Сознание в свете некоторых концепций психологии

Сознание в свете некоторых концепций психологии. Сознание как категория отличная от психики, была вы- делена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. Сознание есть восприятие того, что происходит у че- ловека в его собственном уме писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и расс- матривая как одну из функций психического. Сознательная пси- хика человека стала противопоставляться бессознательной пси- хике животных.

Развитие психологии поставило вопрос о факторах, опре- деляющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения алфа- вита человеческих мыслей, у Канта появились априорные ка- тегории разума, такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно- го отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структу- рировании, категоризации реальности в сознательном отражении - 5 - посредством знаков.

Наконец, уже в начале нашего века Дюрк- гейм показывает, что эти категории, костяк разума, как он их называет, обусловлены социально даже такие фундаменталь- ные явления как время и пространство могут по-разному струк- турироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших пси- хических функций.

Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации-преобра- зования внешних средств управления поведением знаков во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, соз- нание имеет системное строение. Знак прежде всего слово своим значением опосредует процесс непосредственного внут- реннего чувственного отражения мира. Значение, как позже пи- сал Леонтьев это обобщение, известная система связей и от- ношений, идеальная, духовная форма кристаллизации обществен- ного опыта.

Индивидуальное сознание по своей природе общест- венно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом ви- де. На основе своих исследований Выготский выделил три ос- новные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека.

В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно- чувственных, не за- висимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ре 6 - бенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуацион- ных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдо- понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений.

Осоз- нанность для Выготского - возможность выражения одних значе- ний через другие на основе системности организации значений. Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для Выготского - некое информационное содержание, программа, уп- равляющая перекодировкой поступающих сигналов на язык, по- нятный компьютеру такая перекодировка и есть осознание. Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его истори- ческом развитии.

Специфически человеческие способности и функции писал Леонтьев складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими ус- ловиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь. В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта 7 - За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно вырабо- танные способы действия. Язык в такой трактовке - идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет эмансипирует по Гегелю мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значе- ний. На более ранних стадиях развития психики отражение го- раздо более субъективно.

Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных объектных качеств, объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом Петренко.

Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность.

Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения. Изучение генезиса, строения и функционирования индиви- дуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики.

Значение в психосе- мантике - это обобщенная идеальная модель объекта в созна- ние субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности Петренко. Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов 8 - жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов, созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприя- тия формируются такие системы отношений, которые не осозна- ются воспринимающим субъектом, но детерменирует процесс восприятия.

Эти принципиальные схемы познавательной саморе- гуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений. Психосемантический подход не ставит преграды между соз- нательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всег- да происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчле- нено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения.

Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта струк- тура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ, струк- туры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа.

В той степени, в какой восприя- тие, память, мышление или иной психологический процесс опос- редованы значением пишет Петренко они являются потенци- ально осознаваемыми. Для иллюстрации этой гипотезы Петренко и Кучеренко были проведены опыты, в которых испытуемому под гипнозом запрещалось видеть некоторые объекты. При этом воспринимались, но не осознавались не только запрещенные объекты предметы, семантически связанные с ними, также сли- вались с фоном. Итак, для психосемантики категоризация процесс отнесе 9 - ния единичного события, объекта, переживания к некоему клас- су фактически тождественна осознанию.

Здесь подразумевается осознание объекта, который категоризуется в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным. В то же время некоторые исследователи отделяют процесс осознания от процесса категоризации не отрицая невозможнос- ти одного без другого. Например, Ч.Тарт настаивает на су- ществовании базового внимания-осознания attention-aware- ness, направленность которого, его фокус, может находиться под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психи- ческая энергия, активирующая те или иные системы подсистемы сознания.

Необходимость в постулировании существования вни- мания-осознания основывается на фактах наличия категоризации без осознавания. В психологических системах психоаналитичес- кого направления бессознательное психическое чаще всего рассматривается как совокупность низших проявлений психики - инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненных проявле- ний. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что нео- сознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими прояв- лениями интеллектуального творчества.

Подобные процессы не- возможны в рамках наглядно-образного мышления, без опериро- вания сложными понятиями, выражения одних понятий через дру- гие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления при решении новых для человека задач является перерыв в дея- тельности, который может смениться пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений ее составляющих яв 10 - ление инсайта.

На подобные процессы частично проливают свет данные нейропсихологического и электрофизиологического анализа дея- тельности. По материалам В.Н.Пушкина показатели реоэнцефа- лографии РЭГ, регистрирующие кровоснабжение мозга, растут в лобных областях коры при повышении общеличностной напря- женности при решении задачи, если испытуемый ориентирован на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности.

При ориентации испытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ растут в теменно-височной области. В случаях одновременного личностного и познавательного напряжения показатели РЭГ в этих областях растут синхронно. На основании этих и большого количества других данных травмы, патологии Пушкиным дела- ется вывод о том, что существуют два крупных блока психичес- кой саморегуляции - личностный и познавательный, которые анатомически представлены соответственно лобными долями и теменной областью.