О социологии социального воспитания

Социология воспитания как отрасль знания возникла в результате встречного движения социологии и педагогики. Это движение имеет свою историю, в процессе которой сложились различные понимания того, что собой представляет социология воспитания, и даже различные обозначения этой отрасли знания. Так, в зависимости от Того, как определяется предмет исследования, одни ученые используют название «социология воспитания», другие - «педагогическая социология», третьи - «социология образования».

Сама идея выделения рассматриваемой отрасли знания появилась в XIX веке. Ее выдвинули такие крупные социологи, как француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917), американец Лестер Фрэнк Уорд (1841-1913) и немец Пауль Нартоп. Они исходили из того, что поскольку воспитание социально обусловлено, постольку необходимо специально исследовать его как социальный феномен (как «социальный факт», по выражению Э. Дюркгейма), выявить социальные функции воспитания, его зависимость от государственного устройства и т.д. Этим, по их мнению, и должна была заниматься социология воспитания.

Развивая и конкретизируя эту идею, в начале XX века немецкий ученый А. Фишер, предложив использовать название «педагогическая социология», так определил ее задачи: исследовать системы взаимоотношений общества и воспитания (социология целей и идеалов воспитания), проводить социологический анализ функций воспитателя (социология учителя) и воспитанника (социология ученика).

В 20-е годы XX века и в Европе, и в США социология воспитания (педагогическая социология) получает официальный научный статус. Об этом свидетельствует ряд фактов. Ученые, исследующие проблематику социологии воспитания, объединяются в секции и научные общества (уже в 1922 году в американском социологическом обществе была создана секция педагогической социологии). Издаются учебники и выпускаются специализированные журналы и ежегодники. В университетах и колледжах читаются соответствующие курсы. Так, в 1926 году они читались уже в 194 педагогических колледжах США, в 1928 году открывается первая кафедра в Германии (Л. Б. Боярская, Э. С. Панасенко).

В России социология воспитания (педагогическая социология) возникла в начале XX века. Ее проблематике уделяли большое внимание Алексей Георгиевич Калашников (1893-1962), Альберт Петрович Пинкевич (1883-1937), Моисей Михайлович Пистрак (1888-1937) и др. Исследовалось влияние микросреды на детей, региональные особенности жизни подрастающих поколений, воспитательные возможности печати, радио, кино, театра. В 30-е годы XX века все подобные исследования были свернуты и начали возрождаться лишь в конце 60-х годов прошлого столетия Ренатой Григорьевной Гуровой и ее сотрудниками В последние десятилетия и в России и за рубежом с разной мерой интенсивности и глубины развиваются два направления - социология воспитания и социология образования.

Социология образования изучает систему образования, ее взаимодействие с обществом, функции образования, образовательные учреждения как социальные организации и тому подобные вопросы.

Современный этап развития социологии воспитания характеризуется появлением ряда концепций, исходящих из различных вариантов систематизации проблем, ею исследуемых. Однако большую их часть характеризует сходство в определении исследовательских задач: анализ воспитания как социального института, изучение воспитания в учебных учреждениях и в формальных и неформальных детских и молодежных объединениях и др.

Несмотря на все многообразие, можно заметить, что фактически вся названная проблематика так или иначе связана с исследованием социализации человека. И, видимо, наиболее общей проблемой социологии воспитания можно считать проблему социализации человека.

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст воспитания: ее средства, механизмы, соотношение воспитания со стихийной социализацией, позитивные и негативные социализирующие потенции различных факторов (от планеты, общества, государства до семьи, группы сверстников, банды и др.).

Социальную педагогику интересуют данные социологии воспитания о семейной социализации, частью которой являются семейное воспитание, о религиозной социализации, частью которой является религиозное воспитание, о девиантных объединениях, в которых происходит диссоциальное воспитание.

И то же время поскольку социальная педагогика занимается социальным воспитанием, постольку ее составная часть - социология социального воспитания - исследует проблемы социального воспитания в контексте социализации.

Изучение социализации как контекста воспитания, с одной стороны, и социального воспитания в контексте социализации, с другой, создает возможности для поиска путей и способов использования воспитательных потенций факторов социализации человека, а также нивелирования, коррекции, компенсации отрицательных и усиления положительных влияний различных обстоятельств, в которых происходит социализация, на становление человека в связи с его половозрастным, этноконфессиональным и социокультурным статусом.

Глава 1