Развитие человека

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека идет с момента его зачатия и до смерти. Развитие - процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной, кровеносной и др.), и психических функций человека (ощущений, восприятия, памяти и др.), и личностных характеристик (самосознания, уровня притязаний и т. д.).

У разных людей прогрессивное и регрессивное раз-питие систем организма, психических функций и личностных характеристик происходит по-разному. У одного и того же человека они развиваются в различном темпе, и, когда одни системы, функции и так далее продолжают развиваться прогрессивно, развитие других может остановиться, а также пойти в регрессивном направлении.

Исследования отечественных ученых позволяют считать, что развитие человека детерминируется рядом источников и обстоятельств:

- природными задатками как условиями и предпосылками (А. В. Запорожец);

- сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития (Л. С. Выготский);

- социальной средой как потенциальным источником развития (Д. Б. Эльконин);

- противоречием между образом жизни и возможностями человека, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой (А. Н. Леонтьев);

- собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой (С. Н. Карпова);

- собственной активностью человека по преодолению противоречий; при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности (Л. И. Анцыферова).

В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач - естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических.

В соответствии с выделенными тремя группами возрастных задач можно конкретизировать задачи социального воспитания по развитию человека.

Необходимость решения естественно-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития человека:

- физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой);

- сексуального (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и феми-нинности).

Необходимость решения социально-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития человека:

- интеллектуального (развитие интеллектуальных способностей, речи и мышления; сообщение системы знаний и обучение способам познания);

- экспрессивного (развитие экспрессивных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах творчества);

- социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция установок в этой сфере).

Необходимость решения социально-психологических задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека

(развитие рефлексии и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Содержание и способы относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях определяются принципами, задачами и ценностями социального воспитания, осуществляемого в обществе на определенном этапе его развития.

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других - меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внутренних источников, а также условий социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

Следует иметь в виду то, что в конкретных организациях объективные возможности развития человека в тех или иных аспектах реализуются в большей или меньшей степени, что зависит от субъективных причин - в первую очередь, от профессиональной подготовки сотрудников и их установок и ориентации в сфере профессиональной деятельности.

§ 5. Ценностная ориентация человека

Ценностная ориентация человека представляет собой процесс и результат относительно целенаправленного и планомерного развития, формирования и коррекции системы позитивных ценностей и социальных установок.

Социальное воспитание имеет задачей пробуждать в каждом человеке способность выстроить, поддержать и видоизменять внутреннюю иерархию ценностных ориентиров. Эта иерархия должна в своих основных чертах соотноситься с доминирующей общественной иерархией духовных, социальных и иных ценностей. Полного соответствия достигнуто, конечно, быть не может. Каждый человек, обладая уникальным жизненным опытом и уникальной внутренней организацией автобиографической памяти, строит свою систему ценностей, исходя из существующего у него образа взаимоотношений конкретного индивида и общества. Социальное воспитание способно указать человеку направления поиска, помочь оценить возводимое им задание ценностных ориентации. Ценностная ориентация человека представляет собой направление его духовной жизни на те ценности, который он считает для нее обязательными.

Эта ориентация необходима для воспитания в человеке возможности самостоятельно строить стратегию своего поведения, являясь положительно, а не отрицательно настроенной по отношению к социальным ценностям своего времени.

Ценности - коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности и их свойств, а также абстрактных идей.

Можно говорить о нескольких видах ценностей. Во-первых, ценность предстает в виде произведений материальной и духовной культуры общества. Во-вторых, ценность выступает как общественный идеал (то есть некая абстрактная идея), как выработанное общественным сознанием абстрактное представление, как эталон должного в различных сферах социальной жизни (в политике, в экономике, искусстве, в государственном устройстве, в человеческих отношениях).

В-третьих, ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру человека в виде личностных ценностей. Каждому человеку свойственна специфическая индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между культурой общества и культурой человека, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности, которые в силу объективных обстоятельств социализации человека и/или его субъективных особенностей могут быть просо-циальными, асоциальными, антисоциальными и даже контркультурными, являются одним из источников мотивации поведения, в связи с чем человеческие поступки становятся (или не становятся) конкретным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и т. д.).

Конкретное содержание и иерархия личностных ценностей определяют практическую позицию человека в том, что касается отношений каждого к себе и с самим собой, к миру и с миром. А мера просоциальности - антисоциальности личностных ценностей определяет степень их адекватности ценностям - общественным идеалам. Личностные ценности формируются в процессе стихийной социализации, под влиянием как взаимодействия человека с социальной практикой общества и ближайшего окружения, так и в процессе относительно социально-контролируемой социализации, то есть в процессе воспитания. При этом ценности, культивируемые в процессе семейного, религиозного, социального, кор-рекционного воспитания, адекватны социальным лишь в большей или меньшей степени и не идентичны друг другу, хотя и могут иметь много общего (ценности, культивируемые в диссоциальном воспитании, имеют контркультурный характер).

Социальное воспитание, всегда функционирующее в конкретном обществе, культивирует в основном тот набор ценностей, который в большой мере адекватен типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Политическая система определяет набор ценностей социального воспитания в соответствии с присущими ей организацией политической власти, отношений между обществом и государством, свойственными ей политическими процессами и господствующей в ней идеологии.

Ценности, культивируемые социальным воспитанием, условно можно представить в виде двух больших блоков.

Первый - ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей -носителей и активных субъектов - строителей данной культуры. В христианских культурах блок ценностей представлен, в первую очередь, Десятью заповедями Моисея (не сотвори себе кумира, трудись в поте лица своего, почитай мать и отца, не убий, не укради, не пожелай жены ближнего и др.) и Нагорной проповедью Иисуса Христа («во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними», «не судите, да не судимы будете», «возлюби ближнего своего, как самого себя», «блаженны... алчущие и жаждущие правды... милостивые... чистые сердцем, миротворцы...» и др.).

Второй блок ценностей, культивируемых в социальном воспитании, имеет конкретно-исторический характер и определяется идеологией конкретного общества (в тот или иной исторический период), то есть господствующей системой идей и взглядов - политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, и которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (свобода, равенство, братство, человек и др.).

Оба блока ценностей, с одной стороны, культивируются в процессе социального воспитания на институционально-вербализованном уровне, будучи отобранными в соответствии с идеологией общества и отраженными в соответствующих юридических актах, воспитательных программах, учебных и просветительских текстах и т. п.

С другой стороны, в процессе социального воспитания ценности культивируются на уровне реализации имплицитных «теорий» воспитания конкретных этноса, общества, социально-профессиональной группы, агентов-функционеров системы социального воспитания. На этом уровне культивирование ценностей осуществляется в непосредственном столкновении человека с воспитательной практикой и во взаимодействии с теми лицами, которые ее реализуют.

Ценностная ориентация человека осуществляется посредством интериоризации ценностей различного порядка, согласования ценностей друг с другом и создания внутренней иерархической системы ценностей личности. Для интериоризации и согласования необходимы как теоретические знания о ценностях и духовных приоритетах, так и ситуации, в которых они реализуются на практике самим индивидом. На основе знаний, опыта, эмоций, логики происходит внутренняя оценка индивидом значимости для него той или иной ценности. Интериоризация невозможна без проживания человеком естественных или искусственно созданных ситуаций, в которых «закрепляются» те или иные ценности, получающие для конкретного человека персональную значимость. Личный опыт позволяет оценить социокультурные утверждения о ценности того или другого в человеческой жизни. Каждая организация вырабатывает, имеет, поддерживает и развивает корпоративную систему ценностей, в той или иной мере сопрягающуюся с общепринятой. Нередко корпоративная система выступает детищем конкретных идеологов данной организации. Функционирование общей корпоративной системы ценностей и реакция на них человека дает ему ориентацию для построения дальнейшей стратегии поведения.

Система интериоризированных ценностей не есть результат механического наслоения новых ценностей на старые, уже принятые. В процессе взаимодействия ценностных ориентации приоритетные для конкретного человека ценности интегрируются или дифференцируются, взаимопревращаются, статусно усиливаются или иерархически снижаются, распространяются и доминируют либо поглощаются или подавляются, друг друга усиливают или ослабляют. Борьба ценностей друг с другом отражает общественные или личные противоречия. Исходя из своего прошлого опыта и социального заказа человек делает трудный, во многом драматичный выбор ценностных приоритетов, выбирая между базовыми, относительно неизменными социальными ценностями и ситуативными, но от этого не менее важными для данного человека. Значительную роль в этом выборе играет так называемый импрессинг - смысловая установка, внутренняя позиция по определению личностного смысла жизни. Решающее влияние на его осуществление оказывает обычно общение ребенка в детстве и отрочестве со значимым взрослым. В дальнейшем основанием выбора мотивов, движущих поведением, становится именно иерархия ценностных приоритетов. Но сама эта иерархия подвижна. Она развивается, дополняется, модифицируется на протяжении всей жизни человека. Появляются новые ценности, видоизменяются старые. В периоды острых кризисов возможна относительно полная замена одних ценностей на другие. Социальное воспитание, как и воспитание в целом, имеет незавершимый характер.

Напомним, что ценностная ориентация человека не означает еще постоянного соответствия ей стратегии поведения данного человека. Поведение определяется самыми различными общими и ситуативными факторами, среди которых система ценностей - лишь один из многих. Поэтому представляется нецелесообразным ни недооценивать, ни переоценивать значимость ценностных отношений и ориентации при измерении эффективности социального воспитания. «Правильная» ценностная ориентация, например, не приводит к автоматическому формированию соответствующей ей мотивационной сферы. Создаваемые через организацию социального опыта, образование, индивидуальную помощь условия для духовно-ценностной ориентации если даже не остаются лишь условиями, все равно не гарантируют воспитателей от проявления в воспитуемом мотивационной сферы, никак не соответствующей заложенным в него ценностям, его внутренней обращенности на эти ценности. Между ценностным отношением и практическим действием, помимо мотива, существует неопределенность выбора, каждый раз происходящего по-своему. Однако все же именно процесс ценностной ориентации - наиболее устойчивый, полномасштабный регулятор выбора человеком образа жизни. Чем более тесно удается увязать ценностную ориентацию с повседневным течением жизни, тем более вероятен успех социального воспитания.