Обычное сознание как иллюзорное состояние

Обычное сознание как иллюзорное состояние. Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сфор- мированные этой же реальностью, в первую очередь- реаль- ностью, социально и культурно обусловленной. Восточные философско-психологические учения, о которых пойдет речь ниже в связи с медитацией, в основе своей содер- жат идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллю 11 - зия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение. Индуис- ты называют это майа, буддисты- самсара. Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллю- зии, просветление, видение мира таким, каков он есть на самом деле. В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколь- ко соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки.

По Ч.Тарту, сознание человека подвергается троякой де- терминации. Во-первых, оно детерминируется физическими зако- нами, поскольку процессы сознания протекают благодаря дейс- твию нервной системы. Кроме того, оно детерминируется специфи- ческими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец, происход ит детерми- нация социокультурного плана.

Психологами и философами не раз отмечалось, что та ре- альность, о которой осведомлен индивид, является консенсус- ной, то есть это реальность по соглашению, границы которой совпадают с границами языка.

Такие понятия и формы восп- риятия действительности, как время, пространство, измене- ние, причина, судьба, число в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода модель мира- ту сетку коорди- нат, при посредстве которых люди воспринимают действитель- ность и строят образ мира, существующий в их сознании- пи- шет А.Я.Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельнос- ти, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами - 12 - действительности, учет которых важен для выживания.

Но наибо- лее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отража- емой реальности. О несоответствии реальности нашего образа мира уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего сви- детельствуют данные современной физики, для которой материя - всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке, пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружаю- щую среду цит. по Ф.Капра. Гораздо ближе к концепциям сов- ременной физики результаты медитативного видения в восточ- ных культурах В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое.

Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущ- ности в отдельности, напротив все отдельные предметы взаи- модействуют друг с другом при помощи волн, или колеба- ний следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплета- ются в общий узор мировой гармониицит.по Ф.Капра. Помимо элементов детерминации, возникающих с необходи- мостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать синкрети- ческие обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильны- ми, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители. Еще - 13 - одно такое явление - феномен перцептуальной защиты, или вы- борочности восприятий. Он выражается в том, что люди в боль- шей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они пола- гают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже вопринято, то сознание стремится разрушить такого рода восп- риятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела- ниям человека.

Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею самсары для западного человека.

С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых изме- ненных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.