Социализирующие функции религиозных организаций

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Сакрально-мистическая функция (Т. В. Склярова) характеризует те виды деятельности религиозных организаций, которые объясняются мистическими, то есть сверхъестественными причинами (участие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претендуют на формирование у своих членов системы ценностей, ориентированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональных категориях. Речь идет о формировании сакрально-мистического отношения к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим священное значение, признаваемое божественным, наделенным божественной благодатью, силой, а также признание того, что некоторые явления, обладая мистической (иррациональной) природой, имеют не прямо божественный источник своего происхождения (сатаническое начало). .

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других - менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция религиозных организаций реализуется в создании условий для общения верующих (с Богом, со служителями культа, с другими верующими), в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

Благодаря совершаемым культовым действиям (общей молитве, общению, участию в таинствах и т. д.) верующий находит душевное успокоение, моральную поддержку, силы противостоять стрессам, негативным эмоциям и пр.

В религии верующий находит объяснение смерти, болезни, жизненных неурядиц, что помогает ему выработать конструктивное отношение и «стабилизировать» свой внутренний мир.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

Разновидностью милосердной функции можно считать реабилитационную, то есть помощь людям, пострадавшим в результате воздействия на их психику и здоровье наркотических средств, алкоголя, контркультурных организаций. Специфика этой помощи состоит в том, что не только выводит человека из той или иной зависимости, но и структурирует его представления о человеческом бытии, о месте и значимости каждого человека в обществе.

И, наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека (о ней подробнее ниже).

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны. Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде протестантских конфессий - институциональный и стилизованный, а в организациях ряда восточных конфессий - институциональный.