Социализированность: субъект-объектный подход

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде рассматривается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

Разработка понятия социализированности идет, прежде всего, по линии конкретизации самого понятия социальных требований.

С одной стороны, постулируется зависимость характера социальных требований от особенностей человека, к которому они предъявляются (прежде всего от его возраста и социального статуса). Соответственно создаются специфические модели, описывающие социализацию и ее результат, - социализированность для различных социальных групп и людей разных возрастов (Л. Колберг).

С другой стороны, учитывается, что субъектом социальных требований выступает не все общество, а конкретная группа или социальный институт, что также является основанием для создания различных моделей социализации и ее результатов (М. Ричарде).

Многие авторы предлагают рассматривать само понятие «социализированность» только применительно к конкретным условиям (Т. Бут).

Подобное дискретное понимание социализированности встречается и у ряда отечественных исследователей, которые рассматривают социализацию как ряд сменяющих друг друга фаз, для каждой из которых характерно наличие специфических социальных экспектаций (ожиданий). Соответствие им на каждой фазе и становится признаком социализированности (Б. А. Ефимов, В. С. Олейник, А. В. Петровский).

В русле субъект-объектного подхода к социализации можно встретить и иные взгляды на социализированность. Суть их в том, что поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными (Л. Колберг).

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем.

В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценное той, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь Алекс Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития эмпирических исследований. В них, в частности, изучаются специфические предпосылки, которые необходимы для успешного перехода человека с одного этапа социализации на другой в течение всего жизненного пути: для обучения в начальной школе, затем в средней школе, а потом и в высшей школе; предпосылки для вступления на «рынок труда»; предпосылки, необходимые для начала семейной жизни и на этапе рождения ребенка, а также на послеродительской стадии, наступающей после женитьбы/замужества детей и ухода их из дома; наконец, предпосылки относительно бесконфликтного окончания трудовой деятельности.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационного приспособления»: вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким образом приспосабливается к ситуации. Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Социализированность: субъект-субъектный подход

Существенно иначе трактуют социализированность исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере социума.

Так, ряд американских ученых, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценностных ориентации. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) человека. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный человек стремится к изменению самоэкспектации и умеет оставлять предшествующие роли (М. Райли, Е. Томас и др.).

Американский исследователь Эдвард Келли, используя понятие «полностью функционирующая личность», которое с некоторой долей условности можно рассматривать как синоним «социализированного человека», характеризует ее следующим образом: полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего «само» в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает творческую роль.

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики человека, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации, раскрытой в данном учебнике, социализированность - это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

- степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

- наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (то есть мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

- необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

- наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

- наличие и характер «Я-концепции», уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);

- реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни, креативность (поведенческая автономия).

Мера сбалансированности приспособления и обособления человека в социуме и содержательные характеристики названных выше признаков приспособления и обособления во многом определяют систему временных связей человека как личности со всей социальной действительностью и с ее отдельными сегментами, которая складывается на каждой стадии социализации.