В современном обществе самообразование все более и более становится одним из важных условий развития личности и ее жизненного успеха. Оно же гарантирует от интеллектуального вырождения. Как справедливо заметил еще в XIX веке американский литератор К. Н. Боуви, «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
Для того чтобы человек заинтересовался проблемой самообразования, чтобы у него появилось желание им заниматься, необходимо, чтобы в жизнедеятельности воспитательной организации были созданы такие условия, такие ситуации, в которых человек:
- либо увидел и осознал несоответствие между своими знаниями и знаниями партнеров;
- либо обнаружил невозможность или неэффективность решения возрастных задач;
- либо столкнулся с несоответствием требований
организации и своими знаниями. В результате у человека может появиться сначала интерес к самообразованию, а потом и более или менее стойкая установка на его реализацию.
Появление установки на самообразование зависит во многом от влияния окружающих людей: направленности семейного общения, ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного влияния воспитателей и руководителей организации.
В воспитательной организации установка на самообразование формируется с помощью соответствующей разъяснительной работы, когда ее членам раскрывают значение самообразования в их жизни сегодня и завтра, показывают возможности для самообразования и его способы. Формирование установки на самообразование в процессе жизнедеятельности воспитательной организации может осуществляться в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь, сфера познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного поиска знаний для их удовлетворения. Полезно, чтобы подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что «все ахнут» и т. п.
(Примером подобного дела в первичном коллективе подростков или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-популярной или научно-фантастической литературы, в том числе фэнтези. Увлечение такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно примут участие в конкурсе. Самообразование старшеклассников можно стимулировать, используя в этих целях привязанность к компьютерам и мобильным телефонам.)
Установка на самообразование требует определения сферы или сфер и способов ее реализации. А для этого необходимо, чтобы воспитуемые получали представление о том, как можно организовать свою работу по самообразованию, как составить его программу, где найти источники соответствующей информации, как пользоваться компьютерными сетями, каталогами, справочными изданиями и т. д.
«Человек вступает в общество как равноправный член с тем снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым» (В. Е. Смирнов). И сегодня более, чем вчера, а завтра более, чем сегодня, важно, чтобы человек хотел и умел постоянно пополнять и совершенствовать свое интеллектуальное снаряжение.
§ 6. Быт воспитательной организацииО понятии«быт»
В словаре русского языка быт определяется как «общий уклад жизни»32 (как ни странно, но в Толковом словаре русского языка Даля это слово отсутствует).
В Советском энциклопедическом словаре быт определяется как «уклад повседневной жизни, внепроизводст-венная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ культуры, общения, отдых, развлечения»33.
В Кратком социологическом словаре дано такое определение: «Быт - область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей...
В сферу быта входят периодически повторяющиеся, обыденные виды жизнедеятельности, нормы и ценности которой воспринимаются человеком как естественные, необходимые и привычные»34.
Таким образом, словарно-справочная литература свидетельствует о том, что быт рассматривается как одно из понятий, характеризующих социальное бытие человека.
В психологических и педагогических словарях это понятие места не нашло, что говорит о том, что оно не рассматривается и не исследуется как необходимое для отражения и характеристики педагогической действительности.
Однако это не означает, что в педагогике проблемы быта не затрагивались. Быт учебно-воспитательных учреждений закрытого и интернатного типа подробно рассматривался в трудах И. Г. Песталлоци, Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Э. Г. Костяшкина и ряда других авторов.
В то же время быт как педагогическое понятие специально не рассматривался и не раскрывался, а отражаемая им сфера педагогической действительности не исследовалась.
Как известно, система понятий любой отрасли знания не представляет собой замкнутой, неизменной системы. В процессе познания объективной реальности возрастает количество и обогащается содержание понятий. Ибо, хотя любое понятие характеризуется относительной всеобщностью, оно раскрывает только одну какую-либо сторону действительности. Поэтому приближение той или иной отрасли знания к все более полному и всестороннему отражению своего объекта предполагает обогащение понятийного аппарата.
Исходя из общих принципов анализа и конструирования понятий, для того чтобы представить быт воспита- тельной организации как понятие теории социального воспитания, как минимум, необходимо:
- показать наличие в педагогической действительности той реальности, которую отражает понятие «быт воспитательной организации»;
- показать, что эта реальность включена в предмет педагогики как отрасли знания;
- охарактеризовать отражение определенной реальности педагогической действительности в понятии «быт воспитательной организации».