сознательную, разумную работу. Он никогда не решается прибегать к каким-либо насильственным мерам или произвольным требованиям, а ограничивается в своих обращениях и требованиях к другим только речью, всегда кратко и просто выраженной и обставленной серьезными основаниями. Всякое обращенное к нему разумное слово вполне достигает своей цели. Наряду с отсутствием резкости в проявлениях у него отсутствуют и всякие внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия; правдивый, простой ум его не может допустить какой-либо обманчивой внешности и искусственной напыщенности. Он должен отличаться всегда простотой и изяществом во всех своих проявлениях и действиях. Нормальный тип должен соединить в себе… качества, указывающие на полное гармоническое строение и соответственные ему отправления, как физические, так и умственные и нравственные. Умственная деятельность его должна выражаться преимущественно отвлеченными образами и понятиями, вследствие чего у него должна явиться привычка самостоятельно справляться с встречающимися новыми явлениями и действиями. Нравственные его проявления должны быть направляемы идеалами, выработанными рассуждением. Только при этих условиях человек в состоянии самостоятельно проявляться, быть менее зависимым от окружающей его среды, т.е. переводить центр тяжести своих действий в собственный организм"[169].
Задача умственного образования человека – Homo sapiens (человека разумного) – всегда была приоритетной для педагогики. "Ум, – подчеркивал Э.В. Ильенков, – не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко захлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон… Умный человек – это человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах. Именно судить – с точки зрения высших норм и критериев человеческой духовной культуры. Проявлять "силу суждения", как назвал когда-то эту способность Иммануил Кант… "Ум" ("мудрость") – это не "знание" само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное – самостоятельно это знания добывать, пополнять – так издавна определяет "ум" всякая действительно умная философия. И потому простое усвоение знаний – то бишь их заучивание – вовсе не обязательно ведет к образованию ума, мышления"[170].
Умственное образование, прежде всего, ориентируется на развитие рациональной интеллектуально-практической сферы человека, хотя при этом неизбежно возникает проблема формирования мотивов и учета нравственных последствий приложения интеллектуальных способностей. "Развитый ум, соединенный с высокой интеллигентностью, – писал С.Л. Соловейчик, – называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого (XIX. – Г.К.) века, когда серьезное образование от дворян распространилось и на разночинцев, и снова обострилась вечная проблема "знание и нравственность". Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? "В интеллигентности" – был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. К дворянской родовой чести прибавилась честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде"[171].
Все темы данного раздела:
Тема I. Феномен педагогики
Занятие 1. Лекция "Педагогика как наука об искусстве воспитания и обучения человека" 7
Занятие 2. Лекция "Человек как предмет педагогики" ................
ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИКИ
Педагогика в жизни человека и общества. Педагогическая культура. Педагогическая практика и педагогическая мысль. Педагогическая наука.
Знание о человеке как фундамент педагогики. Биологиче
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
К.Д. Ушинский
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ (1867 г.)[1]
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным
П.Ф. Каптерев
ПЕДАГОГИКА – НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО? (1885 г.)[2]
Педагогика <…> имеет своей задачей не расширение чистого знания ради его самого, а более практические цели – вспомощес
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
В.П. Эфроинсон
РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА (1971 г.)[8]
Под названием "совесть", "альтруизм" мы будем понимать всю ту группу
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Генотип и фенотип. Под индивидуальным развитием понимаются постепенные, т.е. прижизненные изменения в росте, форме и функциях организма, развернутые во времени.
В их ходе
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человечеством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разумного.
Это с абсолютной ясностью показывают строго за
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Г. Спенсер
ВОСПИТАНИЕ: УМСТВЕННОЕ, НРАВСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ (1861 г.)[12]
Какие знания важнее всего.От умения обращаться с потомством зависит жи
Я. Корчак
КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА (1919 г.)[14]
Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели. Если же, быстро листая страницы, ты станешь искать предпи
ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ
Образование в контексте социализации. Просвещение. Педагогическая интерпретация образования. Педагогический процесс. Самообразование.
Воспитание. Обучение. Преподавание. Учение.
П
Д. Дьюи
ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ (1916 г.)[24]
Сама природа жизни состоит в том, чтобы стремиться к продолжению существования. Поскольку достичь этой цели можно лишь благодаря неп
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
А.В. Мудрик
ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ (2001 г.)[33]
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Д.Н. Узнадзе
ОСНОВНАЯ ТРАГЕДИЯ ВОСПИТАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (1912 г.)[43]
Кто хотя бы слегка вникал в существо педагогической практики, то, наверное,
ПУТИ, ВЕДУЩИЕ К СВОБОДЕ
Решение реальных проблем. Кажется вполне ясным, что в процессе такого обучения, о каком мы ведем речь, ученики должны сталкиваться с материалом, имеющим для них самих значение и см
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Образовательная среда. Образовательное (воспитательное) пространство. Средовой подход в образовании.
Педагогическое проектирование. Проектирование образовательной среды. Образовательная си
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Д. Дьюи
ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ (1916 г.)[50]
Образовательный процесс идет самопроизвольно, поэтому есть только один способ, посредством которого взрослые могут
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Симбирская
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (2005 г.)[58]
Современный контекст проектирования, взятый в его целостности, можно о
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
С.Т. Шацкий
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА "ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ" (1909 г.) 1
Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными сво
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы и противоречия образования. Образование в постиндустриальном обществе. Кризис образования.
Воспитание и обучение как приведение к норме. Образование как принуждение и насилие. Пед
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Я. Корчак
КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА (1919 г.)[74]
37. Внимание! Или мы с вами сейчас договоримся, или навсегда разойдемся во мнениях! Каждую стремящуюся ускользнуть и п
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Л.Н. Толстой
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ (1862 г.)[84]
Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для пе
А. Миллер
ВНАЧАЛЕ БЫЛО ВОСПИТАНИЕ (1994 г.)[85]
Несколько лет назад окончательно стало ясно, что страшные последствия детских душевных травм неизбежно отражается на общественном соз
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
С.Н. Дурылин
ВЕЧНЫЕ ДЕТИ (1909 г.)[92]
Старинные писатели любили обсуждать вопрос: какое лучшее время человеческой жизни? Нам подобные вопросы кажутся праздными,
Вводные тезисы
Генетика не знает гена подлости, как и гена благородства. Подлецом или благодетелем человек становится прижизненно путем спонтанного научения и формального образования. "Сравните сияющий ум ре
ДИСЦИПЛИНА И СВОБОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Дисциплина как педагогический феномен. Наказание и поощрение.
Свобода как ценность, цель, средство и условие образования.
Пути и способы обеспечения дисциплины и реализация принци
С.Н. Дурылин
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ШКОЛЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ И ТОЙ ШКОЛЕ, КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ (1913 г.)[116]
Одним из наиболее часто повторяемых ответов на вопрос о подъеме школы
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
О.С. Газман
ГУМАНИЗМ И СВОБОДА (1997 г.)[129]
Определяя свободу, Н. Бердяев писал: "Наиболее общее определение свободы… заключается в том, что свобода есть о
Что такое свобода?
Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и поэтому принципиально не может иметь точного определ
Что такое внутренняя свобода?
Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
От чего свободен внутренне свобод
Что такое совесть
Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совест
Свободный ребенок
Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве.
Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и ра
Свободная школа
Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявлять свой талант к свободе, если он работает в свободной школе.
В свободной школе – свободные дети и свободные
Путь к воспитанию свободных
Свобода – это цель, и дорога.
Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживатьс
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
М. Монтессори
МЕТОД НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ К ДЕТСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В "ДОМАХ РЕБЕНКА" (1909 г.)[145]
Дисциплина в свободе – вот великий принци
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Д. Локк
МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ (1693 г.)[148]
Мне кажется ясным, что основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться о
С.И. Гессен
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ ФИЛОСОФИЮ (1925 г.)[149]
…Ребенок первоначально признает лишь одну власть и дисциплину – именно дисциплину силы. Объективн
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
М. Монтессори
ДЕТИ – ДРУГИЕ (1937 г.)[153]
В наше время приступают к исследованию свойств детской души с того момента, когда ребенок отдаляется от естественного,
О.С. Газман
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА (1995 г.)[154]
Мы анализируем образование как гармонию двух сущностно различных и даже оппозиц
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
А.С. Макаренко
ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (1937 г.)[165]
О родительском авторитете. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказател
А. Нилл
САММЕРХИЛЛ – ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ (1961 г.)[167]
… Мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказать
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Г. Лефрансуа
ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1978 г.)[172]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫГОТСКОГО
Лев Выготский <…> ставит це
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
А.А. Гусейнов
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ (1999 г.)[180]
Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществ
Д.А. Белухин
ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ (1997 г.)[181]
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
… Давайте определим задачи и содержание нравственного развития детей. <…>
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Э.В. Ильенков
УЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ! (1977 г.)[185]
Философия в союзе с психологией, основанной на эксперименте, доказала бесспорно, что "ум" – это не "е
Под ред. В.А. Петровского
Развитие познавательных устремлений детей. Говоря о познавательных устремлений детей, мы имеем в виду самоценные процессы по построению образа мира, выступающего, прежде всего, в ф
С.Л. Соловейчик
ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ (1986 г.)[187]
Воспитание сердца. … Внутренний мир человека держится на стержне "нужда – цель".
Нужда коренится в г
ГЛУПОЕ ЖЕЛАНИЕ – УМНОЕ СОЗНАНИЕ – СИЛЬНАЯ ВОЛЯ – ДОБРЫЙ ПОСТУПОК.
Поэтому все внимание педагогика сосредотачивает на сознании и воле.
На самом деле сознанию очень трудно бороться с желанием, это борьба глиняного горшка с чугунным, как сказал в прошлом ве
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИВИДА, ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Учет индивидных свойств человека при организации его воспитания и обучения.
Образование личности как развитие социально-типических свойств человека.
Образование индивидуальности к
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Г. Лефрансуа
ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1978 г.)[188]
ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
Мои родители знали, например, что дети с отростком между ног будут сильны
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
А.Г. Асмолов, А.В. Петровский
ЛИЧНОСТЬ (1992 г.)[192]
Личность, человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обл
А.Н. Тубельский
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ЦЕЛЬ ШКОЛЫ (2004 г.)[196]
Просматривая в Интернете материалы и информацию по теме "Развитие индивидуальности ребенка", поразился тому
ГОРИЗОНТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Демократическая педагогика. Демократизация образования. Образование субъекта демократии.
Демократическая школа. Класс как сообщество исследователей.
Метод проектов в школьном обра
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Н.Б. Крылова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ[199]
Демократизация школы – тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократич
Э.Э. Слабунова
ЧТО СДЕРЖИВАЕТ ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ[200]
1.Укоренившиеся традиции авторитарной школы. Для сознания стали привычные штампы, что школа – Та, где правит порядок,
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
А.Н. Тубельский
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ (2001 г.)[206]
В нормальном демократическом государстве высшим органом я
Э.М. Шарп
СООБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОКРАТИИ (1991 г.)[207]
Темой данной статьи является рассмотрение школьного учебного класса, превращенного в сообщество исслед
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
И.Д. Чечель
МЕТОД ПРОЕКТОВ (1998 г.)[217]
Не столько учить, сколько помогать. В процессе "обучения–учения" происходит постоянное взаимодействие лично
Типология проектов. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проек
Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2003 г.)[219]
Одно из наиболее активно развивающихся движений в мировом пространстве образования – продуктивное обучение (producti
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Оригинал-макет подготовила Т.Л. Самохина
Изд. № 327. Формат 60´90/16. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 21,78. Усл. печ. л. 18,5. Тираж
Новости и инфо для студентов