Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности

 

В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным отношениям (ориентациям).

Ценностные отношения – компонент эмоционально-потребностной сферы личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные отношения служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т.д. Непротиворечивость ценностных отношений является показателем устойчивости личности.

В системе ценностных отношений каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных отношений личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека. В современных условиях развития общества проблема ценностных отношений личности приобретает особую значимость. Ценностные отношения, являясь социальными с точки зрения исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта, одновременно выполняют функции регуляции поведения и определения его цели, а также связывают в единое целое личность и социальную среду.

Категория ценности (ценностных ориентации и ценностных отношений) является одной из самых сложных в философии, социологии, культурологи и психологии. Ценностивыступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.

Согласно Р. Х. Шакурову, потребности имеют форму устремлений, обладающих определенной структурой, в которой выделяются влечения, желания, стремления, страсти, обладающие разной силой. Радующий потенциал зависит от их силы, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов. Р. Х. Шакуров выделяет такой важный фактор, как субъективная ценность предмета устремлений. Таким образом, если мы рассматриваем ценности как элемент потребностно-мотивационной сферы личности, то мы можем говорить о субъективной значимости тех или иных ценностных отношений для личности в зависимости от того насколько велик их радующий потенциал, насколько счастливым может сделать человека ориентация на данные ценности.

Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне (функций ценностей, их взаимосвязей в структуре личности) С. Шварц и В. Билски разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий.

Из трех универсальных человеческих потребностей (биологических нужд, согласованного социального поведения, выживания и благосостояния своей группы) C. Шварц и В. Билски выводят основные типы человеческой мотивации (всего ими было выделено 10 типов). Они, по мнению авторов, и определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности.

Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель (МЦ):

1. Саморегуляция - свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование – новизна и состязательность в жизни (полнота жизненных ощущений), необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при это удовольствие.

4. Достижение – достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и, вследствие этого, получение социального одобрения.

5. Власть – достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе – потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

6. Безопасность – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе безопасности потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

7. Конформность – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Она выводиться из потребности групп в самосохранении и выживании и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

8. Традиция – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

9. Благожелательность – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В ее основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

10. Универсализм – понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из тех указанных универсальных человеческих потребностей, а обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Помимо этого, С. Шварц и В. Билски разработали теорию динамических отношений между данными ведущими типами человеческой мотивации. Логика отношений между ценностями выводится авторами из отношений между мотивами поведения и соответствующими им поступками. Каждый тип мотивации имеет цель, руководящую стремлениями человека, которые, в свою очередь, приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют, в конечном счете, стратегию его поведения.

Авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями:

1. Ценности сохранения (Безопасность, Конформность, Традиция) противоречат ценностям изменения(Стимулирование, Саморегуляция).

Здесь налицо явная оппозиция между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества.

2. Ценности самоопределения выхода за пределы собственного Эго (Универсализм, Благожелательность)противоречатценностям самовозвышенияакцентировании «самости» (Власть, Достижение, Гедонизм).

Здесь также налицо явная оппозиция между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими.

В непротиворечивых отношениях между собой, по мнению авторов, находятся следующие типы мотиваций:

· Власть и Достижение – оба мотивационных типа делают акцент на социальном превосходстве и уважении со стороны других людей.

· Достижение и Гедонизм – нацелены на получение удовольствия, потакание самому себе.

· Гедонизм и Стимулирование – вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию.

· Стимулирование и Универсализм – делают акцент на возможности справедливого для всех и комфортного для себя существования в различных ситуациях.

· Универсализм и Благожелательность – способствуют удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, отказу от эгоистических интересов.

· Традиция и Конформность – подчеркивают возможность сохранения стабильности за счет добровольно самоограничения и подчинения.

· Конформность и Безопасность – Предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии.

· Безопасность и Власть – делают акцент на избегание или преодоление неопределенности и нестабильности путем контроля над природными ресурсами и человеческими отношениями.

Помимо описанных выше категорий, С. Шварц и В. Билски предложили еще одно деление ценностей на две большие группы:

1. Ценности, выражающие интересы индивида. Им соответствуют следующие мотивационные блоки: Власть, Достижение, Гедонизм, Стимулирование, Саморегуляция.

2. Ценности, выражающие интересы группы. К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как Благожелательность, Традиция, Конформность.

Существует еще два мотивационных блока Универсализм и Безопасность, которые выражают как индивидуальные, так и групповые интересы.

Для проверки теоретических выводов С. Шварцем были предприняты эмпирические исследования, проведенные первоначально в двадцати, а в последующем – в сорока восьми различных странах. Таким образом, в эмпирических исследованиях разных культур было подтверждено, что люди в большинстве культур безоговорочно различают десять типов ценностей, то есть эти типы ценностей могут считаться универсальными. В то же время сам C. Шварц признает, что в некоторых случаях эмпирическая структура ценностей может иметь расхождение с «идеальной», что может быть связано с особыми социальными условиями жизни респондентов.

Н. М. Лебедевой было проведено эмпирическое исследование ценностей русской культуры на индивидуальном уровне. Основными целями данного исследования были проверка тезиса об универсальности мотивационных блоков на индивидуальном уровне для русской культуры и выявление специфики ценностно-мотивационной структуры личности в русской культуре.

В ходе исследования в основном подтвердилась универсальность мотивационных блоков, предложенных С. Шварцем, что еще раз подтверждает высокую валидность теоретической модели ценностей на индивидуальном уровне.

Наряду с этим были получены специфические мотивационные блоки, отличающиеся от теоретической структуры. Первый блок соединил в себе классические мотивационные типы – Гедонизм и Стимулирование – и получил условное название Пассионарность (мотивационная цель этого блока: переживание удовольствия от новизны и состязательности для поддержания оптимального уровня активности организма). Второй блок соединил в себе классические типы мотивации – Благожелательность, Безопасность и Универсализм, - получив название Добротолюбие (мотивационная цель этого блока: самоограничение и делание добра ради безопасности и благополучия ближних и дальних).

В зарубежной и отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе, это главный элемент культуры. В период кризисов, переходных моментов ценностные отношения как ориентиры жизнедеятельности и поведения личности, а также как основа философии данного общества, претерпевают существенные изменения. Роль ценностей в жизни отдельного человека и в жизни общества двояка, так как проявляется, с одной стороны, в отношениях человека и общества, и, с другой стороны, в межличностных отношениях. Ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.