Относительно социально контролируемая социализация - воспитание

Относительно социально контролируемая социализация представляет собой совокупность нескольких видов воспитания:

семейного, осуществляемого в семье (но далеко не в каждой, о чем речь пойдет в разделе о семье);

социального, осуществляемого специально созданными обществом и государством воспитательными организациями;

- религиозного, осуществляемого по отношению к последователям той или иной конфессии религиозными организациями;

- коррекционного, осуществляемого как в обычных, так и, главным образом, в специализированных воспитательных организациях по отношению к многочисленным категориям людей, имеющих социальные, физические, психические отклонения и дефекты;

- диссоциального (контркультурного), осуществляемого по отношению к своим членам квазикультовыми сектами, экстремистскими и криминальными группами и организациями.

Поскольку воспитание - совокупность воспитаний, как минимум, пяти видов, постольку определение этого феномена должно быть таким, чтобы в нем было «отражено» лишь то и только то, что свойственно всем выделенным видам воспитания. Исходя из этого можно предложить следующее определение понятия «воспитание».

Воспитание - это относительно осмысленное и более или менее целенаправленное и планомерное взращивание человека в соответствии со спецификой целей
и ценностей организаций и групп, в которых оно осуществляется.

Это определение может считаться адекватным, ибо во всех группах и организациях, осуществляющих воспитание, происходит процесс взращивания человека. Этот процесс только тогда можно назвать воспитанием, если те, кто его осуществляют, делают это более или менее осмысленно, ставя перед собой некоторые цели (которые могут не всегда формулироваться, а иметь имплицитный характер). В то же время это определение не отражает специфики каждого вида воспитания. Поэтому в дальнейшем мы будем, опираясь на предложенное здесь определение воспитания в целом, давать определение каждому конкретному виду воспитания.

Теперь дадим краткую характеристику воспитания, которая, естественно, будет впоследствии конкретизироваться по отношению к каждому из видов воспитания.

Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллективы, группы), социальных (воспитательные организации, религиозные и иные государственные, общественные частные организации).

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной социализации как минимум по четырем параметрам.

Во-первых, стихийная социализация - процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членом социума. А в основе воспитания лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел по понятие, определял его:

- как действие, направленное на разрешение проблем;

- как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров;

как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Во-вторых, стихийная социализация - процесс научения, то есть бессистемное овладение человеком (во взаимодействии с многочисленными социальными факторами, опасностями и обстоятельствами жизни) благодаря языку, обычаям, традициям, обыденной морали и пр.:

- репертуарами поведения (Б. Скиннер);

- способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура).

Воспитание, наряду с элементами научения, включает в себя процесс обучения - систематическое преподавание знаний, формирование умений, навыков и способов познания, приобщение и нормам и ценностям. Следует подчеркнуть, что обучение присутствует во всех пяти видах воспитания, различаясь объемом, содержанием, формами и методами организации.

В-третьих, стихийная социализация - процесс инкретный (непрерывный), так как человек постоянно (даже находясь в уединении) взаимодействует с социумом. Воспитание же - процесс дискретный (прерывный), ибо осуществляется в определенных группах и организация, то есть ограничено местом и временем.

В-четвертых, стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек как ее объект испытывает влияние социума на все аспекты своего развития (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Воспитание в реальной жизни - процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что воспитывающие человека семья, государственные, общественные, религиозные, воспитательные, контркультурные организации имеют несовпадающие цели, содержание, методы воспитания. Человек в процессе своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и на каждом этапе жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой (что и благо, и зло в том или ином случае).

Воспитание различных видов, в отличие от стихийной социализации, дает человеку позитивный и негативный, более или менее организованный опыт взаимодействия с людьми, создает условия для того или иного по характеру самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме.