Социальное воспитание

Социальное воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивных развития и ценностной ориентации.

Понимание социального воспитания как создания условий для развития и ценностной ориентации личности исходит из приоритета личности перед обществом и его сегментами; объективно опирается на субъектность и субъективность воспитуемого, ибо условия недирективны, а требуют от человека индивидуального выбора и принятия решений, предполагают большие или меньшие возможности для самоосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Социальное воспитание - составная часть относительно социально-контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация индивидуального опытаосуществляется:

- через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов);

- организацию взаимодействия, а также обучения ему;

- стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образованиевключает в себя:

- систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);

- просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование);

 

- стимулирование самообразования.

- Индивидуальная помощьреализуется в процессе:

- содействия человеку в решении проблем;

 

- создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т. д.;

- стимулирования саморазвития.

Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку:

- приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей;

- в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностей и установок;

- в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации;

- в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия;

- в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам;

- в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;

- в выработке стратегий приспособления и обособления в социуме.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этнической и социально-культурной принадлежности.

В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и имплицитных «теорий» воспитания, имеющихся у работающих в конкретной организации педагогов. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация - составляющие ее формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. В одних «цепочках» взаимодействие непосредственное, в других - опосредствованное. Объективно взаимодействие имеет асимметричный характер, определяемый как объективными различиями его участников (например, взрослый и ребенок), так и субъективными, проявляющимися в том числе в мере их активности в процессе взаимодействия.

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер.

В целом, повторим еще раз, взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Взаимодействие между воспитательными организациями различного типа обусловлено их функциями и объективно может проявляться во взаимодополнении в процессе социального воспитания различных половозрастных и социально-профессиональных групп населения.

Так, в социальном воспитании подрастающих поколений оно проявляется, например, таким образом: школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков, юношей, девушек; начальные и средние профессиональные учебные заведения дают профессиональную подготовку тем, кто не связывает свое будущее с получением высшего образования; внешкольные учреждения создают дополнительные и очень важные условия для удовлетворения и развития индивидуальных способностей и интересов и т. д.

Отсутствие в реальности достаточно отработанной системы связей между воспитательными организациями делает сам процесс социального воспитания дискретным (прерывным). Это приводит к неоднозначности и противоречивости воспитывающих влияний на человека, что не всегда благо, но и далеко не всегда - вред.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека, и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т. п.).

Социальное воспитание - процесс двупланный. Государство ставит перед ним задачи (более или менее четко), создает его инфраструктуру (более или менее развитую и адекватную задачам), готовит кадры воспитателей, определяет в общем виде содержание социального воспитания.

В то же время реализуют социальное воспитание конкретные групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и вносящие в связи с этим существенные коррективы в требования государства. Вследствие этого, с одной стороны, в практике социального воспитания рождаются инновации. А с другой - и воспитатели, и воспитуемые (что особенно любопытно) проявляют консерватизм (что далеко не всегда плохо), имеющий глубокие исторические, этноконфессиональные и социально-психологические корни. Поэтому в рамках одной государственной системы воспитания существуют различные воспитательные системы, стили взаимодействия и руководства.

Дискуссионна проблема целей социального воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретного общества. Ни одно из известных многочисленных определений цели социального воспитания, во-первых, не было исчерпывающим и общепринятым, а во-вторых, отражало и отражает совершенно очевидный социально-политический заказ. В качестве наиболее явных примеров можно привести такие определения цели социального воспитания: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; воспитание нового человека арийской расы; воспитание компетентной личности; воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя.

Наиболее общей задачей социального воспитания в любом обществе является создание условий для достижения его членами эффективной социализированности. Как уже отмечалось, эффективная социализированность предполагает баланс приспособления человека к обществу и обособления в нем.

Исходя из этого можно полагать, что наиболее общей задачей социального воспитания в нестабильном обществе переходного типа становится развитие у человека двух противоположно направленных свойств - гибкости и устойчивости.

Подобная постановка вопроса связана с тем, что в быстро меняющемся нестабильном обществе переходного типа человек должен жить и эффективно функционировать, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать новую информацию, адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным и психологическим реалиям как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении, в своей собственной судьбе (то есть речь идет о развитии).

В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, устойчивое ядро личности, мировоззрение, социальные и нравственные убеждения. Иначе на каждый излом в развитии общества и государства, перелом индивидуального жизненного пути (а того и другого будет в его жизни немало) человек ответит невротическими реакциями, дезадаптацией, дезинтеграцией личности вплоть до ее распада (то есть речь идет о ценностной ориентации).

Для того чтобы устойчивость и гибкость стали присущи человеку, необходимо, чтобы он обладал развитой рефлексией, навыками саморегуляции и толерантности.

И развивать их у него необходимо начиная с детства, учитывая возможности каждого возрастного этапа.

Наличие противоположно направленных свойств устойчивости - гибкости, развитых рефлексии и саморегуляции позволяет человеку быть субъектом социального творчества. Оно же становится залогом и условием становления человека субъектом своего развития в возможных и доступных пределах в конкретных меняющихся социально-экономических обстоятельствах нестабильного общества переходного типа.

Социальное воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, дает человеку опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме.

Социальное воспитание имеет существенные отличия от других видов воспитания - семейного, религиозного, коррекционного, диссоциального. Кратко остановимся лишь на наиболее существенных. Виды воспитания принципиально различаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (служителей культа с верующими, верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, то есть она определяется исповедуемыми ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитания осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели, поэтому взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, групповых - коллективов, социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин - раб».

В основе взаимодействия субъектов религиозного воспитания лежит феномен сакральности (священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент можно рассматривать как наиболее существенный в семейном воспитании. В социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую рациональный роль. Основой взаимодействия в диссоциальном воспитании является психическое и физическое подавление, а также харизматичность лидеров контркультурных организаций, в которых оно происходит.

Во многом специфично содержание воспитания того или иного вида. Так, содержание семейного воспитания в целом зависит от образовательного уровня членов семьи, их этноконфессиональной принадлежности, а в частности определяется поставленными ими перед собой целями (например, воспитать детей альтруистами или эгоистами, или привить невестке почтение к родителям мужа и т. д.). В социальном воспитании содержание строится с таким расчетом, чтоб воспитуемые приобрели позитивный индивидуальный социальный опыт и получили уровень знаний, ожидаемый обществом от человека определенного возраста, профессии и статуса. Содержание религиозного воспитания определяется догматами и вероучительными принципами конкретной конфессии. Содержание диссоциального воспитания определяется основной деятельностью той контркультурной организации, в которой оно осуществляется (экстремистской, криминальной и пр.). Содержание коррекционного воспитания зависит от его типа: оно одно для коррекции психофизических дефектов и отклонений и совсем другое в организациях перевоспитания.

Средства и формы, применяемые в различных видах воспитания, могут по внешним признакам быть идентичными, но существенно различаться по содержанию или смыслу. Так, урок используется и в социальном, и в религиозном, и в коррекционном, а нередко и в диссоциальном воспитании, но содержание уроков и их смысловая нагрузка различны. Хоры, оркестры, спортивные секции, кружки по интересам функционируют в рамках различных видов воспитания, но смысловые доминанты их использования существенно различаются. Во всех видах воспитания используют такие средства как поощрение, наказание, стимулирование, но они существенно различны по конкретным формам в социальном и семейном, религиозном и коррекционном видах воспитания, а в диссоциальном воспитании поощрения и наказания имеют явно контркультурный и, нередко, криминальный характер.

Воспитание и все его виды - конкретно-историческое явление, тесно связанное с этноконфессиональными и социально-культурными особенностями, а также с социально-экономическим, политическим и социально-психологическим состоянием общества.