Внешние выражения эмоций

Внешние выражения эмоций. Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях выразительных или экспрессивных.

На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей замечательной книге Рефлексы головного мозга. Он писал Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, везде окончательным фактором является мышечное движение. Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе гнев это заторможенная драка все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей.

Для примера, пишет Дарвин, достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл.

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике выразительные движения лица, пантомимике выразительные движения всего тела, эмоциональным компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими.

Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что самая занимательная для нас поверхность на земле, это человеческое лицо. Именно на лице другого человека прочитываем мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть.

Точно так же прочитываются разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице. Из каких же элементов складывается язык эмоций, как усваивается он человеком Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот. Недаром в произведениях Л. Н. Толстого описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки. Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания.

Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание. На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены. Принцип физических действий, т. е. воссоздания эмоции по внешнему точному ее выражению, предложил К. С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций жесты, движения, позы и т. д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой стороны, служит средством его выражения.

Язык эмоций это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей.

Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест, замечает американский психолог Шибутани, в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т. д. Впрочем, такая психологизация внешности может быть результатом не совсем правильного прочтения природных особенностей лица. Интересное наблюдение приводит писатель 3. Тендряков.

Герой его повести Затмение замечает Я скоро понял, что трагическая складка губ и непроходящая тревога в ее распахнутых глазах вовсе не отражение ее духовных переживаний. Просто так устроено ее лицо. Как крепкая от природы нижняя челюсть вызывает часто впечатление волевого характера, как ямочки на щеках мягкости и беспечности, так и лицо Майи героини повести.

Я. К. без ее участия, помимо ее желания молило меня о помощи, и я не имел сил устоять. 6.