Воспитание в истории общества

В каждом обществе в ходе исторического развития воспитание проходило определенный путь становления.

На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. Воспитание было слито со стихийной социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение обязанностей между мужчинами и женщинами обуславливало различия в социализации мальчиков и девочек.

.То есть в архаичных обществах стихийная социализация и воспитание синкретичны (слитны, нерасчленены), что встречается и в наши дни (например, в Полинезии, в некоторых регионах Африки).

В раннеклассовых обществах детей начинают все в большей мере специально готовить к жизни в условиях конкретного социума, то есть подготовка к жизни постепенно отделяется от самой жизни. Отражением этого становится выделение процесса воспитания в относительно автономную часть процесса социализации, стихийная составляющая которой, тем не менее, продолжает играть основную роль в развитии детей и сохраняет свое значение в полном объеме в развитии людей других возрастных групп.

Воспитание, которое осуществлялось в семье (то есть появляется семейное воспитание), а также служителями культа (ибо появляется и религиозное воспитание), ориентировалось на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с сословной принадлежностью. Это вело к социальной дифференциации воспитания, так как содержание домашнего воспитания определялось сословной принадлежностью и имущественным положением семьи.

На определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества семейное и религиозное воспитание дополнялись возникающей системой социального воспитания, которое с самого начала приобретало сословный характер. Специализированные воспитательные организации создавались, в первую очередь, для детей господствующих сословий. Так, уже в эпоху рабовладения знатные и богатые люди получали разностороннее воспитание. Именно на этом этапе в процессе воспитания начинает иметь определенное и все возрастающее значение процесс обучения.

В средние века в Европе получили распространение воспитательные организации и для детей торговцев и ремесленников - ремесленные или цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дававших минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, позднее были созданы школы для детей крестьян.

Интенсивное развитие промышленности, проникновение капиталистических отношений в деревню, становление гражданского общества существенно увеличивали требования к подготовке работников для всех сфер социально-экономической и общественной жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы социального воспитания во многих странах привело к постепенному переходу сначала к всеобщему начальному, а затем и к среднему образованию.

Это свидетельствует о том, что подготовка к жизни окончательно выделяется в относительно самостоятельную сферу. Как писал французский ученый Филипп Ариес: «Семья и школа совместными усилиями вывели ребенка из общества взрослых...Усилиями семьи, церкви, моралистов и руководителей учебных заведений ребенок был лишен той свободы, которой он располагал ранее в мире взрослых»24.

Кроме того, исторически довольно рано возникли контркультурные организации в сфере социальной, политической и религиозной жизни, в которых осуществляется воспитание, прямо противоречащее по своим ценностям тем, которые реализуются семейным, религиозным и социальным видами воспитания и которое условно можно назвать диссоциальным. Его осуществляют, например, квазирелигиозные секты, криминальные структуры, экстремистские политические организации. (Как это ни странно звучит, но возникновение и функционирование диссоциального воспитания отвечало и отвечает определенным потребностям тех или иных слоев и групп общества, что позволяет считать его составной частью воспитания как социального института).

Постепенно воспитание охватывает все более старшие возрастные группы, а со временем складывается еще один его вид - коррекционное воспитание. Таким образом, воспитание становится специальной функцией общества и государства, то есть окончательно оформляется в специфический социальный институт.

Беглый экскурс в историю позволяет сделать вывод о том, что нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

- воспитание выделяется в автономную составляющую процесса социализации;

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное, социальное, диссоциальное и коррекционное, роль, значение и соотношение которых не остаются неизменными;

- в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низким и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

- растет значение воспитания: оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.