Массовое взаимодействие

Организация массового взаимодействия предполагает работу с толпой, то есть с относительно кратковременным скоплением людей, объединенных непосредственным пространственным контактом, каким-либо внешним стимулом (чаще всего общим объектом внимания) и имеющих сходное эмоциональное состояние.

По отношению к объекту внимания можно выделить следующие виды толпы:

- окказиональная толпа, образовавшаяся в связи с любопытством к неожиданно возникшему объекту внимания (дорожное происшествие);

- агрессивная толпа, образовавшаяся на основе слепой ненависти к некоторому объекту (погром, разрушение и пр.);

- паническая толпа - стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (отношение к объекту - страх);

- конвенциональная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому зрелищу и готовая следовать явным или подразумеваемым нормам поведения, необходимым для того, чтобы зрелище состоялось (спортивные состязания, концерты, массовые религиозные ритуалы и пр.).

Надо заметить, что толпы любого вида имеют ряд общих характеристик, благодаря чему они могут из толпы одного вида быстро превратиться в толпу другого вида.

Основными механизмами функционирования толпы и образования ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдона-правленное эмоциональное заражение людей в толпе), а также слухи.

Основные характеристики толпы дал в XIX столетии французский ученый Г. Лебон.

Толпа нетерпима и авторитарна: она «не допускает, чтобы что-нибудь становилось между ее желанием и реализацией этого желания».

Толпа легковерна: «Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы».

Толпа искажает события и информацию: «Толпа никогда не стремилась к правде: она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее».

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что человеку в толпе свойственно, как правило, специфическое психическое состояние, которое характеризуется:

- повышением эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

- повышенной внушаемостью;

- уменьшением меры критического отношения к самому себе;

- ослаблением способности к рациональной переработке воспринимаемой информации;

- подавленным чувством ответственности;

- ощущением своей и общей силы;

- ощущением анонимности;

 

- ослаблением или потерей чувств опасности и самосохранения.

Г. Лебон так характеризовал человека в толпе и толпу в целом: «Каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый их них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действие лишь у индивидов, составляющих толпу».

Организаторы массового взаимодействия имеют дело с конвенциональной толпой. Их задачей является превращение толпы этого вида в публику, то есть в собрание людей, которые приняли и реализуют в своем поведении определенные нормы взаимодействия с организаторами и друг с другом, диктуемые условиями зрелища, которое может иметь самый различный характер.

Иными словами, зрелище может быть неким массовым действом, а может представлять собой взаимодействие одного субъекта с толпой.

Рассмотрим методику организации зрелища. При этом будем иметь в виду, что толпой, для которой создается зрелище, может быть не только случайное скопление людей, но и вторичный коллектив, собранный вместе. Несмотря на социально-психологические различия этих двух собраний людей, они имеют ряд общих характеристик. Кроме того, создание зрелища в обоих случаях происходит по сходным в принципе правилам.

Итак, рассмотрим основные элементы методики создания зрелища как массового действа.

Подготовка зрелища. Во-первых, необходимо по возможности ясно определить характер предстоящего зрелища, ибо от этого зависит его содержание, форма и все прочее. Оно может иметь характер просветительского, развлекательного, общественно-политического, спортивного, игрового и т. д.

Во-вторых, в соответствии с характером предстоящего зрелища следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав толпы. Так, если оно будет иметь просветительский характер, то его можно организовать в формах лекции, пресс-конференции, круглого стола и других; развлекательное зрелище может иметь формы концерта, шоу, какой-либо популярной телепередачи и пр.

В-третьих, в соответствии с характером и формой предстоящего зрелища, а также учитывая предполагаемый состав толпы, надо отобрать виды воздействия, которые будут использованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное, цирковое, драматическое), а также жанры предполагаемых видов воздействия (например, инструментального: классическая, легкая или поп-музыка).

В-четвертых, разработать композицию предстоящего зрелища, которая должна удовлетворять, как минимум, трем критериям: быть динамичной, предполагать контрастность отдельных компонентов и их лаконизм-кратковременность.

В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к предстоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и создать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу. В зависимости от того, кого и где надо собрать, средства привлечения внимания могут быть самыми разнообразными: объявления по местным радио и телеканалам, а также в прессе, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты и т. д.

Когда толпу удалось собрать, перед организаторами встает задача удержать ее, заинтересовать, пробудить у нее любопытство к предстоящему зрелищу. Решение этой задачи предполагает относительную консолидацию толпы, формирование у нее определенного настроения, что может быть достигнуто с помощью ряда приемов.

Во-первых, этому способствует организация пространства взаимодействия в соответствии с формой и содержанием предстоящего зрелища: специфическое расположение мест для зрителей и оформление зала или площадки плакатами, лозунгами, аппликациями, коллажами, элементами объемных декораций, гирляндами и т. д.

Во-вторых, использование музыкального, светового и шумового оформления. Заранее готовятся сопряженные между собой «матрицы» каждого из них, предусматривающие определенные музыку, свет, а при нужде шумовые эффекты в то время, когда толпа собирается, а затем сопровождающие отдельные фрагменты зрелища и сопровождающие паузы и переходы от одного фрагмента к другому.

Эти приемы в сочетании с содержанием начавшегося зрелища способствуют вовлечению толпы или ее более или менее большой части в активное позитивное реагирование на происходящее. У собравшихся может появиться не просто любопытство, а элементы сопереживания, то есть частичное нервное и психическое подключение к возникшему процессу взаимодействия. Иначе говоря, может возникнуть коакционный эффект, когда все или большая часть присутствующих ощущают себя участниками одного и того же действия, то есть у них появился общий интерес.

Если это произошло, состояние толпы упорядочивается, а ее поведение становится в той или иной мере регулируемым, то есть толпа превращается в публику.

 

§ 2. Обучение взаимодействию

Под обучением взаимодействию понимается формирование у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности.

Подготовка к взаимодействию предполагает определенную дифференциацию обучаемых по полу и возрасту, по мере успешности их взаимодействия, по характерологическим свойствам. Работа по обучению взаимодействию в той или иной воспитательной организации должна вестись в расчете на всех ее членов и на тех из них, кто испытывает особые трудности во взаимодействии. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола человека. Что же касается тех людей, личностные особенности которых или обстоятельства их социального формирования таковы, что испытываемые ими трудности приобрели устойчиво-болезненный или агрессивно-асоциальный характер, то они нуждаются в специализированной помощи.

Оптимальным временем подготовки человека к взаимодействию являются детство, отрочество, юность. В это время человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере взаимодействия.

Обучение взаимодействию включает в себя сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями человека и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм взаимодействия, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Подготовку к взаимодействию желательно вести в ряде направлений: развития перцептивных способностей и умений, определенных особенностей мышления, формирования и коррекции вербальных и невербальных средств взаимодействия, социальных установок и коммуникативных умений.

Названные аспекты подготовки к взаимодействию могут реализовываться несколькими путями.

Во-первых, в процессе организации взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности коллектива. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничали члены коллектива (о чем речь шла в предыдущем разделе).

Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни коллектива, которые предполагают взаимодействие его членов.

В-третьих, с помощью различного рода игр, этюдов, тренингов, органично включенных в жизнь коллектива.