рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие гражданского общества в Казахстане.

Развитие гражданского общества в Казахстане. - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ Формирование Гражданского Общества В Казахстане – Длительный, Значимый С Точк...

Формирование гражданского общества в Казахстане – длительный, значимый с точки зрения развития демократии процесс. Вместе с тем, необходимо отметить, что гражданское общество в современном Казахстане имеет длительную историю и глубинные корни. Еще с древности нам известны такие институты гражданского общества, которые успешно функционировали и обеспечивали консолидацию общества как суд биев, творчество акынов – жырау, выдвижение и самовыдвижение на значимые роли батыров и другие. Колонизация казахских земель, последующие этапы, связанные с функционированием в едином Советском государстве, прервали историческую преемственность в формировании чувства гражданской свободы, существенно изменив психологию и понимание роли общества и человека в судьбе государства. Многие выдающиеся политические деятели начала ХХ столетия в борьбе за пробуждение гражданского самосознания сложили свои головы. Поэтому формирование гражданского общества в Казахстане, несомненно, будет носить сложный противоречивый, вместе с тем осознанный характер.

Одним из первых проявлений гражданского общества в Казахстане является становление неправительственных организаций (НПО). Они выполняют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя многие функции социальных преобразований в обществе, внося заметный вклад в решение различных проблем: экологии, повышения роли женщин в обществе, прав потребителей, молодежи, многодетных и одиноких матерей, детей-сирот, инвалидов, жертв незаконных репрессий и др. На сегодняшний день в стране действуют порядка около 3 500 неправительственных организаций, которые, решая социально-экономические вопросы, способствуют активному вовлечению граждан страны в процессы демократизации общества. В них на постоянной основе работают около 35 тысяч человек, на временной основе консультантами и экспертами - 50 тысяч человек и добровольцами - более 100 тысяч человек. На начальном этапе НПО в основном существовали за счет зарубежных грантов. При этом в основном они имели правозащитный характер, что связано с периодом становления независимости Казахстана и началом процесса демократических реформ. Принятая в 1998 году программа демократизации страны позволила повысить роль неправительственных организаций как ключевого элемента демократизации казахстанского общества. Поэтому сегодня ситуация, связанная с развитием неправительственного сектора, кардинальным образом улучшилась. Постепенно происходит процесс осознания обществом значимой роли этого социального института. Поэтому особое значение приобретает повышение качества работы и поддержки неправительственных организаций государством.

В 2001 году принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», который стал реальным шагом на пути повышения возможностей некоммерческих организаций. Законом четко определены организационно-правовые нормы и виды некоммерческих юридических лиц, их права и обязанности, порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности. Упрощены условия регистрации, налоговые льготы неправительственных организаций. В соответствии с Правилами освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002г. №84, освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии международных организаций.

В январе 2002 года принята Концепция государственной поддержки неправительственных организаций. В ней определены цели и приоритеты государственной поддержки НПО. В разработке Концепции приняли участие известные лидеры неправительственного сектора, а также представители международных организаций (ПРООН, ТАСИС, Каунтерпарт Консорциум). Цель Программы - создание условий для устойчивого развития НПО в Казахстане как части гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества.

Представители НПО принимали активное участие в работе Постоянно действующего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества в Казахстане, являвшего площадкой для конструктивного взаимодействия всех общественно-политических сил страны. В августе 2004 года в Астане состоялось Совещание лидеров политических партий Казахстана, на котором был обсужден проект «Положения о Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества» при Президенте Республики Казахстан. Данный консультативно-совещательный орган был создан в целях выработки рекомендаций по наиболее актуальным проблемам, имеющим высокую общественно-политическую значимость для государства, совершенствования политической системы Казахстана, определения первостепенных задач по дальнейшей демократизации гражданского общества.

Одним из важных факторов формирования гражданского общества является развитие СМИ. Сегодня в Казахстане сформирован дееспособный информационный рынок. Сюда можно отнести появление негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного поля, создание и работу достаточно крупных медиа-компаний. Если до 1990 года в республике издавалось всего 10 республиканских (государственных) газет и журналов и выходили в эфир 21 теле- и радиоканал, то уже на 1 января 2003 г. в Казахстане действовало 1824 средств массовой информации, из них: 1202 газеты, 483 журнала, 124 теле- и радиокомпании, 15 информационных агентств. 80% СМИ Казахстана являются негосударственными. Собственниками 159 изданий являются общественные объединения, 11 - политические партии и движения, 10 - религиозные объединения. На сегодняшний день перед СМИ стоит задача повышения качества предлагаемой информации, вовлечения в нее все большего количества граждан путем поднятия вопросов действительно связанных с жизненными интересами граждан государства.

Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада - Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 года. Движение «Невада – Семипалатинск» требовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населения. С этой целью активисты движения организовывали демонстрации, научные конференции, привлекали внимание международной общественности. По инициативе М. Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту регионов. В апреле 1989 г. Было создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяли гуманистические нравственные принципы: неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов. В июле 1990 года оформилось Гражданское движение «Азат». Главная цель - обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию. Общественное движение «Ак жол» создано в ноябре 1998 года. Основу движения составили представители научной и творческой интеллигенции республики. По утверждению его лидера, писателя Нурлана Оразалина, целью движения является поддержка политического курса Президента Н. Назарбаева. Платформой же своего объединения они считают стратегию «Казахстан-2030», защиту интересов интеллигенции. Общественное движение «Орлеу» («Прогресс») - образовано в декабре 1998 года. Во главе этого движения стоит известный журналист С. Куттыкадам. В качестве своей социальной базы данная организация видит представителей среднего класса и интеллигенции.

Казахстан – многонациональное государство. Население Казахстана разнообразно по этническому составу. Здесь проживают представители более 130 национальностей. Наиболее крупными носителями этнических культур по своей численности являются коренной этнос - казахи, помимо этого в значительной доле представлены русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры, белорусы, корейцы. Многие национальности попали в Казахстан в результате политических гонений и репрессий. В период сталинизма Казахстан принял полтора миллиона ссыльных политических заключенных из России и других регионов СССР. Около одного миллиона триста тысяч переселенцев сюда были депортированы как представителей неблагонадежных народов. Все эти люди нашли понимание и поддержку казахского народа, обрели на земле Казахстана свою вторую Родину. В Казахстане твердо придерживаются принципа равенства наций. Для каждого казахстанца созданы условия для полноценного национального самовыражения и предоставлены права на реализацию своих этнокультурных интересов. Правовые гарантии и уважительное отношение ко всем народам защищает неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры. Около 40% средних учебных заведений и 70% ВУЗов республики осуществляют учебный процесс на русском языке. В местах компактного проживания малочисленных национальностей функционируют школы с уйгурским, узбекским, таджикским, украинским, немецким, польским и другими языками обучения. Получают государственную поддержку в обучении родным языкам воскресные школы при национально-культурных объединениях. В настоящее время в 170 воскресных школах и 3 школах национального возрождения изучается 23 языка этнических групп Казахстана. Получила большое развитие такая форма поддержания национальной самобытности, как национально - культурные центры, созданные во всех уголках Казахстана. Их высшая трибуна - Ассамблея народов Казахстана. Сегодня эта мощная социальная сила органично вплелась в традиционные институты гражданского общества, выражая свою политическую позицию в палатах Парламента, политических партиях, средствах массовой информации, государственных и неправительственных организациях. Ассамблея народов Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, она обеспечила неукоснительное выполнение соблюдения прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Данный орган является важным инструментом согласования межэтнических отношений и создания баланса в этой сфере в Казахстане. В состав Ассамблеи народов Казахстана входит 27 республиканских и региональных, более 300 областных национально - культурных объединений. Три республиканских национально-культурных центра имеют международный статус. Ассамблея взаимодействует с 16 Малыми Ассамблеями народов Казахстана, действующими в качестве консультативно-совещательных органов при главах администраций регионов, сформированных из представителей национально-культурных и общественных объединений. В деятельности Ассамблеи народов заключен большой позитивный опыт, который Казахстан внес в мировую практику решения межэтнических проблем. Этот вклад по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший осенью 2002 года визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Основные итоги межэтнической политики в Казахстане:

- в стране создана правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности;

- создан эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана;

- сформировано поликультурное общество с приоритетом общечеловеческих ценностей, духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников;

- достигнуто проведение сбалансированной языковой политики. Лингвистическое богатство Казахстана обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана;

- обеспечено межконфессиональное согласие и толерантность.

Демократизация казахстанского общества вызвала рост числа средств массовой информации на родных языках. В республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле и радиопередачи на 11 национальных языках. Ежегодно по государственному заказу выпускаются книги на языках этнических меньшинств Казахстана с общим тиражом более 80 000 экземпляров. Помимо казахских и русских театров действуют уйгурские, немецкие, корейские театры. Межнациональная политика основана на принципе единства в многообразии. Гражданский мир и согласие в Казахстане - это результат кропотливой работы государства и всего общества.

Важным аспектом развития гражданского общества является формирование толерантных межконфессиональных отношений. На сегодняшний день в Казахстане действуют 2993 религиозных объединения, представляющие свыше 40 конфессий. Из общего числа религиозных объединений 1638 являются мусульманскими, 237 - православными, 949 - протестантскими, 73 - католическими, 21 - иудейским и 75 - иными, в основном, нетрадиционными. Основополагающие принципы взаимодействия государства и религии, а также взаимоотношений между различными конфессиями определены Конституцией Республики Казахстан. Законодательно утвержден принцип отделения религии от государства, в соответствии с которым:

- государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

- государство не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);

- государство не оказывает религиозным объединениям материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

- религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций;

- религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, а занимаются лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Государство принимает на себя обязательство охранять законную деятельность религиозных объединений, оно не уклоняется от правового регулирования их статуса, занимается законодательным оформлением их деятельности, что обеспечивает определенный баланс отношений между конфессиями и властью.

В Казахстане власть способствует развитию межконфессионального диалога, созданию климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий. Существующие разнообразные связи между государством и религией позволяют последней оказывать влияние на решения властных институтов и общественную жизнь. Религиозные деятели участвуют в работе консультативных органов при Президенте страны (Ассамблея народов Казахстана) и областных акиматах (малые Ассамблеи). В начале девяностых годов независимому Казахстану досталось тяжкое наследие - правовая дискриминация религиозных общин, которые находились практически вне законодательного поля и были полностью подчинены регламентирующей деятельности официальной власти. В таких условиях о реальной свободе совести и вероисповедания не могло быть и речи. В суверенном Казахстане официальный подход к религиозным объединениям и верующим радикально изменился: впервые реально были установлены не только их обязанности, но и права, они стали полноценными субъектами социального и правового взаимодействия. В 1992 г. был принят Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», предоставивший верующим возможности реализации религиозных потребностей. Данным законом была установлена максимально либеральная политика государства на конфессиональном пространстве. В основу государственной политики в этой сфере была положена идея духовного согласия и межконфессионального сотрудничества. Примечательно, что Казахстан - одно из первых государств на пространстве СНГ, которое сумело сделать идею духовного согласия реальной силой. Можно утверждать, официальная политика Казахстана в сфере религии гарантирует независимость и устойчивой развитие конфессий, позволяет последователям всех религий полноценно участвовать в общественной жизни, иметь равные права. Она получила одобрение мировых духовных лидеров, в том числе Папы Иоанна Павла II и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Приверженность населения страны ценностям веротерпимости, диалога конфессий и культур, продуманная государственная политика в области религии, а также традиция объединения представителей разных религий для укрепления стабильности общества и оказания конкретной помощи привели к тому, что духовное согласие в Казахстане стало реальной практикой взаимоотношений. Не случайно именно в столице Казахстана стало возможным принятие осенью 2003 года Декларации участниками первого съезда лидеров мировых религий.

Таким образом, идея построения гражданского общества стала одним из приоритетных направлений государственной политики. Основополагающими принципами гражданского общества в Казахстане стали признание идеологического и политического многообразия, отделение государственных и общественных институтов, многообразие форм собственности. Законодательно защищены права всех граждан на свободу совести, вероисповедания, создания политических, общественных, профессиональных объединений.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Глава... ПРЕДМЕТ МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ... ПОЛИТОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие гражданского общества в Казахстане.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет политологии Определение политики
Современное общество является политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленного развития, направленного на преобразование природной среды и социальной ин

Возникновение и развитие политической науки
Существует несколько версий происхождения политической науки. Согласно одной из них, политические учения появились в Древней Греции, но они носили характер отвлеченных философских размышлений о пол

Методы и функции политологии
В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительн

Основные парадигмы и школы политологии
Политология, как и большинство других наук, относится к разряду полипарадигмальных дисциплин, то есть допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики. Парадигма

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции
Идейные истоки современных политических доктрин – это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого. Необходимо отметить, что все эти теории отражают взгляды не только их создателей, но и ин

Политические идеи Средневековья и Нового времени
Там, где начинается политика, кончается мораль. Макиавелли После принятия императором Константином христианства постепенно христианская теология стала приобретать политическое вли

Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Амер

Политические взгляды аль-Фараби
Аль – Фараби родился в 870 году в г. Отырар, который расположен на территории современного Южного Казахстана, хотя необходимо отметить, что становление его личности в качестве ученого - энциклопеди

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинально

Политическое наследие деятелей движения «Алаш».
Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка

Власть в зеркале политической науки
Жажда власти коренится не в силе, а в слабости. Э. Фромм Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Некоторые современные ученые

Структура власти Основания и ресурсы власти
В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - пр

Распределение власти в современном обществе
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу особого положения являются центрами притяжения власти. По исследованиям политологов, динамика этих групп следу

Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти - системы организаций и правовых норм их устройства и деятельности. Механизм власти имеет сложную иерарх

Эффективность и легитимность власти
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффек

Понятие элита и основные теории элит
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени

Типы политических элит и проблема ее формирования
В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, ду

Типология и функции политического лидерства
Власть даже пустого человека наполняет содержанием. Л. Фейхтвангер Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где

Понятие, структура и типология политических систем
Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключает

Политические режимы
Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. Монтескье При рассмотрении политической системы какого-либо государства не

Формы государственного правления
Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности. Отто Бисмарк Форма правления опреде

Древние и средневековые представления о демократии
Термин «демократия», впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа». Демократия имеет длительную историю, ее можно рассматривать как результат развития западно

Исторические формы демократии
Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении

Теории демократии
Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальны

Государство, функции. Теории происхождения государства
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство действует на определенной территории,

Сущность и основные принципы правового государства
Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес

Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности
Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интерес

Избирательные системы и выборы
«Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей п

Политические партии, структура, функционирование
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии, поскольку через них реализуются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представ

Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартий

Многопартийная система Казахстана.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Партийная сис

Политическое сознание. Понятие и основные уровни политической идеологии.
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собо

Уровни и функции идеологии
Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень. На этом уровне формируются, создаются политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного кл

Основные идеологические течения современности
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться класси

Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быт

Общее представление о политической культуре
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации

Конфуцианско-буддийская политическая культура
Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-будди

Исламская политическая культура
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую

Православно-славянская политическая культура
Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги