История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием «воспитание», с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми. Наука о воспитании, однако, сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и другие.

Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников.

В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. содержалось немало глубоких мыслей о воспитании, были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35-96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейда-гогос" " (пейда — ребенок, гогос — вести) обозначает детоводитель. Из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Общеобразовательную школу с ее главными атрибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых был И. Лойола (1491-1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «Общества Иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе — это тоже изобретение иезуитов.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Виттарино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465—1536), французский философ Мишель Монтень (1533—1592). Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям. Педагогика вплоть до начала XVII, продолжала оставаться частью философии.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци. Ж. Ж. Руссо. В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и педагог Дж. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена. Локк отрицал наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabyla rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Ж. Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а приспосабливаться к детским склонностям и интересам (теория свободного воспитания» и педоцентризм). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой и др.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Много интересных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о зубре" Н. Гусовского (1480 — после 1533), а также в трудах Франциска Скорины (около 1490 — не позднее 1541), который на много лет раньше Ивана Федорова начал печатать книги на Руси.

Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) (?— после 1633), который работал учителем в братских школах Беларуси и написал такие учебники, как "Азбука" (1596), "Лексис" (1596), "Грамматика словенска..." (1596) и др.

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876—1916), которая написала книгу "Первое чтение для деток белорусов" и ряд статей о воспитании.

Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (1882—1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, "Второе чтение для детей белорусов", о котором А.Е.Богданович, отец поэта Максима Богдановича, писал, что после "Детского мира" и "Родного слова" К.Д.Ушинского это самая лучшая учебная книга.

Мировую славу отечественной педагогике принес К. Д. Ушинский (1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В его педагогической системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений.

В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Д. Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874—1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

В начале XX в. мировой педагогике активно распространяются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница М. Монтессори (1870—1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, они позволяют достичь значительно большего в развитии ребенка. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия.

Отечественная педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С. Т. Шацкий (1878—1934), П. П. Блонский (1884—1941. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869—1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С. Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918—1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная же педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте. В среде простых людей складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди по-своему высказывали свое отношение к характеру воспитания, и совокупность этих идей привела к формированию педагогики, которая получила название народной. Эта педагогика выше всего ценила такие качества, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми. В массе своей простые люди хорошо понимали огромную роль воспитания в подготовке подрастающих поколений к жизни. Именно в их среде родилось изречение: рассчитываешь на год — засевай поле, рассчитываешь на десятилетия — выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века — работай с людьми и воспитывай детей.

 

10.2. Педагогика как наука: предмет, объект, основные категории, связь с другими науками, отрасли педагогических знаний

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития и др.

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания и систематическое и целенаправленное изучение, в котором используются средства и методы науки.

По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Однако по мере развития педагогической теории все более ясными становились некоторая упрощенность и неточность подобного определения. Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Подобное уточнение предмета педагогики не является новым. Оно высказывалось еще в 50-х годах.

К проблемам педагогики относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно устанавливая свою самостоятельность) с философией, социологией, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Например, философские идеи выполняют методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Идеи других наук служат непосредственной основой разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при решении вопросов мотивирования познавательной деятельности, методики проведения урока и др. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.

Со временем сложилась целая система педагогических наук.

I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности воспитания, образования и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

П. Возрастнаяпедагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику, педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития:

Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика(от греч. andros — взрослый человек и аgоgе — руководство,воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов.

III. Отраслевая (или специальная)педагогикаизучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, общественных организаций и объединений(социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований.

IV. Дефектология(от лат. defectus — недостаток и lоgоs — учение) — группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика(воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика(воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия(воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика(воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).

В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционнойпедагогики.

V. Частные методикиили методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.

VI. Сравнительная (компаративная)педагогика— относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане.

VII. История педагогикиизучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики.

VIII. Этнопедагогикакак самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

IX. Информационная педагогиказанимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики.

Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

 

К основным категориям педагогики можно отнести следующие:

Воспитание:

-– в широком значении: целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.

В узком значении: тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы…

Т.о., воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Обучение– процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющим собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией.

Но, образование это не только процесс, но и результат обучения.

Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Т.е., другими словами – это образованность, главный критерий которой – системность знаний и системность мышления.

Формирование –процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в результате воздействия всех без исключения факторов.

Развитие– преобразование, содержащее с одной стороны узлы качественных преобразований, преемственно следующих друг за другом, и линии количественных преобразований, связывающих их между собой.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самообразование– система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

 

10.3. Методология и методы педагогики

Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов. Это — учение о структуре, логической организации, методике и средствах познавательной деятельности (по Э. Г. Юдину). Принципы и методы бывают разных уровней: высшие — это философия разных направлений, гносеология. Уровень общенаучный представлен такими науками и отраслями знаний, как логика, социология, информатика, кибернетика, моделирование и др. Конкретно-педагогический уровень основан на методах научно-педагогического исследования.

Методологическое значение в науке вообще и в педагогике в частности, тоже имеют законы, тенденции и принципы, педагогические категории, понятия и термины. Определенную роль в методологии играют педагогические постулаты, аксиомы и теоремы.

Методы педагогики:

Среди методов, которые используются в современной педагогике, можно назвать педагогическое наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование), педагогический эксперимент (глобальный, локальный, микроэкперимент), терминологические методы (связанные с отработкой лингвистических компьютерных систем), социометрический метод, метод тестирования, метод биографий, рейтинг и другие.

 

Методологические принципы — это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими из этих принципов являются следующие:

- Воспитание носит социально детерминированный характер, т. е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни.

- Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды. Этот принцип повышает роль специально организованного воспитания в формировании личности.

- Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию.

- Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств.

- Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.