рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ Идейные Истоки Современных Политических Доктрин – Это Политические Взгляды И ...

Идейные истоки современных политических доктрин – это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого. Необходимо отметить, что все эти теории отражают взгляды не только их создателей, но и интересы больших социальных групп, социально-политическую реальность того времени в целом.

Как считают историки, первые классовые государства начали складываться в странах Древнего Востока в IV тысячелетии до н.э., соответственно на это время приходится рождение первых политических идей. Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей. Таким образом, политическое знание в Древнем мире существовало, прежде всего, в форме политической философии.

Одними из первых, наиболее концептуальных социально-политических доктрин являются взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция (V-IV вв. до н.э.) и представителей школы легистов. Со времен спора легистов и Конфуция в Китае сложились два принципа правления: фа чжи – правление закона и жень чжи – правление людей. Но при всех расхождениях они были едины в трактовке вопроса о приоритете общества над индивидом.

По Конфуцию, каждый член общества с рождения и до своей кончины должен был в повседневной жизни руководствоваться этикетом. Для него ритуал «ли» являлся организующим началом и основой функционирования государства. «Когда утрачен ритуал, - говорил Конфуций, - то наступает беспорядок; когда названия не соответствуют своей сути, то воцаряются ошибки; когда нарушены установления, то наступает хаос; когда утрачено истинное, то приходит ошибочное»[3]. По мнению ученых, правила «ли» в обществе должны были способствовать органическому слиянию социального и политического миров, общества, личности и государства.

Свою политическую доктрину он основывал на моральных максимумах, на основании которых разработал концепцию идеального человека: «…Благородный муж думает о восьми вещах..., чтобы его речь была искренней, о необходимости помнить о последствиях своего гнева…, о необходимости помнить о справедливости… Благородный муж, оказывая милость, не несет расходов; не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться; его желания не совместимы с жадностью; он полон величавости, но чужд высокомерия; он грозен, но в нем нет высокомерия»[4], то есть приоритетом во взаимоотношениях между людьми должна быть собственная моральная требовательность.

Мыслитель так сформулировал закон идеальных отношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Конфуций, а впоследствии его ученик Мэн-цзы предложили концепцию гуманного управления государством. Исходным принципом здесь выступают его представления об изначальной гуманности человека. Отсюда лучшим средством регулирования отношений между людьми являются законы нравственности. Главное, чтобы каждый соответствовал своему имени: правитель был правителем, отец отцом, сын сыном. По Конфуцию, правитель всегда должен твердо держаться истинных принципов: быть бескомпромиссным в основном, заботиться о людях и их благе, должен знать, что люди больше всего ненавидят бедность и презрение. «Правя уделом, способным выставить тысячу боевых повозок, надо быть тщательным в делах, правдивым, любить людей, экономить средства и побуждать народ к труду в соответствии со сменой сезонов»[5].

«…В чем состоит управление государством.

- Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа…

Учитель сказал:

- Даже когда к власти приходит истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение»[6].

В целом, для конфуцианства характерна защита идей строгой дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества, подобно семейному разделению функций. Государство – это инструмент, средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Опорой государства должен быть не безликий закон, а мудрость и добродетель правителя и культивируемые в обществе добродетели. «Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, народ не только устыдится, но и выразит покорность». Правитель и его приближенные должны делить с народом и хорошее, и плохое: «Если народ в достатке, как может недоставать правителю? Если же людям не хватает, то, как может хватать правителю?» Главными задачами правителя были: обеспечить народ пищей, содержать армию и – завоевать доверие людей. Можно поступиться, считал Конфуций, оружием, даже пищей, но без доверия нет основы для сильного государства. Чтобы заполучить доверие народа, правителю следует самосовершенствоваться, исправлять свои недостатки. Если же он «не в состоянии усовершенствовать себя, то, как он сможет выправить поведение других?».

Таким образом, Конфуций отдавал предпочтение патриархально-патерналистской форме правления, где государство понималось как большая семья. Разобрав различные формы верховной власти в стране, он называл самой пагубной такую, в которой «судьба государства оказывается в руках слуг вассалов».

Легисты абсолютизировали власть правителя и ратовали за создание мощного государства, главенствующего над своими соседями. Они способствовали созданию централизованного бюрократического правления, образцовой администрации. Для них характерен приоритет прагматизма в политике и китайская бюрократия превратила его в одну из составных частей политической культуры. Так, например, Шан Ян позаимствовал у Моцзы принцип равных возможностей, предложив допускать к административным должностям людей из любого сословия, независимо от знаний (сравните с принципом Конфуция – допускать к власти только образованных людей). Единственным критерием для чиновников была преданность правителю. В отличие от Конфуция, легисты настаивали на применении насилия, метода наград и наказаний, на сосредоточении всех рычагов власти в руках государства. Правителю надлежит стремиться к неограниченной власти. Политика, с точки зрения легистов, несовместима с моралью. В этой сфере деятельности вероломство, коварство и сила всегда ставились выше человеколюбия, милосердия и долга.

Легистские концепции впоследствии объединившись с ортодоксальным конфуцианством, способствовали созданию мощной бюрократической системы управления, которая функционировала в Китае без каких-либо существенных изменений с конца I тысячелетия до н.э. вплоть до начала ХХ века.

Примерно на этот же период приходится становление древнегреческих политических концепций. Однако другая социально-политическая обстановка, а именно демократические тенденции в развитии государственности, усложнение социально-политической жизни способствовали всестороннему и глубокому теоретическому обоснованию проблем государства, права и политики.

Политические идеи Древней Греции были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы как античный полис. Полис представлял собой особый тип государственного и общественного устройства, который опирался на политический и экономический суверенитет общины свободных собственников и производителей. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация.

Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель создали целостные философско-политические концепции, оказавшие влияние на развитие всей европейской политической мысли. И хотя Платон ставил перед собой цель создания идеальной модели государства, а Аристотель составил классификацию реальных форм государственного правления, выделив в них наиболее оптимальные и эффективные, они создали весьма схожие системы, соединив эмпирический и теоретический уровни исследования.

Древнегреческий мыслитель Платон является крупнейшей фигурой в истории политической мысли. Конструируя свою идеальную модель государства, он проводит аналогию между тремя частями человеческой души (разум, воля и чувство) и тремя началами, сословиями общества: правители, воины и производители. Разуму соответствует сословие правителей – мудрецов; воле, яростному началу – воины; третьему, чувственному, вожделеющему началу соответствует сословие производителей, ремесленников, землевладельцев.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом соответственно развитию качеств души и не вмешивалось в чужие дела. Кроме этого, справедливость это когда каждый занимается своим делом в соответствие с качествами души: философам – правителям с их способностью рассуждать - господствовать; яростному началу (воинам) быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (производителями), которое по своей природе тяготеет, жаждет богатства.

У каждого сословия в государстве свои привилегии и ограничения. Так, для двух первых сословий не может быть частной собственности: «ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий». У правителей и сторожей в идеальном государстве существует общность жен и детей. Семьи в обычном смысле слова не существует. Детей первых двух сословий воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей. Женщины в этом государстве уравнены в правах с мужчинами: «… одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины…»[7].

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства, если среди правителей выделится кто-то один - монархия, если несколько правителей – аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному правлению Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке ухудшения.

Тимократия (власть честолюбивых) возникает тогда, когда появляется частная собственность и свободные превращаются в рабов. Платон писал: «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать»[8].

В результате скопления значительного богатства у отдельных лиц в ходе войны и раздоров тимократия прекращает свое существование и превращается в олигархию. Олигархия (греч. - власть немногих; власть небольшой группы богатых людей). «Это строй, основывающийся на имущественном цензе», у власти стоят немногие богатые, а бедное большинство не участвует в управлении. В этом государстве как бы два государства: одно – бедняков, другое – богачей. Постепенно у бедняков появляется ненависть к бездельникам – богачам, что приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. «Демократия осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию…. В этом государстве будет полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь»[9]. В таком обществе к власти может прийти человек, который не имеет способности к управлению и недобродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил расположение к толпе. Итак, демократия – это строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. «Демократия, казалось бы, самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещрен разнообразными нравами, может показаться всего прекрасней… При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных»[10]. Платон отказывал демократии в элементарном благоразумии, называл ее «безумием большинства». Гражданин демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, поэтому демократия неизбежно перерастает в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства может обращаться только в чрезмерное рабство. Таким образом, демократия опьяняется свободой, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания.

Тирания (единоличное правление тирана) – наихудший тип государственного правления, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен и богат. Причем тиран добивается власти как ставленник народа. Таким образом, Платон выводит определенные закономерности в смене форм правления: тимократия, олигархия, демократия, тирания и выделяет как наиболее худшие тиранию и демократию.

В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один, где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги»[11].

В 366 - 365 и 361 гг. до н.э. совершил путешествия на Сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего, собиравшегося в своем государстве применять законы Платона. Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона. После перевода в XV в. сочинений Платона на латынь, его влияние распространилось на всю западную культуру. Многие идеи Платона, как ценные, так и иллюзорные, стали теоретическим источником идеологических построений мыслителей прошлого и современности. Однако, прежде всего, она оказала влияние на его ученика Аристотелю.

«Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития… граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство, в свою очередь предполагает власть закона, ибо, «где не властвуют законы, там нет политического устройства». Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум»: «закону страсть не причастна». Философ также подчеркивает мысль, чтобы законы в государстве не менялись, ибо закон не имеет другой силы, принуждающей к подчинению, кроме обычая, а обычай образуется не иначе, как в продолжение известного времени.

Аристотель различает в политической устройстве три части: законодательную, административную и судебную власти.

Человека древнегреческий мыслитель определяет как политическое существо, «а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек». Государство состоит из граждан. Граждане – это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.

Аристотель подчеркивает многообразие форм политического устройства, которые зависят от многих факторов. Например, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, «а для иных нужна свободная политическая жизнь». Формы политического устройства мыслитель напрямую связывал с климатом. Таким образом, можно утверждать, что Аристотель один из первых заложил основы геополитических взглядов.

Цель государства, согласно мыслителю, состоит в том, чтобы создать возможности для счастливой жизни. Однако не в любом, а только правильно организованном обществе человек может раскрыть свои способности, не проявлять своих низменных качеств и быть счастливым. Всего он выделяет 6 форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия). В определении оптимальной формы правления Аристотель исходил из анализа опыта функционирования многочисленных городов - полисов.

Монархия - древнейшая, «первая и самая божественная» форма политического устройства. Аристотель различает патриархальную и абсолютную монархию. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех остальных. Такие люди – сами закон, «как Бог между людьми». Аристократия предпочтительнее монархии. Здесь власть в руках немногих, обладающих личными достоинствами. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом.

Полития (республика) власть большинства. Единственная общая функция – это воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства. Политию можно было обозначить как правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития потому является лучшей формой правления, что отражает интересы людей среднего достатка, умеренного в своих требованиях и олицетворяющего гражданские добродетели.

Тирания – власть, «которая не согласна с природой человека»: «Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана». Олигархия – власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Демократия – власть большинства. Аристотель выделяет 5 видов демократии, которые делятся на два рода: демократия, основанная на законе; демократия, где верховная власть находится в руках толпы (охлократия). Демократия, основанная на законе – «самая сносная из всех худших форм политического устройства».

Аристотель формулирует и определенные правила управления государством. К примеру, согласно его взглядам, во всех формах государственного правления народ должен ощущать себя носителем верховной власти. Там же, где этого нет, мудрые правители должны позаботиться о том, чтобы у «народной массы» была иллюзия обладания верховной властью. Это является непременным условием стабильности любой формы правления.

Для наилучшего политического устройства, согласно Аристотелю, важна величина собственности. Наилучшая форма собственности – это собственность «средней величины, ибо вообще умеренное и среднее есть самое лучшее». Владельцы такой собственности рассудительны, они составляют среднее сословие государства. «Те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности… Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием крайних противоположностей… Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной»[12], - считает Аристотель.

Можно предположить, что политическим идеалом Аристотеля является демократия. Но это не так, поскольку он, различая существенные и несущественные части государства, исключает из среднего сословия большинство граждан государства, лишая их гражданства. Он прямо говорит, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина, потому что земледелие, ремесла, промыслы необходимы для жизни, но противны добродетели»[13]. Добродетельным можно стать, только освободившись от забот о делах первой необходимости. Таким образом, к необходимым, но несущественным частям государства Аристотель относит всех людей физического труда, а к существенным – воинов и правителей.

Следовательно, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ремеслом, промыслом, то есть вообще физическим трудом. Граждане живут за счет труда рабов – варваров, имеют философский досуг, развивают свои добродетели, исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, служат богам в храмах. В государстве нет слишком богатых и слишком бедных. Все остальные народы, рожденные варварами, созданы самой природой для рабского труда. А наилучшее политическое устройство позволит эллинам объединиться в одно целое и стать властелинами Вселенной.

Таким образом, в древнегреческой политической мысли возникают две трактовки политики: функциональная (Платон) – политика обеспечивает порядок и справедливость, преодолевая известные несовершенства людей, в первую очередь, земледельцев и ремесленников; аналитическая (Аристотель) – политика вытекает из сущности человека, поскольку человек инстинктивно стремится к совместному проживанию.

Период упадка Греции и возвышения Рима характеризовался целым рядом общественно-исторических трансформаций, суть которых состояла в упадке полисной организации общества, превращении Рима в единую мировую державу с новыми формами единоличной власти, юрисдикция которой распространялась на всю территорию, более высокое развитие частнособственнических отношений, дальнейшее развитие частного и публичного права, составивших основу римского права.

Стоики были первыми, кто отличал jus naturale от jus gentum (естественное право от права народов). В русле стоицизма Цицерон сформулировал свою концепцию государства как публично-правовой общности, тем самым, положив начало юридизации государства. Объясняя смысл понятия «res publicae», Цицерон подчеркивал, народ – это не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Цицерон исходил из понимания разумной природы и договорного происхождения общественно-политических институтов. Разумное начало и потребность жить вместе, говорил он, присущи всем людям от рождения, и именно из них вытекает стремление человека к самосохранению. Таким образом, государство основано на естественном праве, которое одинаково для всех народов и во все времена. Естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано[14].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Глава... ПРЕДМЕТ МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ... ПОЛИТОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет политологии Определение политики
Современное общество является политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленного развития, направленного на преобразование природной среды и социальной ин

Возникновение и развитие политической науки
Существует несколько версий происхождения политической науки. Согласно одной из них, политические учения появились в Древней Греции, но они носили характер отвлеченных философских размышлений о пол

Методы и функции политологии
В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительн

Основные парадигмы и школы политологии
Политология, как и большинство других наук, относится к разряду полипарадигмальных дисциплин, то есть допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики. Парадигма

Политические идеи Средневековья и Нового времени
Там, где начинается политика, кончается мораль. Макиавелли После принятия императором Константином христианства постепенно христианская теология стала приобретать политическое вли

Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Амер

Политические взгляды аль-Фараби
Аль – Фараби родился в 870 году в г. Отырар, который расположен на территории современного Южного Казахстана, хотя необходимо отметить, что становление его личности в качестве ученого - энциклопеди

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинально

Политическое наследие деятелей движения «Алаш».
Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка

Власть в зеркале политической науки
Жажда власти коренится не в силе, а в слабости. Э. Фромм Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Некоторые современные ученые

Структура власти Основания и ресурсы власти
В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - пр

Распределение власти в современном обществе
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу особого положения являются центрами притяжения власти. По исследованиям политологов, динамика этих групп следу

Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти - системы организаций и правовых норм их устройства и деятельности. Механизм власти имеет сложную иерарх

Эффективность и легитимность власти
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффек

Понятие элита и основные теории элит
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени

Типы политических элит и проблема ее формирования
В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, ду

Типология и функции политического лидерства
Власть даже пустого человека наполняет содержанием. Л. Фейхтвангер Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где

Понятие, структура и типология политических систем
Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключает

Политические режимы
Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. Монтескье При рассмотрении политической системы какого-либо государства не

Формы государственного правления
Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности. Отто Бисмарк Форма правления опреде

Древние и средневековые представления о демократии
Термин «демократия», впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа». Демократия имеет длительную историю, ее можно рассматривать как результат развития западно

Исторические формы демократии
Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении

Теории демократии
Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальны

Государство, функции. Теории происхождения государства
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство действует на определенной территории,

Сущность и основные принципы правового государства
Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес

Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности
Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интерес

Развитие гражданского общества в Казахстане.
Формирование гражданского общества в Казахстане – длительный, значимый с точки зрения развития демократии процесс. Вместе с тем, необходимо отметить, что гражданское общество в современном Казахста

Избирательные системы и выборы
«Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей п

Политические партии, структура, функционирование
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии, поскольку через них реализуются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представ

Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартий

Многопартийная система Казахстана.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Партийная сис

Политическое сознание. Понятие и основные уровни политической идеологии.
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собо

Уровни и функции идеологии
Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень. На этом уровне формируются, создаются политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного кл

Основные идеологические течения современности
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться класси

Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быт

Общее представление о политической культуре
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации

Конфуцианско-буддийская политическая культура
Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-будди

Исламская политическая культура
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую

Православно-славянская политическая культура
Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги