О теории социального воспитания

Теория (греч. {кеопа - наблюдение, рассматривание, исследование) - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на описание, объяснение и предсказание функционирования определенной совокупности явлений, процессов, объектов, составляющих тот или иной «фрагмент» действительности.

Теория отличается от практики тем, что является духовным, мысленным «слепком», идеализированным отражением и воспроизведением реальной действительности.

Развитие социального знания идет как постоянное взаимодействие между теорией и фактами. В этом взаимодействии теория выполняет многочисленные функции:

- теория служит «ориентацией в выборе фактов» (то есть помогает определить объект исследования);

- теория создает понятийную схему, посредством которой соответствующие факты систематизируются и классифицируются;

- теория суммирует затем эти факты или в эмпирическом обобщении, или в более «высокие» системы обобщений;

- теория указывает на пробелы в имеющихся знаниях о данном «фрагменте» социальной действительности.

В то же время факты играют существенную роль в развитии теории:

- факты «побуждают» теорию к дальнейшему обогащению (поскольку факт часто становится основой открытия в теории);

- факты ведут к пересмотру теории (в том случае, если они опровергают какие-либо теоретические положения);

- факты «разъясняют», иллюстрируют теорию.

Социальная теория, не подкрепленная проверенными фактами, беспочвенна, а поиски фактов, не направляемые теорией, являются бесцельными, ибо их накопление без теоретического обобщения бессмысленно. (Ч. Гуд и С. Хатт).

Вышеприведенные выводы американских ученых в большой мере справедливы и по отношению к теории социального воспитания.

В педагогике давно дебатируются вопросы о необходимости теории и о ее соотношении с практикой. Вполне убедительный ответ на них дал известный в конце XIX века русский педагог Алексей Николаевич Острогорский (1840-1917): «Задачи воспитания как практическому делу ставит все же жизнь; теория же прежде всего объясняет то, что есть в действительности, а затем неизбежно включает в себя и нечто идеальное, но постольку, если она желает оказать влияние на практику, поскольку идеал живет в сознании общества, желателен ему, а потому может быть двигателем его к лучшему будущему».

Разработанной и общепринятой теории социального воспитания в педагогике сегодня не существует.

«Фрагменты» действительности, изучаемые социальной педагогикой, не только многочисленны, но и многообразны и многоуровневы. Социальная педагогика исследует:

- явления и процессы, возникающие из взаимодействия людей, групп и институтов в сфере социального воспитания;

- условия и силы, способствующие и препятствующие его эффективности;

- изменения и преобразования в этой сфере и др.

Целостное описание объекта социальной педагогики - социального воспитания в контексте социализации -требует значительной эмпирической основы, выявления и фиксации огромного количества фактических данных о состоянии и функционировании социального воспитания людей различного возраста, принадлежащих к различным этническим, социально-профессиональным и другим слоям и группам. Сегодня эти факты относительно немногочисленны (некоторое исключение - воспитание детей в школе).

Не менее проблематично выявление взаимосвязей и взаимозависимостей, присущих социальному воспитанию, ибо в социальной педагогике почти отсутствует необходимая для этого первичная теоретическая основа в виде развитой системы первичных допущений, постулатов и т. д. Тем более нереально сегодня построение объяснительных концепций, охватывающих социальное воспитание в целом, а также выведение доказательных утверждений о закономерностях функционирования и предсказание развития социального воспитания.

Прежде чем станет реальным построение относительно всеобщей теории социального воспитания, необходимо, чтобы были проведены полноценные эмпирические исследования и предложены обобщения выявленных в них фактов и закономерностей в виде теорий, объясняющих явления и процессы, происходящие в отдельных сферах социального воспитания (в организации социального опыта, в образовании, в индивидуальной помощи человеку), в определенных воспитательных организациях, на различных его уровнях (локальном, в микросоциуме, муниципальном, региональном). То есть необходимо, чтобы были созданы многочисленные теории среднего уровня, а точнее - теории среднего радиуса действия.

Необходимость таких теорий в социальном знании впервые обосновал американский социолог Роберт Мер-тон, по мысли которого они представляют собой средний уровень не только в смысле широты предлагаемых в них обобщений, но и в смысле объема той сферы социальной реальности, с которой имеют дело данные теории.

В педагогике имеется ряд концепций, которые с большей или меньшей мерой условности можно отнести к теориям среднего уровня и которые в той или иной степени лежат в русле социально-педагогической проблематики. Приведем лишь некоторые примеры (не давая их анализа и оценок): теория свободного воспитания К. Вентцеля; теория нравственного воспитания Л. Кол-берга; теория коллектива Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина; теория воспитательных систем Л. И. Новиковой и Н. Л. Селивановой; теория целостного педагогического процесса В. А. Сластенина и др.

Однако для того, чтобы все многочисленные и многообразные теории среднего уровня, как уже имеющиеся, так и вновь разрабатываемые, в совокупности могли стать в перспективе необходимой основой создания относительно общей теории социального воспитания, желательно, чтобы в них изначально использовались некоторые общие основные понятия, что сделает возможным их «сводимость» в общую теорию. Очевидно, что эти основные понятия должны быть адекватны тому или иному определению социального воспитания.