Религиозное воспитание

Относительно социально контролируемая социализация в религиозных организациях происходит в процессе религиозного воспитания.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание может осуществляться:

- священнослужителями;

- верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.);

педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и так далее, так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран -преподавателями религии в светских учебных заведениях;

- различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием;

- рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов);

- средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. - священное), то есть наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, как через придание божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение, так и через канонизирование преданий об истории данного вероучения.

Можно выделить два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т. В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный -участие в богослужении, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в зачительно большей степени, чем рациональный, имеет специфических характер в различных конфессиях, а также определяется личным религиозным опытом воспитуемого.

Например, мистический уровень православного и мусульманского воспитания определяют следующие моменты: подготовка и участие в таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и так далее, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и др.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрои; чтение канонических текстов (Псалтирь, Евангелие и др.); исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли и о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.