Развитие перцептивных способностей и умений

Психологи много сил и времени посвятили изучению того, как происходит познание людьми друг друга, как возникает первое впечатление о человеке, какую роль в этом играет его внешность, жестикуляция, мимика и т. д. С другой стороны, любопытные данные они получили, выяснив, что первое впечатление зависит от возраста, пола, профессии самого познающего человека. Многочисленные оригинальные и увлекательные эксперименты, позволяющие выявить закономерности и особенности восприятия и понимания людьми друг друга, описаны в книге Алексея Александровича Бодалева «Личность и общение».

Ларошфуко отмечал: «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности».

И действительно, очень многие особо не затрудняются в оценках людей «вообще». У каждого существует зачастую неосознанный подход к людям, исходя из которого он о них и судит. Этот подход складывается с раннего детства. Люди, которые окружают ребенка, их отношения между собой, отношение к нему, суждения о других закладывают основы этого подхода. Позднее добавляются впечатления, вынесенные из книг, кинофильмов и т. д. Все это «сплавляется» в человека, и в результате он готов (вернее, считает себя готовым) судить о людях.

Но когда дело доходит до конкретных людей, с которыми человек имеет дело, то очень часто выясняется, что этот общий подход «не срабатывает». Конкретный знакомый, его реальные поступки далеко не всегда укладываются в сложившуюся систему. Многие пытаются игнорировать это несовпадение схемы и реальности. Отсюда - неправильное представление о человеке, неверное отношение к нему.

Другие начинают осознавать, что схема - вещь хорошая, но до определенного предела. И когда речь идет о конкретном знакомом человеке, «загонять» его в свою схему - занятие непродуктивное, даже вредное. И тогда начинается поиск путей познания каждого в его непохожести на других, его индивидуальности.

Однако этот поиск, как правило, идет на базе общего подхода к людям, на основе умения разбираться в людях «вообще». Конечно, умение это зависит от возраста познающего - чем старше человек, тем лучше он должен разбираться в людях (но далеко не всегда это бывает именно так). Это умение зависит в очень большой степени от развитости у познающего человека наблюдательности, проницательности и так далее (которые, в свою очередь, тоже развиваются). Определенную роль играет и то, насколько сам человек осознанно ставит перед собой цель - уметь разбираться в людях, научиться этому.

Но тут возникает вопрос: чему и как учить и учиться? Ответить на него трудно, в полном объеме, пожалуй, и невозможно. Начнем с такого простого, на первый взгляд, умения, как умение разбираться в настроении человека.

При желании определить настроение человека не сложно. Оно обычно явно эмоционально окрашено и столь же явно проявляется внешне. Но это о настроении, которое лежит на поверхности. А бывает, что человек вроде бы спокоен, но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что он «не в своей тарелке».

Уметь замечать и определять настроение человека очень важно. Ведь в зависимости от его настроения взаимодействовать с ним надо по-разному. Так, если человек подавлен, то попытка радостно хлопнуть его по плечу может вызвать весьма нежелательную ответную реакцию. Если человек грустит, то можно осторожно попытаться развлечь его смешным рассказом. Однако надо быть готовым к тому, что эта попытка вызовет у него лишь раздражение. Если человек возбужден, то не следует заводить с ним серьезную беседу, пока он немного не успокоится.

Чувствуя настроение человека, начинать общение с ним целесообразнее в тональности этого настроения, постепенно переводя разговор в другой тон. А иногда, наоборот - в противоположном тоне. Так, раздраженному человеку не надо сразу же высказывать упрек в чем-то. Лучше сначала попытаться снять его раздражение, сказав что-то заведомо приятное. И, лишь убедившись в том, что человек успокоился, изложить свои упреки, но в очень спокойной и доброжелательной форме.

Значительно более сложно умение познавать человеческие качества. И повседневные наблюдения, и некоторые исследования свидетельствуют о том, что многим бывает легче сказать о недостатках какого-либо знакомого, чем о его достоинствах. Почему? По разным причинам. Самая простая в том, что плохое, как правило, лежит на

поверхности.

Другую причину называет мудрый Ларошфуко: «Иные достоинства подобны зрению или слуху: люди, лишенные этих достоинств, не способны увидеть и оценить их в окружающих», то есть человек злой склонен и в других видеть злобность и т. д.

Но нередко бывает, что человек не видит в другом тех достоинств, которыми обладает сам. Очень часто причина этого лежит в заниженной самооценке этого качества, в низком самоуважении вообще. Высоко ценить людей, видеть в них хорошее может, как правило, тот, кто сам себя достаточно высоко оценивает, у кого достаточно высокое самоуважение. Но это не автоматическая зависимость. Надо учиться видеть в людях хорошее: вглядываться, размышлять, анализировать, сравнивать.

Важно, чтобы человек понимал, что учиться искать и находить в людях хорошее, познавать их личностные качества можно, лишь вглядываясь в их поступки, поведение, отношение к людям, к делу; осознавал, что каждый человек - это целый мир, разобраться в котором не просто; имел в виду и пытался преодолеть и такую трудность познания другого, как свойственная многим людям подсознательная привычка - проецирование.

Этому непросто научить и научиться, поскольку проекция - явление бессознательное. Когда люди вгляды ваются в другого человека, то видят в нем зачастую то, что есть в них самих, то есть проецируют на него свои взгляды, достоинства, недостатки и т. д.

Например, человеку кажется, что все окружающие его жадны, а на самом деле скуп он сам, и эту свою особенность он проецирует на других. Или другой пример: в разговорах многих людей очень распространена своеобразная присказка - вопрос-утверждение «Согласен?!». Человек имеет на что-то свою точку зрения и уверен, что именно она истинная и должна разделяться другими.

Необходимо помочь человеку понять, что проекция подменяет познание другого человека его «конструированием», созданием по своему образу и подобию. Оно делает познание другого либо вообще невозможным, либо сильно искаженным.

Следует учить бороться с этим явлением. Для начала - объяснить, как важно «поймать» себя на том, что и тебе в той или иной мере свойственно проецировать на другого свои мысли и качества, а затем попытаться избавиться от этого или свести это свойство к минимуму А затем, перефразируя Антона Павловича Чехова, надо начинать по капле выдавливать из себя склонность к проецированию. Помогать делать это можно в процессе различной работы, различных контактов, организуемых в жизнедеятельности коллектива. И осторожно показывать, как при этом можно наблюдать, анализировать, сопоставлять выводы, ошибаться.

Наконец, очень не просто, но очень необходимо объяснять, что если встречается человек, который никак не поддается познанию, пониманию, вызывает раздражение, а то и глухую или явную неприязнь, то, прежде чем выносить ему окончательный «приговор», полезно вспомнить слова Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать -

большое видится на расстоянии». Не исключено, что встретился именно этот случай. Человек, хотя и сверстник, абсолютно нестандартен по своему восприятию мира, жизненному кредо, человеческим качествам, талантам, наконец. Увидеть все это можно, лишь заставив себя мысленно «извлечь» его из толпы, попытаться подойти к нему с другими мерками, чем к остальным.