Страна как макрофактор социализации

Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные естественные или исторически сложившиеся условные границы; обладающая государственным суверенитетом (полным или ограниченным); она может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией). В пределах одной страны могут существовать несколько государств, достаточно вспомнить разделенные Германию и Вьетнам, а сегодня - Китай и Корею.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредствованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).

Как полагал М. Монтень, в зависимости от климата того места, где люди живут, они более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это суждение небеспочвенно, хотя не следует абсолютизировать значение климата для поведения человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова имеют практически одинаковую площадь - Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше, чем у кубинцев.

Геоклиматические условия влияют на здоровье жителей страны, распространение ряда болезней, наконец, на становление этнических особенностей ее жителей.

Природно-географические условия - это всего лишь своеобразные рамки процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. То, как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Природно-географические условия страны необходимо иметь в виду, определяя некоторые аспекты социального воспитания. Совершенно очевидно, что архитектура и техническое оснащение зданий для воспитательных организаций должны соответствовать климату страны или того ее региона, где эта организация функционирует. Климат необходимо учитывать и для определения режима функционирования воспитательных организаций в течение года, недели, дня, а также режима занятий, отдыха, прогулок, питания (да и само питание должно соответствовать климату и традициям страны). Естественно, что требования к одежде и гигиене воспитанников также должны быть природосообразны.

§ 3. Этнос как макрофактор социализации

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающих общими языком и менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других общностей.

То есть этнос - явление историко-социально-культурное.

Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать.

Социализация в том или ином этносе имеет свои особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (буквально - жизненные, в данном случае, биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межэтнические, но менее явно выраженные различия.

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом (понятие, введенное в начале XX века французским психологом Люсьеном Леви-Брюлем).

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса во многом определяет:

- отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью;

- представления об удобствах быта и домашнем уюте;

- идеалы красивого и некрасивого;

- каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи;

- нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций;

- понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.

Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. В процессе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относительны, их содержание не совпадает в культурах разных этносов.

Велико влияние менталитета этноса и на семейную социализацию.

Влияние менталитета этноса зримо проявляется в сфере межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности.

Большую роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.