Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, в первую очередь и главным образом, его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией может стать жертвой индуцирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные, псевдорелигиозные). Индуцирование лидерами этих организаций своих последователей ведет к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения учитель - ученик превращаются в отношения господин - раб.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность-интернальность, то есть склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, которые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мирной жизни и не страдали синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерпалами.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, то есть то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять свое существование, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования в изменившихся условиях (Ф. Василюк).

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми.

Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается и на их самоотношении, и на их поведении.

Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами-девиантами. Часть из них не считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь, нередко, об их поведении). Другие - считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи - вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим.

Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую очередь, референтных групп, а также возрастными особенностям человека.

Так, изучение детей, подростков, юношей и девушек с опорно-двигательными дефектами показало следующее. Дошкольники, начиная с четырех лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и поэтому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведении.

В семь-восемь лет дети осознают, что у них есть физический дефект, что может специфически проявляться в их поведении и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое-либо приятное занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие им неприятно или от них хотят что-то, что их не устраивает, в качестве причины нежелания сделать что-то они ссылаются на свой дефект (то есть они не переживают по поводу его наличия, но умеют спекулировать им).

В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потери жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков). То есть юноша или девушка осознает свою неполноценность по сравнению с окружающими, у него (у нее) появляется самоощущение жертвы, что характерно для половины изученных эстонскими исследователями детей, подростков, юношей и девушек (В. Моосаар).

Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный в обыденном смысле слова человек, тем не менее, считает себя неудачником, несчастным и так далее, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определяются подобным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, а, как максимум, может привести к психическим и социальным отклонениям, то есть превратить человека реальную жертву.

Социально-педагогические выводы____

С точки зрения социальной педагогики, исследование человека как жертвы неблагоприятных условий социализации имеет большое значение в связи с теми функциями, которые присущи этой отрасли педагогического знания.

Теоретико-познавательная функция социальной педагогики предполагает описание и объяснение процесса социализации человека в максимально полном объеме. Для реализации этой функции социально-педагогическая виктимология позволяет выяснить:

- когда появляются те или иные типы жертв неблагоприятных условий социализации и с чем связано их появление в конкретных культурах, то есть какие тенденции социально-экономического и социально-культурного развития общества ведут к их появлению;

- когда те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознаниях, каким образом это происходит и с чем связано, как это отражается в мифах, искусстве, религии;

когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, каков характер этих условий (преференциальный, репрессивный), какие тенденции свойственны этому процессу;

- обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах развития человека в конкретном обществе грозит ему стать жертвой неблагоприятных условий социализации;

- существующие в обществе типы жертв и их количество, характер зависимости типов и количества жертв от тех или иных социокультурных особенностей и социальной практики;

- социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношение к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними;

- особенности восприятия человеком себя жертвой, их зависимость от типа жертв, от социокультурных условий, канона человека, половозрастного статуса и типа личности.

Для реализации прикладной функции социальной педагогики социально-педагогическая виктимология создает предпосылки для того, чтобы:

- разработать методы диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать потенциальной жертвой того или иного типа;

- разработать методы диагностики виктимогенности поселений, групп и микросоциума;

- дать сравнительный анализ существующих в разных странах систем, содержания, форм и методов профилактики виктимности, реабилитации,

адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, определить меру их культуросообразности условиям России;

- определить реальные задачи по профилактике и коррекции виктимогенных факторов социализации, по работе с конкретными типами жертв неблагоприятных условий социализации;

- разработать содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации по отношению к различным типам жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их пола, возраста, социокультурной принадлежности с учетом этнокультурной, региональной, поселенческой среды их обитания.

Для реализации гуманистической функции социальной педагогики исследование любых проблем, связанных с развитием людей - жертв неблагоприятных условий социализации, необходимо, поскольку оно позволяет:

- гуманизировать социальное воспитание;

- определить реальные и оптимальные на конкретном этапе развития общества и государства задачи и средства помощи конкретным категориям социально незащищенных людей;

- обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства, социальной политики и социальной практики по отношению к тем или иным типам жертв неблагоприятных условий социализации.

 

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

- во-первых, исследуя людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации,
нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

- во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет

возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв неблагоприятных условий социализации;

- в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет детерминанты восприятия им себя жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.