рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса

Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса - раздел Педагогика, Логопедия. Основы фонопедии Профилактика Различных Заболеваний Имеет Немало Общего. Общегигиенических Пра...

Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.

Приведем пример.

 

На прием в фониатрическое отделение пришел человек с жалобами на слабость голоса и невозможность петь, что требовалось ему по работе. Даже на первый взгляд было видно, что пациент крайне истощен. Из беседы выяснилось, что он постоянно держит строгий пост. При осмотре гортани его голосовые складки полностью не смыкались и вид имели дряблый, атоничный. А ведь голосовые складки — это мышечные образования, которым необходимо питание. Недаром среди педагогов-вокалистов существует мнение, что голос «лежит на дне тарелки».

Прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания. Иногда условия труда, жизненные обстоятельства и просто недооценка несложных правил ведут к тому, что люди не уделяют этому внимания.

В настоящем разделе речь пойдет прежде всего о педагогах. Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).

Швейцарский логопед Л. Грожан (1978) исследовал уровень зашумленности школьных помещений и установил, что шумовой фон класса должен быть не выше 55 дБ. Чтобы объяснение учителя улавливалось учащимися, его голос должен иметь прирост силы минимум на 10 дБ, т. е. достигать 65 дБ. При плохой дисциплине в классе учитель форсирует голос до 71 дБ, что уже является большой нагрузкой для голосового аппарата. Поэтому владение поведением слушающих также необходимое условие сохранности голоса и продуктивности педагогической работы. При устных выступлениях педагога (объяснениях или лекции) важную роль играют многообразные факторы: его личностные особенности, условия труда — правильное произношение, четкая свободная артикуляция, хорошие акустические свойства голоса и шумовой фон аудитории.

Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Этот термин редко встречается в логопедии. Дикцию, как правило, отождествляют с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. (Нельзя путать со стертыми формами дизартрии.) Плохую дикцию довольно часто приходится слышать в театре у актеров с недостаточной техникой речи и голосоподачи.

Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голоса его звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием.

При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов. Ранее этому качеству уделялось большее внимание, и образцовой школой хорошей речи и поставленных актерских голосов всегда служил Малый театр, особенно актеры старшего поколения.

Мы позволили себе сделать это отступление, потому что голос хорошего педагога сродни актерскому. Если речь учителя монотонна, интонация бедна, то внимание учеников рассеивается, интерес к предмету угасает и продуктивность таких уроков падает. Встречается и другая крайность. Учителя неоправданно форсируют голос. (Это мы установили по результатам анонимного анкетирования и по собственным наблюдениям.) Даже в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где наполняемость классов гораздо ниже массовых, учителя говорят, форсируя голос без всякой необходимости. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Учителям ошибочно кажется, что при громком голосе ученики лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в классе.

Чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности (Максимов И., 1987). Вместе с тем это отрицательно влияет на голос не только учителя, но и, как это ни парадоксально, его учеников.

Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное.

Какими приемами требуется овладеть педагогу, чтобы голосовая нагрузка для него была свободной и естественной? Говоря о сохранности голоса, употребляют термины — «профилактика» и «превентивные мероприятия». Эти термины почти синонимичны и означают предупреждение. «Профилактика» — понятие более общее. Набор профилактических мер пригоден для предупреждения разных заболеваний. Система превентивных мер обычно направлена на какое-то одно определенное заболевание или состояние.

Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидуму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.

Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое. В 2005 г. И. А. Михалевская издала «Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий» (под нашей редакцией). Излагать полностью содержание этой книги было бы нецелесообразно. Укажем только основные направления, которые рекомендует автор.

1. Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.

2. Тренинг для выработки правильной осанки.

3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.

4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.

Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса (продолжительность 4—5 мес), свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Качество и устойчивость результатов зависят от регулярности занятий по два-три раза в неделю с логопедом и ежедневных самостоятельных тренировок дома. Успех быстрее достигается у педагогов, преподающих языки, ибо они знают фонетику и легче улавливают установки, предлагаемые логопедом. Эффективнее воспринимают и реализуют оптимальный способ голосоведения люди, обладающие хорошим музыкальным слухом.

Логопед объясняет упражнения, указывает позиции посыла звука, но при этом и сам дает образец звучания голоса. Упражнения проводятся отраженно за логопедом, особенно в первой половине курса обучения.

Не следует считать, что пройденный курс постановки голоса раз и навсегда избавляет от всех проблем. По его завершении логопед дает рекомендации для продолжения самостоятельных тренировок. Их объем уже меньше, но их необходимо выполнять три-четыре раза в день. Обязательно следует проводить и упражнения для поддержания устойчивого костно-абдоминального типа дыхания.

Голосовые тренировки также надо повторять ежедневно, выбирая отдельные упражнения из набора, который входил в полный курс, и чередуя их. Такой тренинг поддерживает звучание голоса в нужной позиции, создает ощущение легкости, содействует звучности фонации. Людям, имеющим голосоречевые профессии, требуются ежедневные хотя бы кратковременные тренировки, подобно тому, как это делают драматические актеры и вокалисты.

Что касается объема голосовой нагрузки, то мы считаем, что человек с хорошо поставленным голосом может говорить столько, сколько требуют условия его профессии. Нормальная нагрузка для голосового аппарата — 6 ч. При большей нагрузке устает не только голосовой аппарат, а наступает общее утомление, ухудшается самочувствие. Ведь педагоги всех уровней, как правило, ведут занятия стоя и со значительной затратой эмоциональной энергии.

Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникает голосовых затруднений. Сильные простуды, инфекционные заболевания могут отрицательно повлиять на качество голоса, но его изменения в период болезни оказываются менее выраженными, а по выздоровлении голосовой «статус» быстро восстанавливается. Безусловно, в период болезни следует обратиться за медицинской помощью, в том числе и к врачу-оториноларингологу, а еще лучше к фониатру.

Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь. Ф. Г. Тагирова (1988) предлагает следующие мероприятия.

1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны.

2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.

3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая.

После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться.

Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы. На один стакан кипятка берется столовая ложка травы, настаивается около часа. Полоскать следует теплым настоем через каждые 2 ч.

Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло.

Другой способ приготовления полоскания — измельчить небольшую свеклу, заварить ее стаканом кипятка, тепло укрыть настой, чтобы он лучше настоялся, или приготовить его в термосе. Теплый, но не горячий настой использовать для полоскания в течение дня.

Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника.

Фонопедия, являясь системой функциональных тренировок голосового аппарата, полностью перестраивает его функцию, восстанавливает фоноторную активность голосовых складок и оказывает благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе ее проведения восстанавливается не только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до старости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Логопедия. Основы фонопедии

Логопедия... Основы фонопедии... М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Акустические свойства голоса
Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голос

Теории механизма голосообразования
Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия

Значение дыхания в голосообразовании
Функцию дыхания в голосообразовании преувеличить невозможно. Природа не снабдила человеческий организм специальным голосовым органом. Продуцирующая звук гортань представляет собой часть дыхательной

Инструментальное обследование голосового аппарата
Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время клинические и инструментальные методы исследования в большей части о

Аудитивная оценка голоса
Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выясн

Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием специальных проб
2.1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний. Изолированные гласные предлаг

Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования — парезах или параличах гортани
Периферические парезы и параличи гортани наступают вследствие нарушений ее иннервации при поражениях нижнего гортанного (или возвратного) нерва. Выделяют три типа причин этой патологии: 1)

Восстановление голоса при хронических ларингитах
Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани — одно из самых распространенных заболеваний. Острое воспаление гортани может быть как самостоятельным заболеванием, так и сопутствовать ОР

Коррекционное обучение после удаления гортани
Удаление гортани (ларингоэктомия или экстирпация) производится при диагнозе «рак». Люди, перенесшие такую операцию, полностью лишаются звучного голоса. Поскольку гортань удалена, дыхательный путь з

Коррекция голоса после частичных резекций гортани
В последние годы в связи с лучшей, более ранней, диагностикой, а также с разработкой новых методов хирургического лечения появилась возможность проведения щадящих операций на гортани, частичных ее

Восстановление голоса при рубцовых деформациях и стенозах гортани
Рубцовые изменения и стенозы (сужение просвета гортани) встречаются и у взрослых людей, и у детей. Причины их могут быть разнообразны: длительное пребывание интубационной трубки при наркозе, термич

Фонопедия при узелках голосовых складок
Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их с

Гипотонусные нарушения голоса
Наиболее распространенная патология голоса связана с функциональными заболеваниями голосового аппарата, когда не наблюдается анатомических изменений или нарушений его иннервации, но вибраторная акт

Нарушения голоса при патологической мутации у подростков
В качестве одного из функциональных расстройств можно рассматривать патологическую мутацию голоса у подростков. Нормальная смена детского голоса на взрослый, как правило, завершается в теч

Фонастения
Особое место среди функциональных расстройств голоса занимает фонастения, которая часто не сопровождается видимыми изменениями голосового аппарата. Чаще всего она встречается у людей, имеющих голос

Функциональная афония
Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (

Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусные нарушения голоса являются следствием патологического повышения мышечного напряжения голосовых складок, изменения их вибраторной, функции. Дисфонические расстройства обладают

Их причины и распространенность
С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует активного и постоянного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой де

ПОСЛЕСЛОВИЕ
В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии. Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс

Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка[8] Методические указания Стоя, ру

Упражнения для больных с удаленной гортанью
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса
№ п/п Исходное положение Описание Дозировка Методические указания Сидя на сту

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги