рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Медитация как метод изменения сознания

Работа сделанна в 1995 году

Медитация как метод изменения сознания - Курсовая Работа, раздел Психология, - 1995 год - Медитация как метод изменения сознания Медитация Как Метод Изменения Сознания. В Течение Примерно Четырех Тысяч Лет ...

Медитация как метод изменения сознания. В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли карты внутреннего пространства и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок неизбежным в условиях различных культур, об- разов мира часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д.Голмена 1977 под такими словами как дхиана, самадхи, фана, даат, турийа и др взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние.

В Тибете различают два уровня религии учение как уловка для дости- жения цели и окончательное учение, на уровне которого доктринальные различия исчезают.

К.Нараньо и Р.Орнстейн 1971 показывают, что многообразные методы медитации сво- дятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет - 19 - целью достижение определенного состояния сознания. Этим сос- тояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как спасение, избавление от страданий, просветление, истинное видение. Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Абаев 1986, анализируя одно из наиболее авторитетных произведений буддизма махаяны - Маха- яна - шраддхотпада - шастру, описывает изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием синь в буддийской лите- ратуре подразумевается источник высшей психической деятель- ности, условие объединения всех психических функций, включающее как сознательное, так и подсознательное в психи- ке, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание обычного человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования 1.чистое сознание - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой созна- ния 2.загрязненное, омраченное сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от кото- рого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия.

Их комплекс, сознание-хранилище, рассматривается как постоян- но изменяющийся поток сознания.

Оно представляет собой взаи- модействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким обра- зом, что они одновременно не едины и не различны. Можно выдвинуть гипотезу о соответствии первого аспекта - 20 - сознания энергии внимания-сознания, а второго аспекта - ка- тегориальным структурам сознания. По крайней мере при по- верхностном анализе, здесь просматриваются удивительные сов- падения и практически не видно различий.

А такие концепции буддийской психологии, как сознание-хранилище, где два ас- пекта одновременно не едины и не различны, даже могут про- лить свет на понимание взаимодействия базового осознания и категориальных структур в западной науке. Омраченный аспект сознания, согласно шастре, формиру- ет семена отпечатки, следы всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в сознании-хранилище отсюда и название.

Ис- ходя из этого можно понять идею кармы вернее лишь один из ее аспектов, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения вспомним тройную детерминацию сознания по Тар- ту. Одно из главных таких омрачающих формирований - комп- лекс Я. Согласно буддийской теории индивидуального Я, ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, омрачающих сознание чело- века, является дискурсивно-логическое мышление, основанное на различении, выделении отличительных признаков, вербали- зации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого.

Омраченное сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наиме- нованиями, принимая все это за истинную реальность. Все дхармы говорится в шастре изначально лишены всех вер 21 - бальных признаков, всех форм описания, обозначения и наиме- нования, всех форм концептуализации.

Согласно шастре, для достижения просветленного состо- яния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, ом- рачающего изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что нахо- дится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К.Нараньо и Р.Орнстейн отмечают, что для такого состояния характерны опустошенность, бессодержательность и бесп- редметность.

Вероятно, это не совсем точные характеристики. Действительно, если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации я осознаю нечто остается только предикат осознается, кото- рый сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние ни осоз- навания, ни не-осознавания, в котором нет ни ощущений, ни их отсутствия.

Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется в шастре практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занима- ют две медитативные техники шаматха, или самадхи и ви- пашьяна, или випассана. К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах медитацию я понимаю в узком смысле как работу с вниманием, в отличии от других техник, изменяющих сознание 22 - Санскритский термин самадхи в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воз- действия на психику человека всех возбуждающих и омрачаю- щих факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте.

Предварительно сводятся к миниму- му все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыс- лями, чувствами, желаниями.

Ошеломляющие переживания, кото- рые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, ин- тенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации мето- дом самадхи как реакция на ограничение поступающей информа- ции явление, знакомое по опытам с сенсорной изоляцией. Од- нако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту.

В.Н.Пушкин 1990 предпола- гает, что подобные результаты достигаются вслледствие уси- ленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольны- ми движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнитель- но небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредото- ченный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но посто- янная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

Единственный недос 23 - таток этой теории - то, что объектом для медитации чаще слу- жит образ, чем реальный предмет. При продолжительном непрерывном фокусировании на объек- те медитации наступает момент, который знаменует собой пер- вый разрыв с обыденным соэнанием. Это - полное поглощение, растворение - дхиана. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли пол- ностью исчезают прекращается внутренний диалог - К.Каста- неда. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела физическая боль не ощущается.

В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправлен- ность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату - Вишудхимагге, отражены в таблице 1 по Д.Голмену, 1977. В качестве объектов концентрации помимо прочего могут использоваться особые рисунки - мандалы интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Аме- рики и на востоке, монотонно повторяющиеся слоги - мантры.

Во многих религиях объектом концентрации служит личность Бога, главной характеристикой которой является бесконечная любовь здесь психологу даже строить догадки трудно. Экс- таз, получаемый в результате считается наиболее ценным сос- тоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к на- чальным уровням дхианы.

Второй, не менее распостраненный вид медитации - випас- сана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постиже- ния. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства 24 - ш1 Таблица 1. Уровни дхианы. Уровни концен- Состояния сознания трации Предваритель- Мешающие мысли преодолеваются, дру- ная стадия гие мысли пока остаются осознание сенсорных восприятий и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации.

Чувство восторга, счас- тья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации, раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки све- та или телесная легкость. 1 Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. Осознание болезненных фи- зических состояний сознание с самого начала приковано к объекту концентра- ции чувство блаженства, восторга и однонаправленности. 2 Чувство блаженства, восторга и одно- направленности никаких мыслей об ос- новном объекте концентрации нет. 3 Чувство блаженства, однонаправлен- ность и невозмутимость восторг исче- зает. 4 Невозмутимость и однонаправленность блаженство и всякое чувство удовольст- вия в теле исчезают. 5 Сознание бесконечного пространства невозмутимость и однонаправленность. 6 Сознание безобъектного пространства невозмутимость и однонаправленность. 7 Осознание пустоты.

Невозмутимость и однонаправленность. 8 Ни восприятие, ни не-восприятие не- возмутимость и однонаправленность. ш0 мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен со- зерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвер- гая что-либо как недостойное внимания, не уделяя чему-либо - 25 - преимущественное внимание.

Вишудхимагга считает, что овла- дение дхианами имеет второстепенную роль по сравнению с ви- пассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необ- ходима для продвижения по ступеням випассаны. Нужно посте- пенно, шаг за шагом, культивировать эти два аспекта, но не отделять их друг от друга, ибо они должны проявляться вмес- те, написано в Махаяна-шрадхотпада-шастре. Ступени пости- жения, заканчивающиеся нирванной и ниродхи - оконча- тельным освобождением, абсолютным знанием, крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки.

Ви- димо, на ранних стадиях осознаются многие психические про- цессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомен- дуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояние сознания стало обычным т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии воз- можна любая обычная деятельность.

Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер сон стано- вится осознанным по крайней мере в большей степени осознан- ным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранор- мальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как опасных соблазнов, уводящих в сторону с пути просветления.

Конечно, эти вопросы нуждаются в дальнейших исследова- ниях описание стадий випассаны, так как оно приводится, например, в Вишудхимагге очень мало что скажет западному уму. С другой стороны, очень сложно исследовать эти состоя- ния хотя бы потому, что для их достижения нужны годы работы - 26 - над собой. Мало что здесь можно объяснить и на языке психо- физиологии как кажется, при обращении к этим состояниям на- иболее удобным языком на западе на сегодняшний день является язык психосемантики 27 - БИБЛИОГРАФИЯ Абаев Н.В. ред Психологические аспекты буддизма.

Но- восибирск, 1991. Выготский Л.С. Мышление и речь. М 1956. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993. Гроф С. За пределами мозга. М 1993. Капра Ф. Дао физики. С Пб 1994. Классическая йога Йога-сутры Патанджали и Вьяса-бхашья. М 1992. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширен- ных состояний сознания. Ярославль, 1994. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М 1975. Лилли Д. Центр циклона.

Киев, 1993. Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. МГУ, 1988. Пушкин В.Н Дубров А.П. Парапсихология и современное естес- твознание. М 1990. Тарт Ч. Состояния сознания в сборнике Магический крис- талл. М 1994 28 -.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Медитация как метод изменения сознания

Вопрос о том как их оценить-ведь они столь отличны от нашего обычного сознания. Тем не менее они могут опреде- лить позиции, хотя и не могут дать… Наряду с другими психотехниками, расширяющими соз- нание,позволяющими выйти за… Необходимы картогра- фии внутреннего пространства, опирающиеся на дальнейшую разработку фундаментальных для психологии…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Медитация как метод изменения сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сознание в свете некоторых концепций психологии
Сознание в свете некоторых концепций психологии. Сознание как категория отличная от психики, была вы- делена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. Сознание есть восприятие того,

Обычное сознание как иллюзорное состояние
Обычное сознание как иллюзорное состояние. Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сфор- мированные этой же реальностью, в первую

Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания. Попытки научного осмысления необычных психических спо- собностей и состояний сознания предпренимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени экстраверт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги