Менталитет и воспитание

Менталитет этноса влияет на воспитание в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания Имплицитные (то есть подразумеваемые, но не ((формулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).

На воспитание менталитет влияет и в связи с тем, что в этносе как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют то, чего старшие добиваются от младших и каким образом они это делают, то есть содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль.

В каждом этносе исторически складываются несколько имплицитных теорий воспитания. Во-первых, различаются представления о том, как следует воспитывать лиц мужского и женского полов в зависимости от канонов мужественности и женственности, присущих этносу. Во-вторых, различаются имплицитные концепции воспитания социально-культурных слоев одного и того же этноса.

Имплицитные концепции воспитания можно рассматривать как неосознаваемые ценностные ориентации представителей этноса и его отдельных слоев, которые во многом определяют цели, содержание, стиль, средства относительно осмысленного взращивания (воспитания) членов этноса на различных возрастных этапах.

Именно имплицитные концепции воспитания во многом определяют то, каким образом реализуются все виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, диссоциальное, коррекционное), ибо на неосознанном уровне влияют на реальное поведение субъектов воспитания (как старших, так и младших, которые довольно

рано усваивают основные элементы этнических имплицитных концепций воспитания) в процессе их участия в воспитательном взаимодействии. Это влияние нередко оказывается более эффективным, чем систематическая педагогическая подготовка воспитателей или осознанно формулируемые ими самими принципы и цели своих воспитательных усилий.

О том, сколь существенны отличия имплицитных концепций воспитания в различных этносах, позволяет судить следующий пример. Европейцы считают, что в самом строгом и систематическом дисциплинировании нуждаются маленькие дети, а по мере взросления внешний контроль должен ослабевать, и ребенку следует постепенно предоставлять самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов и ряда других народов маленьким детям предоставляют максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают. Дисциплина, причем весьма строгая, появляется здесь позже, по мере взросления ребенка, усваивающего нормы и правила поведения, принятые среди старших.

В целом содержание имплицитных концепций воспитания во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и проявления субъективности в процессе социализации. От имплицитных концепций воспитания в определенной мере зависит возможность сбалансированности приспособления и обособления человека в социуме, то есть то, насколько он может стать жертвой социализации (о чем речь пойдет дальше).

Данные исследований и опыта поликультурного воспитания могут в определенной степени использоваться в социальном воспитании (лишь в определенной степени, поскольку в целом имплицитные концепции воспитания до сих пор как следует не изучены). В частности, эти данные в некоторой степени позволяют:

- принимать в расчет позитивные и негативные элементы этнических имплицитных концепций воспитания, разрабатывая теорию и методику социального воспитания;

- использовать выявленные позитивные элементы этнических имплицитных концепций воспитания в системе и процессе социального воспитания, а также интенсифицировать их влияние в рамках разумного и возможного;

- определять, какие из выявленных негативных элементов этнических имплицитных концепций воспитания необходимо и реально нейтрализовывать или хотя бы минимизировать в социальном воспитании, а также какие из них возможно компенсировать, а какие реально корректировать в процессе социального воспитания, каким образом это делать.