Принцип природосообразности воспитания

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и встречается в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. «Природа и обучение сходны между собой, - считал Демокрит, - ведь учение также дает человеку новый облик, но, делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально».

Принцип природосообразности воспитания впервые обосновал и разработал Ян Амос Коменский в XVII веке. Большое значение этому принципу придавали в своих педагогических системах Жан-Жак Руссо, Иоганн-Генрих Песталоцци, Фридрих-Адольф Дистер-вег. Хотя каждый из них понимал принцип природосообразности несколько по-своему (что зависело от различий в трактовках самого понятия природы), их роднит подход к человеку как к части природы и, в связи с этим, утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в природе.

«Точный порядок школы надо позаимствовать от природы», - писал Коменский, - и исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».

Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности, создавать условия для естественного развития его врожденных свойств и способностей.

Песталоцци понимал природосообразность воспитания как согласие с природой, то есть оно должно стро-иться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, но подчеркивал при этом, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств».

Согласно Дистервегу, природосообразность воспитания - это следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей.

Принцип природосообразности получил широкое распространение в европейской педагогике ХУП-Х1Х веков, став основой различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического натурализма, в частности, наиболее известной у нас в стране теории свободного воспитания. Имплицитно принцип прородо-сообразности лежал и в основе педологии, осуждение которой практически привело к его элиминированию (устранению) из педагогической теории. Он сохранился лишь в редуцированном (упрощенном) виде возрастного и индивидуального подходов в воспитании, при всей своей большой значимости далеко не исчерпывающих идею природосообразности воспитания.

Развитие наук о природе и человеке в XX столетии, интеграция научных знаний существенно обогатили содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль в этом сыграло создание Владимиром Ивановичем Вернадским учения о ноосфере.

Ноосфера, то есть сфера разума, - термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, на которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития и решения глобальных проблем. Речь идет о проблемах современности, затрагивающих планету в целом, отдельные континенты и страны: загрязнение окружающей среды, расходование невосполнимых природных ресурсов, рост народонаселения й др.

Трактовка принципа природосообразности, предлагаемая автором этого учебника, предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за самого себя как Человека, за дальнейшую эволюцию