Человек как объект социализации

В настоящем учебнике сущность социализации определена как сочетание приспособления и обособления человека в обществе. Приспособление происходит главным образом благодаря тому, что человек является объектом социализации (хотя он может приспосабливаться и сознательно, то есть проявлять себя субъектом).

Как отмечалось ранее, Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. То есть, утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздействий общества.

Т. Парсонс определял социализацию как «интер-нализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе.

О том, что человек является объектом социализации, свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая - тендерная - социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (то есть гражданская и профессиональная социализация). Любое общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были законопослушными, то есть действовали в соответствии с установленными государственной властью правовыми нормами (правовая социализация). Важнейшим условием уважительного отношения к государству является развитие политической культуры, то есть соответствующих ценностных установок (политическая социализация). Исследования показывают, что доверие к институтам государственной власти, политические установки, ориентации и взгляды формируются в довольно раннем возрасте.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (термин статистики - «мода» - обозначает величину, наиболее часто встречающуюся в ряду параметров объекта), то есть наиболее часто встречающийся тип личности, который обладает некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом, то есть воплощающий в себе средние общепринятые черты («средний американец»). Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в процессе социализации. В каждом обществе формируется несколько модальных типов личностей.

Такое понимание содержания социализации предполагает, что, в первую очередь, имеются в виду социализирующие влияния не только на самого индивида, но, главным образом, на его реальные взаимосвязи и взаимоотношения с социальным миром, многообразием социальных объектов, образующих структуру общества, в котором человек живет (В. Б. Голофаст).

Кроме того, следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляет не только и не столько общество в целом, сколько конкретные группы и организации, особенности и функции которых обуславливают специфический и неидентичный характер этих требований, во-первых. А во-вторых, содержание требований зависит также от пола, возраста, социокультурной и этноконфессиональной принадлежности и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

 

Сказанное выше позволяет рассматривать каждого человека объектом социализации.

Поскольку социальное воспитание - один из видов относительно социально контролируемой социализации, постольку любого воспитуемого можно и следует рассматривать в качестве объекта социального воспитания.

Создавая условия для позитивного развития и позитивной ценностной ориентации человека, социальное воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии.